Указание ЦБР от 19 августа 1998 г. N 319-У
"О порядке рассмотрения случаев нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг и применения к ним мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг"
Указанием Банка России от 30 октября 2014 г. N 3427-У настоящее Указание признано утратившим силу
1. Общие Положения
1.1. Настоящее Указание разработано на основании Федерального закона "О рынке ценных бумаг", Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Федерального закона "О банках и банковской деятельности", Положения "О генеральных лицензиях на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг", утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 9 сентября 1996 года N 16 ("Вестник ФКЦБ России", 1996 г., N 3), Положения Банка России "О порядке применения к кредитным организациям мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг" от 19 августа 1998 г. N 49-П.
Постановлением ФКЦБ РФ от 8 сентября 2000 г. N 12 указанное выше Положение "О генеральных лицензиях на осуществление лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг" отменено
1.2. Выявление, фиксация, обработка и хранение информации о нарушении кредитной организацией законодательства о рынке ценных бумаг, полученной из источников, указанных в настоящем Указании, осуществляется Департаментом контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России (контролирующее подразделение), а также подразделениями по работе с ценными бумагами Главных управлений (Национальных банков) Банка России (далее: территориальное контролирующее подразделение).*(1)
1.3. Рассмотрение по существу фактов нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг и применение к последним мер ответственности и иных мер воздействия, предусмотренных настоящим Указанием, осуществляется Комиссией по рассмотрению фактов нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, образуемой из числа сотрудников Банка России (далее: Комиссия), а также территориальными комиссиями по рассмотрению фактов нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, образуемыми из числа сотрудников Главных управлений (Национальных банков) Банка России.*(2)
2. Источники выявления фактов нарушения кредитными организациями
законодательства о рынке ценных бумаг
2.1. Контролирующее подразделение обязано осуществлять сбор, фиксацию, обработку и хранение информации о профессиональной деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг.
2.2. Сбор информации о фактах нарушения кредитной организацией законодательства о рынке ценных бумаг осуществляется контролирующим подразделением из установленных в настоящем Указании источников информации о допущенных кредитной организацией нарушениях.
2.3. Источниками информации в соответствии с настоящим Указанием признаются:
2.3.1. письма, запросы, акты органов государственной власти и управления, правоохранительных органов по вопросам деятельности кредитной организации;
2.3.2. жалобы, обращения, письма граждан и юридических лиц, касающиеся деятельности кредитной организации;
2.3.3. результаты осуществляемых Банком России проверок профессиональной деятельности кредитной организации на рынке ценных бумаг, а также проверок деятельности кредитных организаций, осуществляемых в рамках банковского надзора, в том числе материалы инспекционных проверок в части, касающейся деятельности кредитной организации на рынке ценных бумаг;
2.3.4. информации от саморегулируемых организаций, членами которых являются кредитные организации, о выявленных нарушениях законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и отчетов о результатах проведенных проверок, направляемых в Банк России в соответствии с Положением о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 01.07.97 г. N 24;
Постановлением ФКЦБ от 14 августа 2002 г. N 34/пс постановление ФКЦБ от 1 июля 1997 г. N 24 признано утратившим силу
2.3.5. документированная информация, полученная контрольным подразделением Банка России от кредитной организации в качестве ответа на запросы, направленные в кредитную организацию, в том числе касающиеся:
- вопросов компетенции внутреннего контроля кредитной организации;
- получения дополнительной информации по факту нарушения кредитной организацией законодательства о рынке ценных бумаг;
2.3.6. документированная информация, полученная контрольным подразделением Банка России от саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, аудиторов, иных организаций;
2.3.7. результаты анализа информации, в том числе общедоступной, полученной из отчетов кредитных организаций;
2.3.8. результаты анализа общедоступной, в том числе раскрытой информации, полученной из публикаций в прессе и иных средствах массовой информации, сообщения, распространяемые в телекоммуникационных сетях (Интернет и т.п. и др.) (далее СМИ) информационных системах;
2.3.9. телефонограммы;
2.3.10. результаты анализа информации ограниченного доступа, полученной Банком России в соответствии с полномочиями, установленными банковским законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг, в том числе из автоматизированных систем исследования и надзора за рынком ценных бумаг.
