Энциклопедия судебной практики. Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств (Ст. 328-330 ТК)

Энциклопедия судебной практики
Прием на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Рабочее время и время отдыха работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств
(Ст. 328, 329, 330 ТК)


1. Нормативно-правовые акты, регулирующие порядок приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, применяются только если не противоречат ТК РФ и другим нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 11 марта 2010 г. N КАС10-54

Вывод суда о том, что передача функций по нормативному правовому регулированию другому федеральному органу исполнительной власти не прекращает действия ранее изданных нормативных правовых актов, обоснован. Не может служить основанием для прекращения действия ранее изданных нормативных правовых актов и то обстоятельство, что ряд законодательных и иных нормативных правовых актов, на основании которых издан Приказ, изменены либо утратили силу.

Другого нормативного правового акта, регулирующего порядок проведения обязательных медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте, Министерством транспорта Российской Федерации не принято, поэтому с учетом правил ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации впредь до приведения Приказа в соответствие с этим Кодексом и другими изданными после его принятия нормативными правовыми актами он применяется постольку, поскольку не противоречит данному Кодексу и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.


2. Установление дополнительных видов и оснований применения дисциплинарных взысканий для работников транспорта предусмотрено только федеральными законами


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 6 февраля 2003 г. N КАС 03-23

Указание в ст. 17 указанного Федерального закона [от 25 августа 1995 г. N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте"] на то, что дисциплина работников железнодорожного транспорта регулируется законодательством Российской Федерации о труде и Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации, утвержденным Правительством РФ, не может толковаться как передача Правительству РФ законодательных функций по определению дополнительных видов дисциплинарных взысканий.

Статья 330 Трудового кодекса РФ также установила, что дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется настоящим кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами.

Оспариваемое Положение является не законом, а нормативным актом органа, осуществляющего исполнительную власть в Российской Федерации, тогда, как отмечено выше, статьи 192, 330 Трудового кодекса РФ предусматривают возможность установления дополнительных видов дисциплинарных взысканий лишь законом.


Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 3 октября 2002 г. N КАС 02-528

Вывод суда о незаконности этих норм Положения [ч. 3 п. 14, подп. "б", "в" ч. 1 и ч. 3 п. 15, п. 17, ч. 1 п. 26 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта РФ] по существу является правильным, поскольку виды дисциплинарного взыскания и основания для увольнения работника, применяемого в качестве дисциплинарного наказания, могут устанавливаться лишь законом непосредственно либо утверждаемыми федеральными законами положениями (уставами) о дисциплине (ст.ст. 192 и 330 ТК РФ).


3. Работодатель обязан соблюдать порядок направления работника транспорта на медицинское освидетельствование


Кассационное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 июля 2011 г. по делу N 33-5060/2011

Материалами дела подтверждено, что ответчик отстранил истца [водителя] от работы с возложением на истца обязанности пройти медицинское освидетельствование, однако порядок направления работника на медицинское освидетельствование ответчиком соблюдён не был.


4. При несоблюдении работодателем порядка направления на медицинское освидетельствование работник имеет право на оплату времени отстранения от выполнения обязанностей водителя


Кассационное определение СК по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 июля 2011 г. по делу N 33-5060/2011

Разрешая спор, суд пришёл к выводу о наличии оснований [порядок направления работника на медицинское освидетельствование работодателем соблюдён не был] для удовлетворения требований истца о признании приказа работодателя незаконным и взыскании оплаты за время отстранения истца от выполнения обязанностей водителя ОСМП в соответствии с этим приказом.


5. Работодатель обязан обеспечить соответствие работника транспорта профессиональным и квалификационным требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти


Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда по делу N 33-4436/2013

Требования ст. 328 ТК РФ и ст. 20 ФЗ "О безопасности дорожного движения", обязывающие работодателя обеспечивать соответствие работника профессиональным и квалификационным требованиям, установленным федеральным органом (в данном случае - Министерством транспорта РФ) к водителям, осуществляющим перевозки детей до 16 лет, соблюдены не были, то есть трудовой договор с ним заключен в нарушение установленных федеральным законодательством ограничений на занятие указанной должности.


6. Работники, подпадающие под Перечень работ, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами, могут выполнять по совместительству работу, не связанную с управлением транспортными средствами


Решение Верховного Суда РФ от 21 мая 2010 г. N ГКПИ10-182

Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 16.

Между тем к "плавающему составу" относятся не только эти профессии и должности, а все лица, работающие на борту судна в любом качестве по трудовому договору (пункт 2.8 Федерального отраслевого соглашения по речному транспорту на 2009-2011 годы, утвержденного Профсоюзом работников водного транспорта Российской Федерации, Ассоциацией судоходных компаний, Ассоциацией портов и судовладельцев речного транспорта, Ассоциацией связистов морского и речного транспорта 16 декабря 2008 г.).

Из изложенного следует, что работники, не подпадающие под этот перечень, могут работать по совместительству; а работники, подпадающие под перечень, могут выполнять по совместительству работу, не связанную с управлением транспортными средствами.


7. К профессиональной подготовке работников транспорта предъявляются повышенные требования в виде необходимого стажа работы, психологической устойчивости и отсутствия медицинских противопоказаний


Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 30 декабря 2014 г. N Ф09-9141/14 по делу N А34-1766/2014

Статья 328 Трудового кодекса Российской Федерации предъявляет повышенные требования к профессиональной подготовке работников, чьи трудовые функции непосредственно связаны с движением транспортных средств. При этом работники должны иметь необходимый стаж работы по специальности или должности, обладать психологической устойчивостью к стрессовым ситуациям, а также не иметь медицинских противопоказаний для работы, связанной с движением транспортных средств.


8. В случаях, когда невозможно обеспечить водителям нормальную продолжительность рабочего времени, для них вводится суммированный учет рабочего времени


Апелляционное определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 21 января 2015 г. по делу N 33-70/2015

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Алтайского краевого суда от 25 ноября 2014 г. по делу N 33-9951-14

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.


Апелляционное определение СК по административным делам Орловского областного суда от 24 декабря 2015 г. по делу N 33-3252/2015

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Свердловского областного суда от 16 декабря 2015 г. по делу N 33-18496/2015

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 13 октября 2015 г. по делу N 33-4308/2015

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Нижегородского областного суда от 21 июля 2015 г. по делу N 33-6810/2015

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Псковского областного суда от 26 мая 2015 г. по делу N 33-801/2015

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Тюменского областного суда от 13 апреля 2015 г. по делу N 33-2205/2015

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Ульяновского областного суда от 24 марта 2015 г. по делу N 33-1157/2015

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 20 января 2015 г. по делу N 33-971/2015

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.


9. Для водителя максимальная продолжительность рабочего времени в сутки не может превышать 12 часов


Апелляционное определение СК по гражданским делам Белгородского областного суда от 7 октября 2014 г. по делу N 33-4190/2014

Максимальная продолжительность рабочего времени водителя в течение суток не может быть более 12 часов.



В "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Трудового кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 июля 2017 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Трудовой кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные кандидатом юридических наук С. Хаванским, Н. Абакумовой, О. Авдеевой, Ю. Безверховой, М. Беликовой, А. Вавиловым, Д. Губиным, Р. Давлетовым, С. Дубровиной, Н. Иночкиной, А. Исаковой, М. Крымкиной, М. Куликовой, В. Куличенко, А. Кусмарцевой, М. Михайлевской, М. Орловой, Д. Серебряковой, Л. Шабановой, О. Являнской, А. Янкович.


Заинтересовавший Вас документ доступен только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.