Пояснительная записка к проекту федерального закона N 882769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 882769-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека"

 

Досье на проект федерального закона

 

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" (далее - законопроект) разработан в целях реализации подпункта "н" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мерах по реализации государственной социальной политики" (в части, касающейся вопросов библиотечного дела), а также во исполнение п. 4 Протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 13 января 2015 г. N ДМ-П44-2пр о разработке проекта федерального закона о внесении изменений в законодательство Российской Федерации в части понятийного определения Национальной электронной библиотеки, ее целей, функций и задач, а также направленных на ее развитие образовательных, научных и культурных ресурсов на федеральном и региональном уровнях, популяризацию и обеспечение доступа к ним граждан и организаций.

Актуальность разработки данного законопроекта обусловлена тем, что библиотечно-информационная деятельность, включающая создание, хранение, предоставление доступа и распространение информации, знаний и других культурных ценностей, существенно изменилась в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий.

В настоящее время более 100 тысяч библиотек России (из них более 40 тысяч относятся к общедоступным) реализуют доступ граждан к социально-значимой информации, предоставляют новые формы и виды информационных услуг и библиотечного обслуживания.

При этом одним из приоритетов деятельности библиотек является гарантия сохранности, неизменности, аутентичности и правомерности (легитимности) предоставления результатов интеллектуальной и творческой деятельности, выраженных в виде информации на различных носителях, в том числе и на электронных.

Библиотеки на практике реализуют опыт сохранения мирового, национального и локального культурного наследия.

Принятие законопроекта позволит библиотекам развивать библиотечно-информационную деятельность через информационную систему национального масштаба - "Национальную электронную библиотеку", обеспечивая свободный, равный и бесплатный всеобщий доступ к информации, научным, образовательным ресурсам, культурным ценностям в электронной форме на всей территории Российской Федерации.

Законопроект позволит сформировать единое национальное собрание полных текстов электронных документов, доступ к которым будет осуществляться через федеральную государственную информационную систему "Национальная электронная библиотека", задача которой - обеспечить бесплатный для пользователей библиотек доступ к электронной части фондов библиотек, музеев, архивов и фондов иных государственных и муниципальных организаций, объединенных в единое электронное пространство.

Отсутствие на законодательном уровне регулирования указанной федеральной государственной информационной системы в настоящее время не позволяет разрабатывать и принимать нормативные правовые акты, направленные на обеспечение ее функционирования.

Целями деятельности федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" являются:

создание условий для координации деятельности органов государственной власти, библиотек разного уровня, библиотек образовательных и научных учреждений, музеев, архивов и иных государственных и муниципальных организаций по созданию единого национального электронного пространства знаний, формировании благоприятной информационной среды;

расширение возможностей граждан на доступ в электронном виде к проверенной, надежной и актуальной информации через сеть "Интернет";

развитие механизмов контроля и управления деятельностью по оцифровке библиотечных фондов и создания электронных ресурсов.

Изменения в Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", предусматривают законодательное закрепление указанных целей, а также определение перечня информации содержащейся в Национальной электронной библиотеке.

Финансовое обеспечение создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" будет осуществляться в рамках финансирования Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" и средств, предусмотренных на выполнение работ по оцифровке печатных изданий и приобретению авторских прав для включения в Национальную электронную библиотеку, не менее 10 процентов, издаваемых в Российской Федерации наименований книг.

 

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека"

 

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" (далее - законопроект) не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Финансовое обеспечение создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" будет осуществляться за счет средств, предусмотренных Минкультуры России в рамках финансирования Федеральной целевой программы "Культура России (2012 - 2018 годы)" - направление программы IV. "Сохранение культурного наследия" раздел "Развитие и модернизация библиотек России" пункт 95 "Развитие Национальной электронной библиотеки" код бюджетной классификации Российской Федерации - 08 01 1159999 242 226 (695,46 млн. рублей).

Также финансирование будет осуществляться за счет средств, предусмотренных Минкультуры России в федеральном бюджете на выполнение работ по оцифровке печатных изданий и приобретению авторских прав для включения в Национальную электронную библиотеку, не менее 10 процентов, издаваемых в Российской Федерации наименований книг.

 

Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона мО внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека"

 

Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных федеральных законов.

Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека"

 

Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О библиотечном деле" в части создания федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" (далее - Федеральный закон, Национальная электронная библиотека) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации. Принятие Федерального закона потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:

1. Постановления Правительства Российской Федерации "О функционировании федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека".

Срок подготовки - после принятия законопроекта во втором чтении.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

2. Постановления Правительства Российской Федерации "Перечень иных документов в электронной форме, содержащихся в Национальной электронной библиотеке".

Срок подготовки - после принятия законопроекта во втором чтении.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Принятие Федерального закона потребует принятия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:

1. Нормативного правового акта Минкультуры России, устанавливающего требования к техническим средствам, программному обеспечению, средствам защиты электронных копий документов в электронной форме (в том числе от несанкционированного доступа), используемым при эксплуатации федеральной государственной информационной системы "Национальная электронная библиотека" и при предоставлении библиотеками, музеями, архивами и иными государственными и муниципальными организациями для включения в федеральную государственную информационную систему "Национальная электронная библиотека".

Срок подготовки - после принятия законопроекта во втором чтении.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

2. Нормативного правового акта Минкультуры России, устанавливающего порядок предоставления библиотеками, музеями, архивами и иными государственными и муниципальными организациями электронных копий документов в электронной форме различного назначения и статуса из своих фондов для включения в федеральную государственную информационную систему "Национальная электронная библиотека" и требования к формату файла электронной копии указанных документов.

Срок подготовки - после принятия законопроекта во втором чтении.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

3. Нормативного правового акта Минкультуры России, устанавливающего методику отбора не менее 10 процентов, издаваемых в Российской Федерации наименований книг с целью включения их электронных копий в Национальную электронную библиотеку и электронных копий документов в электронной форме различного назначения и статуса из фондов библиотек, музеев, архивов и фондов иных государственных и муниципальных организаций, предоставляемых в обязательном порядке для включения в Национальную электронную библиотеку.

Срок подготовки - после принятия законопроекта во втором чтении.

Федеральные органы исполнительной власти, ответственные за подготовку: Минкультуры России.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.