Какие действия необходимо предпринять ЗАО в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"? Будут ли все ОАО, ЗАО и общества с дополнительной ответственностью преобразованы в публичные и непубличные акционерные общества? В какой срок необходимо привести учредительные документы в соответствие с законодательством? Как выбрать организационно-правовую форму организации? Предусмотрена ли необходимость проведения реорганизаций, ликвидаций, перерегистраций юридических лиц в связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ?
Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрена возможность создания хозяйственных товариществ в форме полного товарищества или товарищества на вере (коммандитного товарищества) и хозяйственных обществ в форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью (п. 3 и п. 4 ст. 66 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Таким образом, создание обществ с дополнительной ответственностью Законом N 99-ФЗ не предусмотрено. К обществам с дополнительной ответственностью, созданным до дня его вступления в силу Закона N 99-ФЗ, будут применяться нормы Гражданского кодекса РФ об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87-90, 92-94) в редакции Закона N 99-ФЗ (пп. 1 п. 8 ст. 3 указанного Закона), то есть фактически общества с дополнительной ответственностью "заменяются" обществами с ограниченной ответственностью. Вместо конструкций открытого и закрытого акционерных обществ вводится дифференцированное регулирование статуса публичных и непубличных акционерных обществ (смотрите также пояснительную записку к проекту федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Публичным будет признаваться акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах будут применяться также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает обозначенным признакам, будут признаваться непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Соответственно, основное отличие публичного акционерного общества от непубличного будет заключаться в том, что акции и иные ценные бумаги публичного общества смогут размещаться путем публичной подписки или смогут публично обращаться.
Законодательством не предусмотрена необходимость проведения реорганизаций, ликвидаций, перерегистрации юридических лиц в связи с вступлением в силу Закона N 99-ФЗ (п. 10 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Юридические лица (в том числе ЗАО) просто должны будут внести необходимые изменения в свои уставы (в том числе и в свои наименования) для приведения их в соответствие с требованиями Закона N 99-ФЗ. Поскольку закрытые акционерные общества не вправе производить открытую подписку (п. 2 ст. 39 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", далее - Закон об АО), то ЗАО "превращаются" в непубличные общества, но при этом такое общество вправе указать в своем фирменном наименовании и в уставе, что оно является публичным обществом, если в планы общества входит проводить открытую подписку на свои ценные бумаги (п. 1 ст. 66.3 ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ).
Таким образом, помимо внесения иных необходимых изменений в устав, ЗАО должно будет изменить свое наименование: убрать из него указание типа общества "закрытое" и при наличии такого желания указать, что общество является публичным. Требования указывать в наименовании, что общество является непубличным, закон не содержит.
Сроки внесения изменений в устав и наименование общества законом не установлены. Согласно п. 7 ст. 3 Закона N 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Закона N 99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Учредительные документы со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ и до приведения их в соответствие действуют в части, не противоречащей указанным нормам.
Также со дня вступления в силу Закона N 99-ФЗ к закрытым акционерным обществам применяются нормы главы 4 ГК РФ (в редакции Закона N 99-ФЗ) об акционерных обществах. Положения Закона об АО о закрытых акционерных обществах применяются к таким обществам впредь до первого изменения их уставов (п. 9 ст. 3 Закона N 99-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ефимова Ольга
Ответ прошел контроль качества
3 июня 2014 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.