• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия судебной практики. Налоговая тайна (Ст. 102 НК)

Энциклопедия судебной практики
Налоговая тайна
(Ст. 102 НК)


1. Нормы ст. 102 НК РФ не затрагивают само существо конституционных гарантий права свободно искать и получать информацию любым законным способом


Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. N 317-О

Оспариваемое заявителем положение статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, относящей к налоговой тайне сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, за исключением перечня сведений, установленных пунктом 1 данной статьи, адресовано налоговым органам, органам внутренних дел, органам государственных внебюджетных фондов и таможенным органам, их должностным лицам и привлекаемым специалистам, экспертам, а также другим лицам, которым в силу закона доступна информация, составляющая налоговую тайну, а потому не затрагивает само существо конституционных гарантий права свободно искать и получать информацию любым законным способом и применительно к специфике института налоговой тайны не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы, на которые указывает заявитель в своей жалобе.


Определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 05 июля 2012 г. по делу N 33-7489/2012

Оспариваемое заявителем положение статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, относящей к налоговой тайне сведения о налогоплательщике, полученные налоговым органом, за исключением перечня сведений, установленных пунктом 1 данной статьи, адресовано налоговым органам, органам внутренних дел, органам государственных внебюджетных фондов и таможенным органам, их должностным лицам и привлекаемым специалистам, экспертам, а также другим лицам, которым в силу закона доступна информация, составляющая налоговую тайну, а потому не затрагивает само существо конституционных гарантий права свободно искать и получать информацию любым законным способом и применительно к специфике института налоговой тайны не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы, на которые указывает заявитель в своей жалобе.


2. При определении понятия "налоговая тайна" необходимо учитывать не только положения ст. 102 НК РФ, но и нормы ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"


Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 августа 2009 г. N А78-7102/2008

Поскольку налоговая тайна является разновидностью конфиденциальной информации, то понятие налоговой тайны и информацию, к ней не относящуюся, необходимо определять не только на основании положений статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, но учитывать также Закон об информации.


3. В ст. 102 НК РФ приведен исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 декабря 2007 г. N Ф04-67/2007(77-А67-32)

Статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне.


4. Законодательством установлен ограниченный круг субъектов, обладающих правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну


Определение Конституционного Суда РФ от 30 сентября 2004 г. N 317-О

Федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к информации, [составляющей налоговую тайну,] путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 21 марта 2014 г. по делу N 33-2906/2014

Федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к информации, [составляющей налоговую тайну,] путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.


Апелляционное определение СК по административным делам Хабаровского краевого суда от 17 сентября 2014 г. по делу N 33-6050/2014

Федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к информации, [составляющей налоговую тайну,] путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 15 апреля 2013 г. по делу N 33-4589/13

Федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к информации, [составляющей налоговую тайну,] путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.


Апелляционное определение СК по гражданским делам Омского областного суда от 28 марта 2012 г. по делу N 33-1770/12

Федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к информации, [составляющей налоговую тайну,] путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.


5. Сведения, содержащие налоговую тайну, могут быть получены налоговым органом не только при осуществлении полномочий по взиманию налогов и сборов, но и иными способами


Постановление Московского городского суда от 9 ноября 2010 г. N 4у/5-8470

Норма [ч. 1 ст. 102 НК РФ] не содержит в себе указаний на то, что эти сведения должны быть получены налоговым органом исключительно при осуществлении полномочий по взиманию налогов и сборов, а не при осуществлении полномочий в сфере регистрации юридических лиц.


6. Сведения, которые налогоплательщик запрашивает в отношении себя, не являются налоговой тайной


Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2010 г. N ВАС-15222/10

Удовлетворяя заявленное обществом требование, суды руководствовались положениями статей 22, 32, 45, 102, 106 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", фактическими обстоятельствами, установленными по делу, и исходили из отсутствия у налогового органа правовых оснований для отказа в предоставлении обществу запрашиваемой информации, поскольку сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной.


Апелляционное определение Московского городского суда от 10 июня 2014 N 33-20388/14

Налоговой тайной не являются сведения о том налогоплательщике, который их запрашивает в отношении себя.


Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 июля 2010 г. по делу N А27-25441/2009

Арбитражные суды, удовлетворяя заявленные требования, исходили из отсутствия у налогового органа правовых оснований для отказа в предоставлении Обществу запрашиваемой информации, при этом сославшись на положения статьи 102 Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации", пришли к правильным выводам, что сведения об исполнении налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов не являются налоговой тайной.


7. Налоговый орган не вправе отказывать налогоплательщику в ознакомлении с материалами выездной налоговой проверки на основании того, что запрашиваемые документы содержат налоговую тайну


Обзор судебной практики Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, связанной с применением главы 14 Налогового кодекса Российской Федерации (налоговый контроль) (Рекомендован к практическому применению Постановлением Президиума Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2011 года N 4)

Отказ инспекции в ознакомлении налогоплательщика с материалами выездной налоговой проверки, мотивированный тем обстоятельством, что запрашиваемые документы содержат налоговую тайну, является нарушением права налогоплательщика на участие в рассмотрении материалов налоговой проверки.


8. Под "сведениями о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения" в ст. 102 НК РФ понимаются только налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена гл. 16 НК РФ


Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 29 августа 2007 г. N А14-15673-2006/614/34

Исходя из системного толкования норм ст.ст. 45, 72, 75, 106, 107 НК РФ, а также главы 16 Кодекса, суд пришел к правильному выводу о том, что в п.п. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ под формулировкой "сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения" законодатель подразумевает только налоговые правонарушения, ответственность за которые предусмотрена в гл. 16 Кодекса, так как за их совершения установлена налоговая ответственность.


9. Налоговый орган не обязан сообщать третьим лицам сведения о привлечении какого-либо налогоплательщика к налоговой ответственности


Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27 июня 2005 г. N Ф09-2678/05-С7

Положение [подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ] не означает наличие безусловного права у любого лица требовать, а у налогового органа - обязанности представлять сведения о привлечении какого-либо налогоплательщика к налоговой ответственности.


Апелляционное определение Московского городского суда от 08 декабря 2014 г. N 33-38436/14

Законодательством не установлена обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам информацию о нарушениях налогового законодательства третьими лицами, положения пп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ не означают наличие безусловного права у любого лица требовать, а у налогового органа обязанности представлять сведения о привлечении какого-либо налогоплательщика к налоговой ответственности.


10. Налоговые органы вправе требовать от адвокатов и адвокатских образований сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с их клиентами


Определение Конституционного Суда РФ от 17 июня 2008 г. N 451-О-П

Целями налогообложения и налогового контроля предопределяется содержание информации, предоставляемой налоговым органам адвокатами и адвокатскими образованиями. Налоговый орган вправе требовать от них сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с клиентами. Такие сведения в любом случае составляют налоговую тайну и защищаются от разглашения в силу закона (статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации). Что касается сведений, которые связаны с содержанием оказываемой адвокатом юридической помощи и могут быть использованы против его клиента, то - исходя из конституционно значимых принципов адвокатской деятельности - налоговые органы не вправе требовать их представления.


Определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 07 июля 2011 г. по делу N 33-3401

Целями налогообложения и налогового контроля предопределяется содержание информации, предоставляемой налоговым органам адвокатами и адвокатскими образованиями. Налоговый орган вправе требовать от них сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с клиентами. Такие сведения в любом случае составляют налоговую тайну и защищаются от разглашения в силу закона (статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации).


Определение Санкт-Петербургского городского суда от 9 августа 2010 г.

Целями налогообложения и налогового контроля предопределяется содержание информации, предоставляемой налоговым органам адвокатами и адвокатскими образованиями. Налоговый орган вправе требовать от них сведения, которые необходимы для оценки налоговых последствий сделок, заключаемых с клиентами. Такие сведения в любом случае составляют налоговую тайну и защищаются от разглашения в силу закона (статья 102 Налогового кодекса Российской Федерации).

Что касается сведений, которые связаны с содержанием оказываемой адвокатом юридической помощи и могут быть использованы против его клиента, то - исходя из конституционно значимых принципов адвокатской деятельности, - налоговые органы не вправе требовать их представления.


11. Судебные приставы-исполнители, действующие в рамках исполнительного производства, вправе запрашивать у налоговых органов информацию о доходах должника


Апелляционное определение СК по административным делам Орловского областного суда от 18 июля 2013 г. по делу N 33-1330/2013

Поскольку действующим законодательством не установлен прямой запрет на предоставление информации о доходах должника судебным приставам-исполнителям, действующим в рамках возбужденного исполнительного производства, следовательно, непредставление налоговым органом указанных сведений, является необоснованным.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


В "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Налогового кодекса Российской Федерации.


Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.


Материал приводится по состоянию на август 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики

См. Содержание материалов Энциклопедии судебной практики


При подготовке "Энциклопедии судебной практики. Налоговый кодекс РФ" использованы авторские материалы, предоставленные АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право", а также кандидатом юридических наук С. Хаванским, С. Кошелевым, М. Михайлевской, С.П. Родюшкиным, В.Н. Горностаевым.