Письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2009 г. N 16-15/63905
Вопрос: Организация, оказывающая населению жилищно-коммунальные услуги по государственным регулируемым ценам, получила субсидию из бюджета. Каков порядок уплаты НДС в данном случае?
Ответ: На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования.
Согласно пункту 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы РФ в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Следовательно, при оказании населению жилищно-коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам) налоговая база определяется из фактической цены их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. Об этом сказано в пункте 1 статьи 11 НК РФ.
Согласно статье 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства.
Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по НДС в соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ только в случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам. При этом соответствующий бюджет возмещает им фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии. Кроме того, налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).
В этом случае указанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг).
При выделении налогоплательщикам из бюджета суммы разницы между отпускной и государственной регулируемой ценой товаров (работ, услуг) в счет увеличения доходов данные суммы (субсидии) включаются в налоговую базу по НДС на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ.
В этом случае налогообложение указанных средств производится в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ.
Заместитель руководителя |
А.Н. Чугунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъясняется, что при оказании населению жилищно-коммунальных услуг по государственным регулируемым ценам (тарифам) налоговая база по НДС определяется из фактической цены их реализации. При этом суммы субсидий, предоставленных бюджетами различного уровня, при определении налоговой базы не учитываются.
По мнению УФНС России по г. Москве, для применения данного правила необходимо, чтобы бюджет возмещал через субсидии фактические убытки, связанные с применением государственных цен.
Если же налогоплательщикам из бюджета оплачивается разница между отпускной и государственной ценой в счет увеличения доходов, то такие субсидии включаются в налоговую базу по НДС.
Письмо УФНС России по г. Москве от 23 июня 2009 г. N 16-15/63905
Текст письма опубликован в региональном выпуске газеты "Учет. Налоги. Право в Москве" от 15-21 декабря 2009 г. N 47
На основании данного письма подготовлены материалы, опубликованные в газете "Московский налоговый курьер", N 19-20, октябрь 2009 г.