Энциклопедия судебной практики. Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (Ст. 63 ГрК)

Энциклопедия судебной практики
Особенности осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
(Ст. 63 ГрК)


1. Государственные органы субъекта РФ не обязаны определять в генеральном плане функциональные зоны города в соответствии с фактическим использованием территории


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 20 июня 2012 г. N 78-АПГ12-7

Верным является суждение суда об отсутствии обязанности у государственных органов субъекта Российской Федерации определять функциональные зоны в генеральном плане города в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку согласно действующему законодательству генеральный план является документом планирования. Соответственно планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем.

Утверждение заявителей о том, что в Законе Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга" не была учтена фактически существующая зона жилой застройки и что в генеральном плане должна отражаться застройка территории, которая исторически сложилась, не влечет отмену обжалуемого судебного решения.


Решение Санкт-Петербургского городского суда от 18 мая 2015 г. N 3-84/15

Необходимо учитывать, что Градостроительный кодекс Российской Федерации не содержит нормы, обязывающие органы власти определять функциональные зоны в генеральном плане в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку исходя из главы 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план Санкт-Петербурга является документом планирования, несет функцию определения назначения территорий исходя из планов развития территории города в целом и не направлен на фиксацию существующего положения.


2. Принятие генерального плана как документа территориального планирования, внесение в него изменений, а также определение (изменение) функциональных зон, включено в полномочия органов государственной власти субъекта РФ


Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 ноября 2014 г. N 78-АПГ14-32

Проанализировав нормы [ч. 3 ст. 63 ГрК РФ], суд пришел к правильному выводу о том, что принятие генерального плана, как документа территориального планирования, внесение в него изменений, а также определение (изменение) функциональных зон, является полномочием органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и законодатель Санкт-Петербурга, приняв оспариваемый акт, предоставленную ему законом компетенцию не превысил.


3. Законодательные органы власти субъектов РФ - городов федерального значения при осуществлении законодательного регулирования градостроительной деятельности в пределах своей компетенции и в пределах компетенции субъекта РФ могут устанавливать нормы, влияющие на содержание правил землепользования и застройки, в т.ч. обязывающие вносить в данные правила изменения и дополнения


Постановление Конституционного Суда РФ от 28 марта 2017 г. N 10-П

Часть 4.1 статьи 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой правила землепользования и застройки субъектов Российской Федерации - городов федерального значения утверждаются нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации, не препятствует их законодательным (представительным) органам при осуществлении законодательного регулирования градостроительной деятельности устанавливать в пределах своей компетенции в системе разделения властей на уровне субъекта Российской Федерации и в пределах полномочий субъекта Российской Федерации нормы, влияющие на содержание правил землепользования и застройки, в том числе обязывающие вносить в данные правила изменения и дополнения. Данное регулирование, будучи обусловленным спецификой градостроительной деятельности на территории субъектов Российской Федерации - городов федерального значения, преследует конституционно значимую цель и как таковое не нарушает Конституцию Российской Федерации, в том числе закрепленные ею принципы равноправия субъектов Российской Федерации и разделения властей.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Градостроительного кодекса РФ.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на 1 января 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики.


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Градостроительный кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные Ю. Безверховой, А. Вавиловым, А. Власовым, А. Грешновым, Р. Давлетовым, Н. Иночкиной, А. Ковбелем, Е. Костиковой, С. Кошелевым, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кустовой, О. Лаушкиной, А. Назаровой, О. Петровой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Т. Эльгиной.