Решение Федеральной налоговой службы от 27 мая 2014 г. N 160
Заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации (далее - Управление), рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Х (далее - ООО "Х", налогоплательщик, Заявитель) на решения Межрайонной ИФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Инспекция, налоговый орган) от 16.04.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 16.04.2014 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению,
УСТАНОВИЛ:
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2013 года вынесены решение от 16.04.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - Решение), которым налогоплательщику, отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, уменьшена сумма налога излишне заявленного к возмещению в размере 9 595 561 рублей и решение от 16.04.2014 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, которым Заявителю отказано в возмещении НДС в сумме 9 595 561 рублей.
ООО "Х", реализуя право, предусмотренное статьей 101.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), обратилось в Управление с апелляционной жалобой.
Налогоплательщик считает, что право на применение налогового вычета связано с моментом ввода в эксплуатацию основного средства (началом фактической эксплуатации объекта недвижимости), поскольку положения статьи 171 Кодекса имеют отсылки к статье 259 Кодекса. Налоговый период в данном случае подлежит непосредственному исчислению с момента формирования объекта основных средств посредством ввода его в эксплуатацию и соответственно, применение норм пункта 2 статьи 173 Кодекса недопустимо.
Управление, рассмотрев доводы Заявителя и представленные Инспекцией документы, сообщает следующее.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 Кодекса и в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Пунктом 1 статьи 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено статьей 172 Кодекса, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных данной статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
Требования к счетам-фактурам, которые могут служить основанием для принятия покупателями к вычету сумм НДС, уплаченных за товары (работы, услуги), определены статьей 169 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями статьи 176 Кодекса.
При этом из положений пункта 2 статьи 173 Кодекса следует, что налогоплательщик утрачивает право на возмещение положительной разницы между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, если налоговая декларация подана им по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Данный срок носит пресекательный характер, возможность его восстановления нормами действующего законодательства не предусмотрена.
Установление законодателем указанного трехлетнего срока направлено на закрепление равновесия интересов участников и стабильность налоговых правоотношений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 15.06.2010 N 2217/10, налоговое законодательство не содержит норм, ограничивающих право налогоплательщика на применение налогового вычета в более поздний период по сравнению с периодом совершения хозяйственной операции по приобретению товара. Однако соблюдение трехлетнего срока подачи уточненной налоговой декларации, установленного пунктом 2 статьи 173 Кодекса, является обязательным условием для применения налогового вычета и соответствующего возмещения сумм НДС. Восстановление указанного срока законодательством не предусмотрено.
Положения пункта 2 статьи 173 Кодекса, устанавливающие трехлетний срок для применения налоговых вычетов, в обязательном порядке корреспондируются с нормами Кодекса, устанавливающими глубину проверяемого периода, а также сроками хранения первичных документов. Применение налоговых вычетов в более поздние налоговые периоды не должно лишать налоговый орган возможности провести надлежащую проверку обоснованности таких вычетов.
Согласно материалам проверки налогоплательщиком для постройки здания надземной многоуровневой автостоянки заключены договоры с подрядными организациями на выполнение различных работ.
В соответствии с книгой покупок НДС в сумме 9 595 561 рублей предъявлен подрядными организациями при проведении капитального строительства по счетам-фактурам, принятым на учет в период с 2008 года по 1 квартал 2010 года.
В силу договоров подряда, заключенных на выполнение работ по строительству и предоставлению услуг, связанных со строительством здания надземной многоуровневой автостоянки, приемка выполненных работ производится ежемесячно по актам формы КС-2, оплата производится частями на основании актов КС-2, справок по форме КС-3 и выписанных счетов-фактур.
Таким образом, анализом представленных налогоплательщиком документов установлено, что ООО "Х" условия предоставления налоговых вычетов по НДС выполнены в 2008 году, 2009 году и в 1 квартале 2010 года, поскольку:
- счета-фактуры выставлены в период с 2008 года по 1 квартал 2010 года,
- согласно карточкам счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в разрезе контрагентов за период с 01.01.2008 по 31.12.2012, книгам покупок, оборотно-сальдовым ведомостям по счетам 08, 19.01, 19.03 товары (работы, услуги) приняты на учет в 2008 году, 2009 году, 1 квартале 2010 года,
- приобретенные товары (работы, услуги) используются для осуществления операций, облагаемых НДС (строительство автосалона - реализация автотранспортных средств).
С учетом вышеизложенного, в нарушение статьей 169, 171, 172, 173 Кодекса налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2013 года завышены налоговые вычеты по НДС в сумме 9 595 561 рублей, поскольку право на заявление вычетов по счетам-фактурам за период с 2008 года по 1 квартал 2010 года на общую сумму 9 595 561 рублей уже погашено сроком давности их заявления.
В жалобе налогоплательщик, основываясь на положениях пункта 6 статьи 171, пункта 5 статьи 172, пункта 1 статьи 173 Кодекса, указывает, что право на применение налогового вычета связано с моментом ввода в эксплуатацию основного средства (началом фактической эксплуатации объекта недвижимости), поскольку положения статьи 171 Кодекса имеют отсылки к статье 259 Кодекса.
Положения налогового законодательства свидетельствуют о том, что налогоплательщик имеет право на налоговый вычет, даже при условии, что объект, в целях строительства, реконструкции или модернизации которого приобретались товары (работы, услуги), еще не введен в эксплуатацию.
Указанные выше положения налогового законодательства свидетельствуют о том, что для вычета НДС важен сам факт оприходования товаров (работ, услуг) в бухгалтерском учете. Счет, на котором оприходованы товары (работы и услуги), в данном случае значения не имеет.
Как установлено материалами проверки, приобретенные для постройки здания надземной многоуровневой автостоянки товары (работы, услуги) учитывались на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы".
В соответствии с пунктом 2 статьи 173 Кодекса налогоплательщик может воспользоваться правом на вычет сумм НДС в течение 3 лет после окончания периода, в котором возникло право на вычет налога, следовательно, Общество могло воспользоваться правом на вычет по НДС в 2011 - 1 квартале 2013 года.
Налоговое законодательство не ставит право налогоплательщика на получение налоговой выгоды в виде вычета по НДС с датой ввода объекта основных средств в эксплуатацию.
Факт отражения стоимости приобретенных работ и товара на счете 08, а не на счете 01 не может служить основанием для увеличения срока, предусмотренного пунктом 2 статьи 173 Кодекса. Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Поволжского округа от 05.12.2013 по делу N А72-13061/2012, ФАС Московского округа от 21.08.2013 по делу N А40-134549/12-108-179, ФАС Уральского округа от 05.12.2013 N Ф09-6641/13.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации
РЕШИЛ:
1. Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации от 16.04.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, от 16.04.2014 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации от 16.04.2014 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступает в силу с момента принятия настоящего решения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной налоговой службы от 27 мая 2014 г. N 160 По вопросу пропуска трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации, для подачи налоговой декларации
Текст решения опубликован на сайте www.nalog.ru и содержит правовую позицию ФНС России при рассмотрении жалоб (обращений) в ходе досудебного урегулирования споров