3. Виды мер воздействия, применяемые к кредитным организациям
за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг
3.1. За нарушение законодательства о рынке ценных бумаг к кредитной организации могут быть применены следующие меры воздействия:
а) предупредительные;
б) регулятивные;
в) меры ответственности.
3.2. К предупредительным мерам воздействия в соответствии с настоящим Указанием относится предупреждение, составленное по форме, установленной в Приложении 1 к настоящим Указаниям.
3.2.1. Предупреждение применяется в случаях, когда информации, полученной контрольным подразделением, недостаточно для установления факта нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, факт нарушения законодательства не может быть однозначно установлен, а также в случаях, когда в силу характера нарушения установление и рассмотрение последнего не относится к компетенции Комиссии, однако полученная контролирующим подразделением информация дает основание полагать о возможном ухудшении финансового состояния кредитной организации.
3.3. К регулятивным мерам воздействия в соответствии с настоящим Указанием относятся:
3.3.1. предписание об устранении нарушений законодательства о рынке ценных бумаг, принимаемое по форме, установленной в Приложении 2 к настоящему Указанию;
3.3.2. направление информации о допущенном нарушении в прокуратуру в установленном законодательством и нормативными правовыми актами порядке;
3.3.3. обращение в суд (арбитражный суд) с иском, в случаях предусмотренных федеральными законами.
3.3.4. регулятивные меры воздействия (за исключением обращения в правоохранительные органы) применяются к кредитной организации в случаях, когда характер допущенных нарушений позволяет считать, что последние не угрожают интересам клиентов кредитной организации.
3.3.5. Обращение в ФКЦБ России применяется в случаях, когда в силу характера нарушения или недостаточности полномочий Банка России, последний не может самостоятельно применить одну из мер ответственности.
3.3.6. Обращение в правоохранительные органы применяется в случаях, когда в силу характера нарушения или недостаточности полномочий Банка России и ФКЦБ России, последние не могут самостоятельно применить одну из мер ответственности и характер допущенного нарушения дает основание полагать, что оно угрожает государственным или общественным интересам.
3.3.7. В соответствии с законодательством Российской Федерации Банк России имеет право обращаться в суд (арбитражный суд) с исками, касающимися нарушений законодательства о рынке ценных бумаг, в следующих случаях:
а) о признании выпуска ценных бумаг недействительным в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг";
б) о применении последствий недействительности ничтожных сделок, совершенных кредитными организациями, в соответствии со статьей 166 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в том числе сделок совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности;
в) в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
3.3.8. За допущенное нарушение к кредитной организации может быть применена одна или более регулятивных мер воздействия. Регулятивные меры воздействия (за исключением обращения в правоохранительные органы) могут применяться также наряду с мерами ответственности.
3.4. К мерам ответственности в соответствии с настоящим Указанием относятся:
3.4.1. приостановление лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;
3.4.2. отзыв (аннулирование) лицензии профессионального участника рынка ценных бумаг;
3.4.3. штраф.
3.4.4. За допущенные кредитной организацией нарушения законодательства о рынке ценных бумаг может применяться любая из мер ответственности. Штраф может применяться к кредитной организации также за нарушения, касающиеся деятельности кредитной организации на рынке ценных бумаг, операции с которыми кредитная организация имеет право осуществлять на основании лицензии Банка России на осуществление банковских операций.
3.4.5. Выбор конкретной меры ответственности осуществляется с учетом следующих обстоятельств:
а) характера допущенного нарушения;
б) угрозы причинения кредитной организацией ущерба другим лицам;
в) неоднократности допущенных кредитной организацией;
г) финансового состояния кредитной организации с учетом требований, установленных Банком России;
д) причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений;
е) других обстоятельств.
