Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Федеральной налоговой службы от 22 мая 2018 г. N СА-4-9/9722@ Правомерность отказа в государственной регистрации Общества в связи с ликвидацией

Решение Федеральной налоговой службы от 22 мая 2018 г. N СА-4-9/9722@

 

Федеральной налоговой службой получена направленная Управлением Федеральной налоговой службы (далее - Управление) письмом от 05.04.2018 жалоба закрытого акционерного общества "Х" (далее - ЗАО "Х", Общество, Заявитель) на решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы (далее - Регистрирующий орган, Межрайонная инспекция) от 26.12.2017 об отказе в государственной регистрации ЗАО "Х" в связи с ликвидацией (далее - Решение от 26.12.2017) и Управления от 08.02.2018 об оставлении жалобы Заявителя на Решение от 26.12.2017 без удовлетворения (далее - Решение).

Заявитель в жалобе сообщает, что по результатам рассмотрения представленных Обществом 19.12.2017 в Регистрирующий орган документов для государственной регистрации ЗАО "Х" в связи с ликвидацией Межрайонной инспекцией принято Решение от 26.12.2017.

Основанием для принятия Решения от 26.12.2017 послужило поступившее в Регистрирующий орган возражение заинтересованного лица (ИФНС России (далее - Инспекция, Налоговый орган) относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ, реестр) по форме N Р38001 (далее - Возражение по форме N Р38001), согласно которому, по мнению Инспекции, ЗАО "Х" имеет задолженность перед бюджетом, которая не отражена в ликвидационном балансе Общества, в связи с чем сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, являются недостоверными.

Не согласившись с Решением от 26.12.2017, Общество 18.01.2018 обратилось с жалобой в Управление, по результатам рассмотрения которой Управлением принято Решение.

Заявитель считает Решение от 26.12.2017 и Решение необоснованными в связи с нижеследующим.

Со ссылкой на положения статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) Заявитель отмечает, что в промежуточном ликвидационном балансе подлежат отражению сведения о размере заявленных кредиторами требований, а в ликвидационном балансе - сведения о размере непогашенных требований кредиторов в связи с отсутствием денежных средств и имущества.

Следовательно, по мнению Заявителя, достоверность сведений о наличии задолженности определяется наличием заявленных требований кредиторов, поскольку в случае недостаточности имущества ликвидируемого лица для удовлетворения указанных требований ликвидация юридического лица осуществляется в соответствии со статьей 65 ГК РФ и статьей 224 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".

Заявитель отмечает, что в рассматриваемой ситуации отсутствуют доказательства предъявления к ЗАО "Х", находящемуся в процессе ликвидации, требований кредиторами, в том числе налоговыми органами.

Заявитель сообщает, что Инспекции было известно о ликвидации ЗАО "Х". При этом налоговый орган не воспользовался правом на проведение налоговой проверки Общества в связи с ликвидацией, по результатам завершения которой могли быть заявлены требования к ликвидируемому должнику.

По мнению Заявителя, в случае отсутствия доказательств предъявления налоговым органом юридическому лицу требований в период проведения данным юридическим лицом процедуры ликвидации указанные в балансе сведения об отсутствии задолженности не могут быть признаны недостоверными в целях отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица.

Указанная позиция Заявителя подтверждается судебной практикой и правовой позицией, изложенной письмах ФНС России от 11.10.2017 N ГД-4-14/20509 и от 28.12.2017 N ГД-4-14/26814.

Таким образом, Заявитель считает, что основания для отказа в государственной регистрации ЗАО "Х" при ликвидации, предусмотренные подпунктами "а" и "х" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), отсутствуют.

Учитывая изложенное, Заявитель просит отменить Решение от 26.12.2017, Решение и осуществить государственную регистрацию ЗАО "Х" в связи с его ликвидацией.

Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Заявителя, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.

Абзацем 3 статьи 1 Закона N 129-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из ГК РФ, Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61-64 ГК РФ.

Согласно пункту 3 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Пунктом 1 статьи 63 ГК РФ установлено, что ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 63 ГК РФ после окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

В пункте 6 статьи 63 ГК РФ указано, что после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридического лица в связи с его ликвидацией, регулируются Законом N 129-ФЗ.

Согласно подпунктам "а", "б" пункта 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, ликвидационный баланс.

В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены.

В пункте 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ указано, что документы, предусмотренные статьей 21 Закона N 129-ФЗ, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.

Перечень оснований отказа в государственной регистрации определен пунктом 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ, согласно подпунктам "а" и "х" которого отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов и несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица.

Как следует из материалов жалобы Заявителя, 19.12.2017 в Регистрирующий орган поступили представленные 18.12.2017 документы для государственной регистрации ЗАО "Х" в связи с ликвидацией, в том числе заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001, ликвидационный баланс и протокол внеочередного общего собрания акционеров ЗАО "Х" от 07.12.2017 об утверждении ликвидационного баланса.

