Пояснительная записка к проекту федерального закона N 469485-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 469485-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

 

Досье на проект федерального закона

 

Законопроект предусматривает внесение в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" ряда изменений. Данные изменения не затрагивают концепцию действующего законодательства об адвокатской деятельности и направлены на повышение гарантий реализации предусмотренного статьей 48 Конституции Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Законопроект предлагает дополнить порядок изменения членства в региональной адвокатской палате указанием на то, что адвокат, имеющий стаж адвокатской деятельности менее пяти лет, вправе изменить членство в адвокатской палате на основании решения совета палаты, членом которой он является, согласованного с Федеральной палатой адвокатов.

Данное предложение обусловлено тем, что ежегодно около 1 500 адвокатов изменяют членство в адвокатской палате, причем большая часть из них - вскоре после сдачи квалификационного экзамена и приобретения статуса адвоката. Данная практика, по сути, представляет собой обход закона и требует законодательного реагирования.

Законопроект уточняет правовое регулирование организации и деятельности адвокатского бюро. В частности, предлагается закрепить возможность установления в партнерском договоре адвокатского бюро иерархии партнеров и дифференциации их прав и обязанностей. О необходимости уточнения правового регулирования вопросов управления в данном виде адвокатского образования свидетельствует 15-летняя практика функционирования адвокатских бюро.

Для стимулирования пополнения состава адвокатуры молодыми практикующими юристами законопроект предлагает исключить требование о том, что в числе учредителей коллегии адвокатов должно быть минимум два адвоката, имеющих стаж адвокатской деятельности не менее 5 лет.

Законопроект также предлагает в соответствии с действующей редакцией п. 4 - 4.3 ст. 31 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" закрепить обязанность Федеральной палаты адвокатов обеспечивать соблюдение адвокатскими палатами субъектов РФ законодательства об адвокатуре, в том числе при разбирательстве дисциплинарных дел, возбужденных президентом Федеральной палаты адвокатов. Данная поправка полностью соответствует модели взаимодействия Федеральной палаты адвокатов и региональных адвокатских палат, заложенной в основу Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации".

Законопроект предлагает расширить перечень оснований приостановления статуса адвоката за счет такого основания, как обращение адвоката в адвокатскую палату с соответствующим заявлением. Данная поправка позволит, с одной стороны, упростить процедуру приостановления статуса адвоката, а с другой стороны - распространить на соответствующих лиц обязанность соблюдать правила профессиональной этики.

В целях повышения доступности помощи адвокатов для населения предлагается дополнить законодательство положением о возможности включения в соглашение условия, согласно которому размер и (или) выплата доверителем вознаграждения ставится в зависимость от результата оказания адвокатом юридической помощи. Это позволит получить квалифицированную юридическую помощь лицам, не располагающим на момент заключения соглашения с адвокатом денежными средствами для выплаты ему вознаграждения.

На право федерального законодателя институционализировать данную разновидность вознаграждения указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23.01.2007 N 1-П.

Обязанность разработать и установить правила применения адвокатами соответствующего договорного условия предлагается возложить на Федеральную палату адвокатов.

В целях более широкого представительства региональных адвокатских палат и вовлечения в деятельность органов адвокатского самоуправления лиц, пополняющих состав адвокатуры, предлагается увеличить численность совета Федеральной палаты адвокатов до тридцати трех человек.

Законопроект также предлагает дополнить Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" указанием на то, что лицо, занимавшее должность президента адвокатской палаты в течение двух сроков, может вновь занять указанную должность исключительно путем избрания его президентом на собрании (конференции) адвокатов или на Всероссийском съезде адвокатов (применительно к президенту Федеральной палаты адвокатов).

Кроме того, законопроект предлагает закрепить за Федеральной палатой адвокатов обязанность разработать и утвердить порядок прохождения стажировки, а также порядок работы в качестве помощника адвоката. Это предложение обусловлено недостаточным развитием правового регулирования статуса стажеров и помощников адвоката. Ряд вопросов, связанных со стажировкой и работой в качестве помощника адвоката, законодательно не урегулирован. На практике вызывает вопросы само оформление отношений со стажером и помощником адвоката.

Представляется, что указанные предложения соответствуют концепции Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" и отвечают целям оптимизации нормативного регулирования сферы адвокатской деятельности и адвокатуры на современном этапе развития. Принятие приведенных поправок позволит повысить гарантии реализации конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации).

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

 

Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не потребует выделения дополнительного финансирования, в том числе из средств федерального бюджета.

 

Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"

 

Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не потребует изменения иных актов федерального законодательства.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.