Камеральные и выездные налоговые проверки. Спорные вопросы проведения
Правомерность проведения налоговым органом одновременно выездной и камеральной налоговых проверок
НК РФ предусматривает право налоговых органов в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов проводить две формы налоговых проверок - камеральную и выездную. Однако нормами НК РФ прямо не урегулирован вопрос о том, правомерно ли проводить одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральную и выездную налоговые проверки.
В рамках статьи мы проанализируем соответствующие нормы НК РФ, приведем позицию официальных органов по рассматриваемой проблеме, а также обратимся к примерам из судебной практики.
В п.п. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ регламентировано, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
На основании п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов - камеральные и выездные налоговые проверки.
Так, в п. 1 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В силу п. 5 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Согласно абзацу 3 п. 5 ст. 89 НК РФ при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
На основании п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
В п. 2 ст. 87 НК РФ также установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие порядок проведения камеральной и выездной налоговых проверок, не дают прямого ответа на вопрос о правомерности (неправомерности) проведения одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу, а также за один и тот же налоговый период упомянутых двух форм налоговых проверок.
Одновременно необходимо обратить внимание, что данные нормы не устанавливают и прямого запрета на их одновременное проведение.
Обратимся к разъяснениям ФНС России по рассматриваемой проблеме.
В письме ФНС России от 13.03.14 г. N ЕД-4-2/4529 был рассмотрен вопрос о порядке проведения камеральной и выездной налоговых проверок в одно время, по одному налогу и за один налоговый период. ФНС России из анализа соответствующих норм НК РФ сделала вывод, что камеральная налоговая проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.
Также в указанном письме ФНС России приходит к следующему выводу: законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 НК РФ ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.
Кроме того, поскольку указанные проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, то невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
В приказе ФНС России от 30.05.07 г. N ММ-3-06/333@, которым была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, указывается, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.
Таким образом, из анализа приведенных норм НК РФ и разъяснений ФНС России можно сделать вывод, что, поскольку камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными видами, их проведение не поставлено в зависимость друг от друга. Соответственно является правомерным проведение одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральную и выездную налоговые проверки.
Ранее уже сложилась судебная практика, которая признает камеральную и выездную проверки самостоятельными формами, не зависящими друг от друга, что также приводит к выводу о правомерности их одновременного проведения.
Так, в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.12 г. N А29-5843/2012 указывается, что камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля, положения НК РФ не исключают возможности выявления в рамках выездной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах.
Также в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 9.06.11 г. N А33-13813/2010 разъясняется, что из положений ст. 87-89 НК РФ следует, что выездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля. При этом выездная проверка, в отличии от камеральной, в ходе которой проверяется одна декларация, носит комплексный характер и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом.
В постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.12 г. N А75-2141/2012 указывается, что на основании абзаца 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 88, п. 1 ст. 89 НК РФ камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля. Аналогичные выводы изложены в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 6.08.13 г. N А21-1862/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 9.09.13 г. N А63-12167/2012).
Актуальные вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности
Таким образом, налоговый орган вправе проводить одновременно в отношении налогоплательщика две формы налоговых проверок по одному налогу и за один и тот же налоговый период. При этом может сложиться ситуация, когда по результатам и камеральной, и выездной проверок налоговый орган примет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Какое из решений в такой ситуации необходимо исполнить налогоплательщику - принятое по результатам камеральной налоговой проверки или по результатам выездной налоговой проверки?
Так, в соответствии с п.п. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, прямо не дают ответа на рассматриваемый вопрос.
Рассмотрим разъяснения ФНС России по данной проблеме.
Так, в письме ФНС России от 13.03.14 г. N ЕД-4-2/4529 разъясняется, что исходя из норм НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, который не предусматривает подтверждения правильности исчисления налогов.
Также в данном письме поясняется, что налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время, по одному налогу и за один налоговый период камеральной и выездной налоговых проверок необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
На основании п. 2 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
В силу п. 4 ст. 139.1 НК РФ не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Также в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях.
Таким образом, если в отношении налогоплательщика были одновременно проведены камеральная и выездная налоговые проверки (по одному налогу и за один и тот же налоговый период), а также по результатам обеих проверок налогоплательщик решением налогового органа привлечен к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, то он обязан исполнить оба решения.
При этом у налогоплательщика есть право обжалования обоих решений в порядке ст. 139.1 НК РФ.
Ю. Лермонтов,
советник государственной гражданской
службы РФ 3 класса
"Финансовая газета", N 21, июнь 2014 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.
http://fingazeta.ru/