По результатам рассмотрения представленных документов на основании подпунктов "а" и "х" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ Регистрирующим органом принято Решение от 26.12.2017.

В Решении от 26.12.2017 в качестве обоснования отказа в государственной регистрации указано, что в Регистрирующий орган поступило Возражение по форме N Р38001, в соответствии с которым Общество имеет задолженность перед бюджетом либо внебюджетными фондами и данная задолженность не отражена в ликвидационном балансе, в связи с чем представленные в ликвидационном балансе сведения недостоверны, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации ЗАО "Х".

18.01.2018 в Управление поступила жалоба Заявителя на Решение от 26.12.2017, по результатам рассмотрения которой Управление приняло Решение, признав Решение от 26.12.2017 правомерным.

Основанием для принятия Решения послужили следующие обстоятельства: информация, изложенная в Возражении по форме N Р38001, о непредставлении ЗАО "Х" налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2017 год и наличии у Общества задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами Российской Федерации в размере 200 рублей.

При этом Управление сделало вывод о том, что Заявитель должен был знать о наличии у него задолженности по обязательным платежам и принять меры по выявлению кредиторов и уведомлению их в письменной форме о ликвидации Общества.

Вместе с тем, ФНС России считает Решение от 26.12.2017 и Решение не соответствующими Закону N 129-ФЗ и подлежащими отмене в связи с нижеследующим.

В соответствии с пунктом 5 статьи 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

Статьей 64 ГК РФ закреплен порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица.

Из пункта 4 статьи 64 и пункта 1 статьи 64.1 ГК РФ следует, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, реализация прав кредитора ликвидируемого юридического лица обеспечивается возможностью предъявления им соответствующих требований к ликвидационной комиссии для включения их в промежуточный ликвидационный баланс, а также гарантией, предоставленной положениями пункта 4 статьи 64 и пункта 1 статьи 64.1 ГК РФ, на обращение кредитора в суд до утверждения ликвидационного баланса в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от рассмотрения требования такого кредитора.

Как следует из материалов жалобы Заявителя, 10.04.2017 Регистрирующим органом в ЕГРЮЛ в отношении ЗАО "Х" внесена запись о принятии Обществом решения о ликвидации и назначении ликвидатора.

В журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о ликвидации ЗАО "Х" (далее - Сообщение), согласно которому требования кредиторов могут быть заявлены в течение двух месяцев с момента опубликования Сообщения.

01.11.2017 Регистрирующим органом в реестр внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса Общества.

Вместе с тем, Инспекцией в срок, установленный ГК РФ, не реализовано право на предъявление к ликвидационной комиссии требований Налогового органа как кредитора Общества для их удовлетворения в процессе ликвидации ЗАО "Х".

В силу подпункта 2 пункта 5.1 статьи 64 ГК РФ при ликвидации юридического лица требования, не признанные ликвидационной комиссией, если кредиторы по таким требованиям не обращались с исками в суд, считаются погашенными.

Таким образом, поскольку Инспекцией не был реализован специальный порядок удовлетворения требований кредиторов, предусмотренный ГК РФ, Инспекция утратила право на удовлетворение (погашение) своего требования в ходе процедуры ликвидации Общества.

В отношении обоснования регистрирующих органов принятия Решения от 26.12.2017 и Решения представлением Возражения по форме N Р38001 ФНС России сообщает, что сам по себе факт его представления не может являться основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации Общества, поскольку Инспекцией не соблюдена процедура ликвидации ЗАО "Х" и не учтены гарантии, предоставленные законодательством кредитору ликвидируемого юридического лица.

Таким образом, выводы Управления и Инспекции о представлении Заявителем ликвидационного баланса, не отражающего действительные обязательства ликвидируемого Общества, являются необоснованными.

Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь подпунктом "а" пункта 3 статьи 25.6 Закона N 129-ФЗ, отменяет решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы от 26.12.2017 об отказе в государственной регистрации ЗАО "Х" в связи с ликвидацией и решение Управления Федеральной налоговой службы от 08.02.2018.

Одновременно Федеральная налоговая служба поручает Управлению Федеральной налоговой службы обеспечить контроль за внесением Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы в срок не более пяти рабочих дней со дня получения настоящего решения соответствующих записей.

Об исполнении поручения сообщить Заявителю и в копии Федеральной налоговой службе не позднее следующего дня по истечении вышеуказанного срока.

 


Решение Федеральной налоговой службы от 22 мая 2018 г. N СА-4-9/9722@ Правомерность отказа в государственной регистрации Общества в связи с ликвидацией


Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров