Решение Федеральной налоговой службы от 21 января 2015 г. N 279
И. о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Х (далее также - заявитель, предприниматель) от 09.11.2014 на решение Межрайонной ИФНС России (далее - инспекция) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.09.2014 (далее также - решение от 29.09.2014, обжалуемое решение).
Обжалуемым решением, принятым по результатам рассмотрения акта камеральной налоговой проверки от 08.08.2014 и других материалов налоговой проверки, Х дополнительно начислен (с учётом состояния расчётов с бюджетом) единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения, (далее - УСН) за 2013 год в сумме 104481 рубль (пункт 1 решения), заявитель привлечена к ответственности по пункту 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в общей сумме 3343 рубля 80 коп. (пункт 2), начислены пени по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в сумме 9092 рубля 73 коп. (пункт 3 решения).
В жалобе Х выражает несогласие с обжалуемым решением по причине несоответствия выводов налогового органа фактическим обстоятельствам в связи со следующим.
Заявитель не может согласиться с тем, что в книге доходов и расходов и в декларации не отражены операции по реализации товаров бюджетным и некоммерческим организациям по договорам поставки. Договоры поставки хотя и заключались с бюджетными и некоммерческими организациями, но реализацию товаров указанным организациям нельзя признать оптовой торговлей.
Розничная торговля регулируется статьей 492 "Договор розничной купли-продажи" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ), в которой, в частности, говорится: "По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью". Определение оптовой торговли заявителю удалось отыскать в ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации": "Оптовая торговля - вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием". Отсюда, по мнению предпринимателя, возникает определяющая роль такого понятия, как "цель приобретения товара", а его количество вообще никак не учитывается.
Заявитель ссылается на письмо Министерство финансов Российской Федерации от 15.11.2011 N 03-11-11/283, в котором указано, что определяющим признаком розничной купли-продажи в целях применения ЕНВД является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности. Таким образом, реализация за безналичный расчёт товаров медицинским учреждениям, детским садам, клубам и другим аналогичным организациям для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть признана розничной торговлей и переведена на уплату единого налога.
Х считает, что оформление расчётов никоим образом не влияет на то, относится ли данная торговля к розничной или к оптовой.
Предприниматель отмечает, что транспортные расходы включены в стоимость доставки товара до помещения магазина, независимо от того, кто является покупателем (физическое или юридическое лицо). При этом весь товар приобретался в помещении магазина. Ссылку на утверждение директора ЮЛ 1 - ФЛ 1., что товар был доставлен личным транспортом продавца, заявитель считает неверной, т. к. товар доставила ей директор ФЛ 2 по её просьбе.
Х указывает, что осуществляет поставки товара в бюджетные организации с 2008 года, за это время она неоднократно проверялась налоговыми органами и никаких нареканий в её адрес не высказывалось. Так, 22.05.2012 заявителем отправлена пояснительная на сообщение от 04.05.2012 о предоставлении пояснений по поставке товаров в бюджетные организации, налоговый орган никаких нарушений не выявил, хотя и ранее предпринимателем заключались аналогичные договоры поставки с муниципальными образовательными учреждениями.
С учётом изложенного и в соответствии со статьями 89, 100 и 101 НК РФ, заявитель просит признать незаконным решение от 29.09.2014.
Каких-либо документов к жалобе не приложено.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлено следующее.
Как следует из материалов по жалобе, постановка на учёт в качестве плательщика единого налога на вменённый доход в налоговом органе осуществлена предпринимателем Х с 06.10.2004 по виду деятельности "Розничная торговля". Заявитель применяет упрощённую систему налогообложения с 1 января 2009 г., объект налогообложения - доходы (по ставке 6 процентов).
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН за 2013 год, представленной заявителем 28.04.2014. По результатам проверки установлена неуплата (неполная уплата) единого налога за 2013 год в размере 104481 рубль.
Согласно рассматриваемой декларации по УСН за 2013 год сумма дохода составила 96292 руб., сумма исчисленного налога - 5778 руб., сумма уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уменьшающая сумму налога - 5778 руб., сумма налога к уплате за налоговый период - 0,00 руб. (отсутствует).
На основании запроса инспекции от 06.02.2014 филиал Банка представил выписку по операциям по счёту предпринимателя за 2013 год. Согласно выписке по счёту Х проходят операции по реализации товаров бюджетным и некоммерческим организациям по договорам поставки, не отраженные в книге доходов и расходов и в декларации на общую сумму 2229058,46 рубля.
В соответствии с п.3 ст.88 НК РФ инспекцией было направлено налогоплательщику сообщение от 20.05.2014 о предоставлении необходимых пояснений или внесения соответствующих исправлений в первичную декларацию.
Заявителем 17.07.2014 представлены пояснения, что продажа товаров на основании договоров с бюджетными организациями осуществлялась из помещения магазина следующим способом: представители бюджетных организации в течение определенного срока (неделя, месяц и т.д.) забирали товар с прилавков магазина. Количество и стоимость записывались в ведомость учёта, и по истечению сроков итог суммировался, и организациям выставлялись счета. Поставка товара осуществлялась в авансовом режиме. Также, товар, отсутствовавший на данный момент в наличии, заказывался и доставлялся позже, в помещение магазина. Х указала, что относить продажу товара по такому принципу к оптовой торговле нельзя.
По состоянию на 08.08.2014 уточнённая декларация предпринимателем не представлена.
В ходе камеральной налоговой проверки установлено, что поставки осуществлялись заявителем в адрес следующих организаций:
1. ЮЛ 1 на общую сумму 1731647,69 руб.;
2. ЮЛ 2 на общую сумму 148480 руб.;
3. ЮЛ 3 на общую сумму 7000 руб.;
4. ЮЛ 4 на общую сумму 41700 руб.;
5. ЮЛ 5 на общую сумму 23871,01 руб.;
6. ЮЛ 6 на общую сумму 185859,76 руб.;
7. ЮЛ 7 на общую сумму 90500 руб.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (далее также - ЕНВД) применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
Статьей 346.27 НК РФ установлено, что к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Статьей 492 ГК РФ предусмотрено, что по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
Статьей 426 ГК РФ признано, что договор розничной купли-продажи является публичным договором, устанавливающим обязанности коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
При этом согласно статье 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Таким образом, в целях применения главы 26.3 НК РФ к розничной торговле относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчёт по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары.
Определяющим признаком договора розничной купли-продажи в целях применения единого налога на вмененный доход является то, для каких целей налогоплательщик реализует товары организациям и физическим лицам: для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью, или для использования этих товаров в целях ведения предпринимательской деятельности.
При этом под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина - предпринимателя (например, оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).
При соблюдении указанных выше норм ГК РФ и главы 26.3 НК РФ предпринимательская деятельность, связанная с розничной торговлей товарами за безналичный расчёт бюджетным учреждениям и осуществляемая в рамках договоров розничной купли-продажи, может быть переведена на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
К розничной торговле не относится реализация в соответствии с договорами поставки.
Исходя из статьи 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
При этом Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает для организаций и индивидуальных предпринимателей, реализующих товары, обязанности осуществления контроля за последующим использованием покупателем приобретаемых товаров (для предпринимательской деятельности или для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью).
Если в целях реализации товаров, например, заключаются договоры, в которых определяются ассортимент товаров, сроки их поставки, порядок и форма расчетов за поставляемые товары, а также оформляются и передаются покупателям накладные, счета-фактуры, ведутся журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, то такая деятельность относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли.
В связи с изложенным, предпринимательская деятельность в сфере реализации товаров, осуществляемая на основании договоров поставки либо на основании иных договоров гражданско-правового характера, содержащих признаки договора поставки, независимо от формы расчетов с покупателями не подлежит переводу на систему налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности и должна облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения.
Деятельность по реализации товаров, в том числе бюджетным и некоммерческим организациям, на основе договоров поставки или по государственным (муниципальным) контрактам относится к предпринимательской деятельности в сфере оптовой торговли, к которой применяется общий режим налогообложения или упрощенная система налогообложения.
Как установлено в ходе проверки, Х в 2013 году заключались договоры поставки (договоры поставки товара) с бюджетными и некоммерческими организациями.
Представленные заявителем и контрагентами документы свидетельствуют об осуществлении предпринимателем оптовой поставки товаров. Поскольку Х заключались именно договоры поставки, то соответственно в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках исполнения данных договоров, следовало применять упрощённую систему налогообложения.
На основании изложенного, оснований для удовлетворения жалобы предпринимателя Х и отмены и/или изменения решения инспекции от 29.09.2014 не имеется.
На основании изложенного, а также руководствуясь пунктом 3 статьи 140 НК РФ, и. о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы решила:
Оставить без удовлетворения апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Х от 09.11.2014 на решение Межрайонной ИФНС России о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 29.09.2014.
Решение инспекции вступает в силу со дня принятия настоящего решения.
В случае несогласия с настоящим решением оно может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьями 137-139, 139.2 Налогового кодекса Российской Федерации в Федеральную налоговую службу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 21 января 2015 г. N 279 О применении специального режима в виде ЕНВД ((розничная торговля) при реализации товаров бюджетным некоммерческим организациям по договорам поставки) при наличии обязанности исчислять и уплачивать налог по упрощённой системе налогообложения (доходы)
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров