Решение Федеральной налоговой службы от 31 января 2012 г. N 7
Федеральной налоговой службой получена апелляционная жалоба Открытого акционерного общества "Х" (далее - ОАО "Х", Заявитель, Общество) от 03.11.2011 на решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (далее - Межрегиональная инспекция) от 21.10.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и от 21.10.2011 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению.
Как следует из материалов дела, Межрегиональной инспекцией проведена камеральная налоговая проверка Общества на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 1 квартал 2011 года (корректировка N 1).
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки Межрегиональной инспекцией вынесено решение от 21.10.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому установлено необоснованное завышение Обществом вычетов по НДС в размере 13 117 873,27 рублей и на основании пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением от 21.10.2011 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению, Обществу также отказано в возмещении НДС в сумме 13 117 873,27 рублей.
Основанием для отказа послужили выводы Межрегиональной инспекции о том, что при выплате компенсации и упущенной выгоды ООО СПБ "ЮЛ1" товары (работы, услуги) не реализовывались, в связи с чем отсутствовал объект обложения НДС в соответствии со статьей 39 Кодекса.
Общество обратилось с апелляционной жалобой в Федеральную налоговую службу, в которой просит признать частично недействительным решение Межрегиональной инспекции от 21.10.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части признания завышения ОАО "Х" вычетов по НДС за 1 квартал 2011 в сумме 13 117 873,27 рублей, а также решение Межрегиональной инспекции от 21.10.2011 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленного к возмещению, и принять новое решение о возмещении Обществу сумму НДС за 1 квартал 2011 в размере 13 117 873,27 рублей.
Как следует из апелляционной жалобы, Общество полагает, что отказ Межрегиональной инспекции в возмещении НДС в сумме 13 117 873,27 рублей неправомерен, поскольку операции, связанные с выплатой ООО СПП "ЮЛ1" денежных средств, включающих компенсацию за здание и упущенную выгоду в связи с изъятием и сносом принадлежащих данной организации зданий и сооружений, в соответствии с пунктом 1 статьи 39, пунктом 1 статьи 146 Кодекса являются объектом налогообложения НДС. Следовательно, уплаченный на основании счетов-фактур от 22.12.2006, 59 ООО СПП "ЮЛ1" НДС в размере 13 117 873 рубля подлежит к вычету у ОАО "Х".
Заявитель указывает, что пунктом 3 статьи 39, пунктом 2 статьи 146 Кодекса компенсация убытков, полученных в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд и сносом расположенных на нем объектов недвижимости, не предусмотрена как операция, не подлежащая налогообложению НДС.
Общество считает, что в случае передачи объекта недвижимости под снос в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд моментом реализации объекта недвижимости является дата подписания сторонами акта приема-передачи здания, при этом регистрация перехода права собственности на объект недвижимости покупателю не требуется. С учетом пункта 1 статьи 167 Кодекса моментом реализации ООО СПП "ЮЛ1" принадлежащего ему здания является его фактическая передача ОАО "ЮЛ2" по акту приема-передачи здания под снос на основании Распоряжения Правительства N от 08.02.06г. "Об освобождении территории под строительство электроподстанции (далее - акт приема-передачи здания под снос от 22.12.2006).
Заявитель также отмечает, что компенсация собственникам стоимости сносимых зданий в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 N 15/1 (далее - Методика определения стоимости строительной продукции) включается в общую стоимость строительно-монтажных работ по возведению объекта недвижимости. Поскольку возводимый объект недвижимости предназначался для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, Общество имело право в соответствии с пунктом 6 статьи 171 Кодекса на вычет по счетам-фактурам, которые были предъявлены заказчиком-застройщиком (ОАО "ЮЛ2").
Федеральная налоговая служба, изучив доводы Заявителя, изложенные в жалобе, исследовав и оценив представленные материалы, установила следующее.
Распоряжением Правительства N от 08.02.2006 "Об освобождении территории под строительство электроподстанции" утвержден перечень организаций и строений, попадающих в зону производства работ по строительству электроподстанции, подлежащих выводу и сносу. В указанный перечень включены принадлежащие ООО СПБ "ЮЛ1" объекты недвижимости (2-этажный кирпичный склад, 1-этажный кирпичный склад, металлический ангар).
В соответствии с пунктом 3.3 указанного Распоряжения ОАО "ЮЛ2" принимаются к сведению обязательства по выплате собственникам объектов недвижимости, расположенных в зоне строительства, денежной компенсации за изымаемые и подлежащие сносу здания и сооружения в соответствии с актами оценки
Между ОАО "ЮЛ2", ЗАО "ЮЛ3" с одной стороны и ООО СПП "ЮЛ1" с другой стороны заключен договор на выплату денежной компенсации собственнику нежилых помещений от 20.10.2006 б/н (далее - договор от 20.10.2006 б/н).
В соответствии с указанным договором ООО СПП "ЮЛ1" в адрес ОАО "ЮЛ2" выставлены счет-фактура от 22.12.2006 (компенсация за здание) на сумму 60 553 000.00 рублей (в том числе НДС - 9 236 898.31 рублей) и счет-фактура от 22.12.2006 (упущенная выгода (снос здания)) на сумму 25 441 946.96 рублей (в том числе НДС 3 880 974.96 рубля).
Указанные счета-фактуры включены ОАО "ЮЛ2" в сводный счет-фактуру от 31.03.2011, выставленную в адрес ОАО "Х", которое заявило предъявленную сумму НДС к вычету в уточненной декларации за 1 квартал 2011 года (корректировка N1).
Между ОАО "Х" (Инвестор) и ОАО "ЮЛ2" (Заказчик) заключен договор от 28.09.2007. Согласно пунктам 1.1, 2.1 договора от 28.09.2007 ОАО "Х" обязуется финансировать проектирование и строительство электроподстанции, а по завершении инвестиционного проекта принять его от Заказчика по акту приема-передачи и осуществить регистрацию права собственности на законченный строительством объект. В свою очередь ОАО "ЮЛ2" в соответствии с пунктами 1.1, 2.2. договора от 28.09.2007 выполняет функции заказчика-застройщика по проектированию и строительству электроподстанции и по согласованию с инвестором-застройщиком заключает договоры, необходимые для выполнения принятых на себя по данному договору обязательств.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно пункту 1 статьи 39 Кодекса реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, исходя из пункта 1 статьи 39, подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, возмещение убытков по своей правовой природе не является реализацией товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, суммы, полученные организацией в качестве возмещения упущенной выгоды, выплачиваемой собственнику за изымаемые и подлежащие сносу здания и сооружения, не являются доходом, полученным от реализации имущества, и не могут облагаться НДС.
Таким образом, отказ Межрегиональной инспекции ОАО "Х" в налоговом вычете по НДС по счет-фактуре ООО СПП "ЮЛ1" от 22.12.2006, включенной ОАО "ЮЛ2" в сводный счет-фактуру от 31.03.2011, является обоснованным и правомерным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 215 Гражданского кодекса РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 договора от 20.10.2006 б/н ОАО "ЮЛ2" и ЗАО "ЮЛ3" обязуются осуществить необходимые фактические и юридические действия, направленные на полную и своевременную компенсацию убытков и других затрат ООО СПП "ЮЛ1" как собственнику нежилого строения. расположенного по адресу: N. ОАО "ЮЛ2" обязуется в срок произвести оплату суммы компенсации в установленном договором порядке.
В соответствии с пунктом 2.1 договора от 20.10.2006 б/н после получения суммы компенсации и предоставления компенсационного земельного участка ООО СПП "ЮЛ1" обязуется освободить принадлежащее ему на праве собственности здание, а также земельный участок расположенные по адресу: N от имущества и материальных ценностей.
ООО СПП "ЮЛ1" также обязуется заключить договор на оказание услуг по оформлению документации и представление интересов в уполномоченных государственных органах по вопросу исключения из ЕГРП указанного обьекта недвижимости с предоставлением ОАО "ЮЛ2" документов, подтверждающих оказание данных услуг.
Согласно пункту 2.2 договора от 20.10.2006 б/н ЗАО "ЮЛ3" обязуется после освобождения ООО СПП "ЮЛ1" здания подписать акт приема-передачи объекта недвижимости для производства строительных и иных работ, а также оказать содействие ООО СПП "ЮЛ1" в предоставлении всех необходимых документов, требуемых для исключения объекта недвижимости из ЕГРП в Главном управлении ФРС по г. N.
Согласно акту приема-передачи здания под снос от 22.12.2006 здание, расположенное по адресу: N, освобождено собственником от имущества и иных материальных ценностей и передано под снос ЗАО ПК "ЮЛ4".
Таким образом, договором от 20.10.2006 б/н передача права собственности на здание, расположенное по адресу: N не предусмотрена. Право собственности ООО СПП "ЮЛ1" на указанное недвижимое имущество прекращено в результате его уничтожения (сноса). Акт приема-передачи здания под снос от 22.12.2006 свидетельствует лишь о том, что объект освобожден от имущества и иных материальных ценностей собственника и готов для сноса.
Кроме того, следует отметить, что в соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ответу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. N (вх. от 12.09.2011) собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу N, с 11.04.2000 по настоящее время значится ООО СПП "ЮЛ1", что также свидетельствует об отсутствии факта перехода права собственности на недвижимое имущество.
Таким образом, исходя из пункта 1 статьи 39, подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса, выплата денежной компенсации собственнику объекта недвижимости за изымаемые у него и подлежащие сносу здания и сооружения без перехода права собственности на указанный объект недвижимости другому лицу не является реализацией и, соответственно, операцией, подлежащей налогообложению НДС.
Следовательно, отказ Межрегиональной инспекции ОАО "Х" в налоговом вычете по НДС по счет-фактуре ООО СПП "ЮЛ1" от 22.12.2006, включенной ОАО "ЮЛ2" в сводный счет-фактуру от 31.03.2011 является обоснованным и правомерным.
В отношении довода ОАО "Х" о правомерности заявленного Обществом вычета по счетам-фактурам, которые были предъявлены заказчиком-застройщиком в соответствии с пунктом 6 статьи 170 Кодекса, на основании того, что компенсация стоимости сносимых зданий, принадлежащих организациям, в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции включается в общую стоимость строительно-монтажных работ по возведению объекта недвижимости, предназначенного для осуществления операций, облагаемых НДС, ФНС России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.
Согласно пункту 3 статьи 169 Кодекса налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 169 Кодекса, при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с главой 26 Кодекса, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 Кодекса, а также в иных случаях, определенных в установленном порядке.
Учитывая, что выплата денежной компенсации собственнику объекта недвижимости за изымаемые у него и подлежащие сносу здания и сооружения, исходя из пункта 1 статьи 39 Кодекса, не являются операциями по реализации имущества, и, соответственно, не могут быть объектами обложения НДС, ООО СПП "ЮЛ1" не имело права выставлять счета-фактуры от 22.12.2006, ОАО "ЮЛ2" включать их в сводный счет-фактуру от 31.03.2011, а ОАО "Х" заявлять вычет по НДС в указанной части.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 Кодекса сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых не подлежат налогообложению.
Положения пункта 5 статьи 173 Кодекса в данном случае неприменимы, поскольку не распространяются на лиц, совершающих операции, которые не признаются объектом налогообложения по НДС.
Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, при наличии соответствующих первичных документов.
В соответствии с Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100 первичными учетными документами по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ является форма КС-2 "Акт о приемке выполненных работ" (для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений), КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", выставленные подрядными организациями в адрес заказчик
При этом первичные учетные документы, свидетельствующие о включении суммы денежной компенсации, уплаченной ООО СПП "ЮЛ1" за изымаемые у него и подлежащие сносу здания и сооружения, в стоимость строительно-монтажных работ не представлены. ООО СПП "ЮЛ1" счета-фактуры от 22.12.2006 в адрес ОАО "ЮЛ2" выставлены в связи с выплатой компенсации за изымаемые у собственника и подлежащие сносу здания и сооружения, а не в связи с выполнением для последнего строительно-монтажных работ. ОАО "ЮЛ2" сводная счет-фактура от 31.03.2011 предъявлена Обществу на основании всех счетов-фактур (в том числе, счетов-фактур от 22.12.2006), выставленных в адрес ОАО "ЮЛ2" как заказчика в периоде осуществления инвестиционного проекта. При этом поскольку ОАО "ЮЛ2" не реализует товары (работы, услуги), имущественные права в адрес ОАО "Х" по сводной счет-фактуре от 31.03.2011, в указанную счет-фактуру подлежат включению только те суммы НДС, которые ранее правомерно уплачены ОАО "ЮЛ2" при осуществлении инвестиционного проекта.
При таких обстоятельствах Федеральная налоговая служба считает выводы Межрегиональной инспекции о неправомерном применении Обществом налоговых вычетов по НДС в сумме 13 117 873,27 рублей обоснованными.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь пунктом 2 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам от 21.10.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение от 21.10.2011 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость без изменения, а апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Х" - без удовлетворения.
Одновременно Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждает решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам от 21.10.2011 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и признает его вступившим в силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 31 января 2012 г. N 7 Отказ в возмещении НДС по операциям, связанным с выплатой
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров