Решение Федеральной налоговой службы от 27 сентября 2016 г. N СА-3-9/4423@
Федеральной налоговой службой получена жалоба физического лица Х (далее - Заявитель) на решение Инспекции об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Х" (далее - Общество) при создании, а также решение Управления по жалобе Заявителя на Решение Инспекции.
Заявитель в жалобе указывает, что согласно решению единственного учредителя Общества от 30.05.2016 N 1 (далее - Решение единственного учредителя) уставный капитал Общества в размере 10 000 рублей должен быть внесен учредителем имуществом, оцененным в указанной сумме, что соответствует требованиям пункта 1 статьи 14 и пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ), согласно которым оплата уставного капитала общества с ограниченной ответственностью может быть осуществлена, в том числе имуществом и имущественными правами.
Вместе с тем, Решением Инспекции Заявителю было отказано в государственной регистрации Общества в связи с тем, что Решение единственного учредителя противоречит пункту 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), которым установлено, что при оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала.
Заявитель считает, что положения пункта 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса применяются только в случае, если вклад в уставный капитал вносится денежными средствами, а не имуществом, поскольку в ином случае данное положение нарушает право участника на оплату доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью имуществом, предусмотренное пунктом 1 статьи 15 Закона N 14-ФЗ.
В связи с изложенным, Заявитель просит дать пояснение по вопросу толкования и применения положений пункта 1 статьи 14, пункта 1 статьи 15 Закона N 14-ФЗ и пункта 3 статьи 66.2 Гражданского кодекса, а также проверить законность и обоснованность Решения Инспекции и Решения Управления.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, оценив и исследовав материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.
Из статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются, в том числе:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора) соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
- решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ установлено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных законом N 129-ФЗ документов.
При этом Федеральная налоговая служба отмечает, что представленные в регистрирующий орган документы, содержащие недостоверные сведения, считаются не представленными.
Из абзаца 2 пункта 1 статьи 14 Закона N14-ФЗ следует, что размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
Пунктом 1 статьи 15 Закона N 14-ФЗ установлено, что оплата долей в уставном капитале общества может осуществляться деньгами, ценными бумагами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами.
Согласно пункту 1 статьи 66.2 Гражданского кодекса, введенной Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ), минимальный размер уставных капиталов хозяйственных обществ определяется законами о хозяйственных обществах.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса при оплате уставного капитала хозяйственного общества должны быть внесены денежные средства в сумме не ниже минимального размера уставного капитала.
Пунктом 3 статьи 3 Закона N 99-ФЗ установлено, что впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса (в редакции Закона N 99-ФЗ) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства СССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса (в редакции Закона N 99-ФЗ).
Таким образом, минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью в соответствии с положениями пункта 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса подлежит оплате только денежными средствами.
Как следует из материалов жалобы, Заявителем в регистрирующий орган 02.06.2016 были представлены документы для государственной регистрации создания Общества, в том числе Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме N Р11001 (далее - Заявление по форме N Р11001), а также Решение единственного учредителя.
По результатам рассмотрения представленных документов Инспекцией принято Решение об отказе в государственной регистрации в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ.
Не согласившись с Решением Инспекции, Заявитель обратился в Управление с жалобой, которое Решением оставило ее без удовлетворения.
ФНС России считает обоснованным отказ в государственной регистрации Общества при создании по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 Решения единственного учредителя Заявителя уставный капитал Общества определен в размере 10 000 рублей. Вклад в уставный капитал Общества подлежит внесению имуществом. На момент государственной регистрации Общества его уставный капитал должен быть сформирован полностью.
В Заявлении по форме N Р11001 Заявителем, в том числе подтверждено, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации.
Учитывая положения пункта 2 статьи 66.2 Гражданского кодекса, а также осуществление Заявителем в соответствии с Решением единственного учредителя вклада в уставный капитал Общества имуществом, по мнению ФНС России, Заявление по форме N Р11001 содержит недостоверные сведения о соблюдении Заявителем порядка оплаты уставного капитала Общества на момент государственной регистрации, в связи с чем данное заявление расценивается как документ не представленный в регистрирующий орган для государственной регистрации, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ является основанием для отказа в государственной регистрации.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь подпунктом "б" пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", оставляет жалобу Заявителя на Решение Инспекции, а также Решение Управления без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 27 сентября 2016 г. N СА-3-9/4423@
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров