Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", внесенный Правительством Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по науке и наукоемким технологиям
на проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год",
внесенный Правительством Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" (в части финансирования научных исследований и разработок) и отмечает следующее.

Проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" основан на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях налоговой политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.

Законопроект сформирован на основе "базового" варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, в рамках которого значения большинства макроэкономических показателей были снижены по сравнению с параметрами прогноза, положенными в основу Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" от 01 декабря 2014 года N 384-ФЗ (далее - Закон N 384-ФЗ). Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

 

Основные характеристики федерального бюджета на 2016 год

 

млрд. рублей

Показатели

2014 год

(отчет)

2015 год

(оценка)

2016 год

Закон

N 384-ФЗ

Законопроект

Отклонение

1

2

3

4

5

6=5-4

Доходы, всего

14 496,9

13 251,3

15 795,5

13 738,5

-2 057,0

%% к ВВП

20,3

18,0

19,0

17,5

-1,5

Расходы, всего

14 831,6

15 417,3

16 271,8

16 098,7

-173,1

%% к ВВП

20,8

21,0

19,6

20,5

0,9

Дефицит (-) / Профицит (+)

-334,7

-2 166,0

-476,3

-2 360,2

-1 883,9

%% к ВВП

-0,5

-3,0

-0,6

-3,0

-2,4

Ненефтегазовый дефицит

-7 768,5

-8 045,8

-8 508,3

-8 405,1

103,2

%% к ВВП

-10,9

-10,9

-10,2

-10,7

-0,5

 

В 2016 году прогнозируется повышение доходов федерального бюджета до 13 738,5 млрд. рублей по сравнению с 2015 годом (13 251,3 млрд. рублей). В 2016 году также планируется повышение расходов федерального бюджета до 16 098,7 млрд. рублей вместо 15 417,3 млрд. рублей в 2015 году. Дефицит федерального бюджета ожидается на уровне 3,0% ВВП в 2016 году (на уровне 2015 года).

Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения на 2016 год запланированы в объеме 306,3 млрд.рублей, что составляет 0,39% ВВП и 1,9% от расходов федерального бюджета. Для сравнения, расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения на 2015 год (оценка) запланированы в объеме 355,2 млрд. рублей, что составляет 0,48% ВВП и 2,3% от расходов федерального бюджета.

Базовым инструментом реализации государственной политики в научно-технической сфере является государственная программа Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 301). Планируемые расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013-2020 годы

 

млн. рублей

Наименование

2016 год

Закон N 384-ФЗ

Проект

Отклонение, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

Всего

182 786,8

159 963,0

87,5

в том числе:

 

 

 

Подпрограмма "Фундаментальные научные исследования"

116 467,1

104 324,4

89,6

Подпрограмма "Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок"

8 655,4

7 373,8

85,2

Подпрограмма "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора"

26 247,4

14 923,0

56,9

Подпрограмма "Международное сотрудничество в сфере науки"

6 508,4

8 488,2

130,4

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы"

24 908,6

24 853,6

99,8

 

Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, предусмотренные в проекте федерального бюджета, составят 159 963,0 млн. рублей.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, уменьшены на 22823,8 млн. рублей.

Изменение объемов бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Фундаментальные научные исследования" наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета учитывает:

дополнительное сокращение расходов на 33,6 млн. рублей, связанное с прекращением действия пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 16 сентября 1993 года N 1372 "О мерах по материальной поддержке ученых России";

увеличение бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральными государственными бюджетными учреждениями науки, созданными в ведении Федерального агентства научных организаций (ФАНО России) и расположенными на территории г. Севастополя (в объеме 540, 0 млн. рублей) и Республики Крым (в объеме 734,4 млн. рублей);

увеличение бюджетных ассигнований на выполнение государственного задания по сохранению фондов и проведению восстановительных работ библиотеки федерального государственного бюджетного учреждения науки "Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук" (ФГБУ "ИНИОН РАН"), находящегося в ведении ФАНО России, в объеме 28,5 млн. рублей; на восстановление здания ФГБУ "ИНИОН РАН" в объеме 159,1 млн. рублей;

увеличение бюджетных ассигнований в объеме 1 500,0 млн. рублей на финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным государственным бюджетным учреждением науки "Научно-образовательный комплекс "Приморский океанариум" Дальневосточного отделения Российской академии наук", находящегося в ведении ФАНО России, в связи с вводом нового объекта "Приморский океанариум";

увеличение бюджетных ассигнований на выплаты членам государственных академий наук в объеме 930,6 млн. рублей в связи с увеличением денежных выплат членам государственных академий наук в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 года N 480.

Изменение объемов бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" наряду с общими подходами к формированию проекта федерального бюджета учитывает уменьшение бюджетных ассигнований, связанных с оплатой труда научных сотрудников в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597, на 11 303,2 млн. рублей в связи с введением и учетом оценки статистического показателя среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) (постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2015 года N 973).

По подпрограмме "Международное сотрудничество" увеличение объема бюджетных ассигнований на 1 962,1 млн. рублей обусловлено главным образом изменением курса доллара США.

Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" в 2016 году по сравнению с 2015 годом представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

 

Изменения объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" в 2016 году по сравнению с 2015 годом

 

млн. рублей

Наименование

2015 год*

2016 год

Проект

Изменение к предыдущему году, %

1

2

3

4 = 3/2 х 100

Всего

151 680,5

159 963,0

105,5

в том числе:

 

 

 

Подпрограмма "Фундаментальные научные исследования"

102 016,6

104 324,4

102,3

Подпрограмма "Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок"

8 009,1

7 373,8

92,1

Подпрограмма "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора"

11 089,2

14 923,0

134,6

Подпрограмма "Международное сотрудничество в сфере науки"

8 410,3

8 488,2

100,9

Федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы"

21 390,2

24 853,6

116,2

Федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы

765,2

0,0

0,0

 

* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 октября 2015 г.

 

В 2016 году из государственной программы "Развитие науки и технологий" предлагается исключить ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (утверждена Правительством РФ 21 мая 2013 года N 424). В этой связи следует отметить, что в государственном секторе науки до сих пор не решена проблема обеспеченности научными и научно-педагогическими кадрами.

Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы "Развитие науки и технологий" в 2016 году по сравнению с утвержденными в паспорте государственной программы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 301, планируется уменьшить на 26591,6 млн.рублей.

В 2016 году расходы на фундаментальные исследования по разделу "Общегосударственные вопросы" запланированы в объеме 121 161,2 млн. рублей, что на 14 501,6 млн. рублей меньше, чем предусмотрено Законом N 384-ФЗ. На прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов планируется выделить в 2016 году 14 358,8 млн. рублей, что на 859,3 млн. рублей меньше, чем предусмотрено Законом N 384-ФЗ.

На финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики в 2016 году планируется выделить 140 949,4 млн. рублей, что меньше на 42 376,8 млн. рублей, предусмотренных Законом N 384-ФЗ. Бюджетные ассигнования на исследование и использование космического пространства по разделу "Национальная экономика" на 2016 год должны составить 171 556,9 млн. рублей, что меньше на 16 077,9 млн. рублей, предусмотренных Законом N 384-ФЗ.

Вызывает также обеспокоенность дальнейшее снижение затрат на образование. Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 295), предусмотренные в проекте федерального бюджета на 2016 год, составят 404 894,4 млн. рублей. Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 384-ФЗ, уменьшены на 44 899,9 млн. рублей. В 2016 году бюджетные ассигнования по указанной государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 42 138,5 млн. рублей. C учетом прогнозируемого роста доходной и расходной части федерального бюджета в 2016 году в текущих ценах (без учета инфляции) по сравнению с 2015 годом, Комитет государственной Думы по науке и наукоемким технологиям считает нецелесообразным дальнейшее сокращение бюджетных ассигнований на науку и образование. Для достижения целевых показателей научно-технического и инновационного развития Российской Федерации, дальнейшего решения проблем импортозамещения наукоемкой продукции в проекте федерального бюджета на 2016 год необходимо предусмотреть выделение бюджетных ассигнований на науку и образование, как минимум на уровне 2015 года, проиндексированных с учетом прогнозируемых темпов инфляции.

Рассмотрев законопроект N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год", Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям высказывает следующие замечания и предложения.

1. В условиях снижения роли энергосырьевого сектора экономики и налоговых поступлений, как основных источников формирования федерального бюджета, особого внимания требует решение проблемы повышения неналоговых доходов, получаемых в основном за счет эффективного использования научно-технического и инновационного потенциала страны, вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности в хозяйственный оборот, увеличения экспорта высокотехнологичной продукции, работ и услуг.

2. В проекте федерального бюджета на 2016 год целесообразно предусмотреть выделение необходимых средств в части финансирования науки и образования для достижения значений показателей, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки".

3. Наряду с решением проблем увеличения бюджетного финансирования науки Правительству Российской Федерации необходимо разработать систему мер по повышению ответственности федеральных органов исполнительной власти, являющихся государственными заказчиками и исполнителями государственных программ, а также государственных академий наук и государственных фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, за целевое и эффективное расходование бюджетных средств, достижение научных и научно-технических результатов на уровне современных требований.

В соответствии с вышеизложенным, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 911755-6 "О федеральном бюджете на 2016 год" в первом чтении.

 

Председатель Комитета

В.А. Черешнев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.