Пояснительная записка к проекту федерального закона N 489169-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 489169-7 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

В настоящее время при реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации обложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) производится по ставкам в размере 18, 10 или 0 процентов. Пониженная ставка НДС в размере 10 процентов применяется в отношении товаров социального назначения: продовольственных товаров (за исключением деликатесных), детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (за исключением рекламного и эротического характера), а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) предусмотрено повышение размера ставки НДС с 18 процентов до 20 процентов.

Также законопроектом предлагается предоставить налогоплательщикам - производителям право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, полученных в 2018 году на компенсацию части затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники.

Кроме того, законопроектом предусмотрены меры, направленные на обеспечение стабилизации установленной в настоящее время фискальной нагрузки на плательщиков страховых взносов.

В соответствии с действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации в 2017 - 2020 годах для основной категории плательщиков страховых взносов тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен в размере 22 процентов в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10 процентов - сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом с 1 января 2021 г. тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зафиксирован в размере 26 процентов с сумм выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов.

Законопроектом предлагается тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22 процентов с сумм выплат физическим лицам, не превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов, и 10 процентов - сверх установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование зафиксировать на бессрочный период.

Аналогичные по содержанию законопроекты в настоящее время в палатах Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрении не находятся.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

 

Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в части повышения размера ставки налога на добавленную стоимость с 18 процентов до 20 процентов приведет к дополнительным доходам федерального бюджета в размере 620 млрд. рублей в год, начиная с 2019 года.

Предоставление налогоплательщикам - производителям колесных транспортных средств, высокопроизводительной самоходной и прицепной техники, в том числе сельскохозяйственной техники, права не восстанавливать налог на добавленную стоимость в 2018 году приведет к потерям доходов федерального бюджета в размере 27 млрд. рублей.

Установление тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22 процентов (вместо общеустановленного тарифа в размере 26 процентов) в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приведет к уменьшению объема поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году в размере 948,22 млрд. рублей, в 2022 году в размере 1 016,27 млрд. рублей, в 2023 году в размере 1 086,52 млрд. рублей, в 2024 году в размере 1171,41 млрд. рублей.

При этом установление тарифа 10 процентов с сумм, превышающих предельную величину базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, увеличит объем поступлений на финансирование страховой пенсии в 2021 году на 332,84 млрд. рублей, в 2022 году на 356,72 млрд. рублей, в 2023 году на 381,38 млрд. рублей, в 2024 году на 407,53 млрд. рублей.

Таким образом, установление тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении основной категории плательщиков в размере 22 процентов в пределах установленной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и 10 процентов на обязательное пенсионное страхование сверх установленной величины облагаемой базы приведет к снижению поступлений от уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в 2021 году в размере 615,38 млрд. рублей, в 2022 году в размере 659,55 млрд. рублей, в 2023 году в размере 705,14 млрд. рублей, в 2024 году в размере 763,88 млрд. рублей.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 5 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами. В этой связи реализация законопроекта приведет к увеличению трансферта на обязательное пенсионное страхование с одновременным уменьшением трансферта на компенсацию выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков.

 

Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" потребует внесения изменений в следующие федеральные законы:

1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

2. Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

 

Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.

Принятие законопроекта потребует внесения изменений в постановления Правительства Российской Федерации:

- от 30 декабря 2000 г. N 1033 "О применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного использования дипломатическим или административно-техническим персоналом этих представительств, включая проживающих вместе с ними членов их семей".

Цель подготовки указанного постановления Правительства Российской Федерации - указание в постановлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Проект постановления Правительства Российской Федерации следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта постановления является Минфин России.

Соисполнители: МИД России и ФНС России;

- от 22 июля 2006 г. N 455 "Об утверждении Правил применения налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг) для официального использования международными организациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территории Российской Федерации".

Цель подготовки указанного постановления Правительства Российской Федерации - указание в постановлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Проект постановления Правительства Российской Федерации следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта постановления является Минфин России.

Соисполнители: МИД России и ФНС России;

- от 26 декабря 2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" в части изменения ставки налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов на ставку 20 процентов.

Цель подготовки указанного постановления Правительства Российской Федерации - указание в формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, ставки налога в размере 20 процентов.

Проект постановления Правительства Российской Федерации следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта постановления является Минфин России.

Соисполнитель: ФНС России;

- от 3 августа 2015 г. N 784 "О применении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерним организациям FIFA, а также товаров (работ, услуг) и имущественных прав в связи с осуществлением мероприятий конфедерациям, Организационному комитету "Россия-2018", дочерним организациям Организационного комитета "Россия-2018", национальным футбольным ассоциациям, Российскому футбольному союзу, производителям медиаинформации FIFA, поставщикам товаров (работ, услуг) FIFA".

Цель подготовки указанного постановления Правительства Российской Федерации - указание в постановлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Проект постановления Правительства Российской Федерации следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта постановления является Минфин России.

Соисполнитель: ФНС России.

Принятие законопроекта потребует внесения изменений в приказы Федеральной налоговой службы:

- от 29 октября 2014 г. N ММВ-7-3/558@ "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме".

Цель подготовки указанного приказа Федеральной налоговой службы - указание в форме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость ставки налога в размере 20 процентов.

Проект приказа Федеральной налоговой службы следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта приказа является Федеральная налоговая служба.

Соисполнитель: Минфин России;

- от 30 ноября 2015 г. N ММВ-7-10/551@ "Об утверждении формата представления документа о передаче товаров при торговых операциях в электронной форме".

Цель подготовки указанного приказа Федеральной налоговой службы - указание в приказе ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Проект приказа Федеральной налоговой службы следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта приказа является Федеральная налоговая служба;

- от 30 ноября 2015 г. N ММВ-7-10/552@ "Об утверждении формата представления документа о передаче результатов работ (документа об оказании услуг) в электронной форме".

Цель подготовки указанного приказа Федеральной налоговой службы - указание в приказе ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Проект приказа Федеральной налоговой службы следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта приказа является Федеральная налоговая служба;

- от 24 марта 2016 г. N ММВ-7-15/155@ "Об утверждении формата счета-фактуры и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, в электронной форме".

Цель подготовки указанного приказа Федеральной налоговой службы - указание в приказе ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Проект приказа Федеральной налоговой службы следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта приказа является Федеральная налоговая служба;

- от 13 апреля 2016 г. N ММВ-7-15/189@ "Об утверждении формата корректировочного счета-фактуры и формата представления документа об изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, включающего в себя корректировочный счет-фактуру, в электронной форме".

Цель подготовки указанного приказа Федеральной налоговой службы - указание в приказе ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Проект приказа Федеральной налоговой службы следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта приказа является Федеральная налоговая служба;

- от 21 марта 2017 г. N ММВ-7-20/229@ "Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию".

Цель подготовки указанного приказа Федеральной налоговой службы - указание в приказе ставки налога на добавленную стоимость в размере 20 процентов.

Проект приказа Федеральной налоговой службы следует подготовить в 2018 году.

Разработчиком проекта приказа является Федеральная налоговая служба.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.