3.4.6. За допущенное нарушение к кредитной организации может быть применена одна из мер ответственности.
3.4.7. Применение к кредитной организации - профессиональному участнику рынка ценных бумаг мер ответственности в виде приостановления лицензии и аннулирования лицензии осуществляется в соответствии требованиями Временного Положения о порядке приостановления действия и аннулирования лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденного Постановлением ФКЦБ России от 25 июня 1997 года N 22.
3.4.8. Применению к кредитной организации - профессиональному участнику рынка ценных бумаг меры воздействия в виде аннулирования лицензии должно предшествовать применение к кредитной организации иных мер воздействия, предусмотренных настоящим Указанием.
3.4.9. Мера ответственности в виде штрафа применяется к кредитной организации в порядке, предусмотренном Инструкцией Банка России от 31 марта 1997 года N 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" в размере, предусмотренном Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". При этом применение меры ответственности в виде штрафа, а также срок перечисления штрафа должны быть указаны в решении Комиссии.
4. Порядок выявления, анализа, обработки информации о факте нарушения законодательства о рынке ценных бумаг и проведения подготовительных мероприятий
4.1. Контролирующее подразделение ведет базу данных, содержащую информацию о нарушениях законодательства о рынке ценных бумаг. Требования к ведению базы данных и передаче информации из территориального контролирующего подразделения устанавливаются Департаментом контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках Банка России. Любая информация, полученная из указанных в настоящем Указании источников, выявленная контролирующим подразделением и подлежащая дальнейшему рассмотрению, фиксируется в базе данных, в которую включается информация, перечень которой установлен в Приложении 3 к настоящему Указанию.
4.2. Контролирующее подразделение обязано вести архив имеющихся документов, обеспечивая их сохранность в соответствии с установленным Банком России порядком делопроизводства.
4.3. Выявление информации, свидетельствующей о возможном нарушении законодательства о рынке ценных бумаг, является основанием для передачи соответствующих материалов на рассмотрение Комиссии.
4.4. Факты нарушения, выявленные территориальным контролирующим подразделением, рассматриваются территориальными комиссиями - в отношении любых кредитных организаций и их филиалов, расположенных в районе деятельности данного территориального контролирующего подразделения.
В случае выявления информации о факте нарушения законодательства о рынке ценных бумаг кредитной организацией, местонахождение которой или место расположения филиалов которой находится вне района деятельности данного территориального подразделения, выявленная документированная информация подлежит передаче для последующего рассмотрения факта нарушения в Главное управление (Национальный банк) Банка России, в районе деятельности которого находится кредитная организация или ее филиал, совершившие нарушение законодательства о рынке ценных бумаг.
Передача имеющейся по факту нарушения документированной информации осуществляется фельдъегерской связью не позднее трех дней после выявления информации о нарушении законодательства о рынке ценных бумаг. При этом в базе данных делается отметка о передаче материалов на рассмотрение другой территориальной комиссии по принадлежности. В базе данных, ведущейся территориальным контролирующим подразделением, которое получило для рассмотрения указанную информацию, делается отметка о территориальном контролирующем подразделении, которое передало такую информацию.
4.5. Факты нарушений, выявленные Департаментом контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках рассматриваются Комиссией или передаются на рассмотрение одной из территориальных комиссий (по местонахождению кредитной организации или ее филиала, нарушивших законодательство о рынке ценных бумаг).
Решение о месте рассмотрения факта нарушения, выявленного контролирующим подразделением, принимается Директором Департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках.
При этом в базе данных делается отметка о передаче необходимых материалов на рассмотрение территориальной комиссии по принадлежности. В базе данных, ведущейся территориальным контролирующим подразделением, которое получило для рассмотрения указанную информацию, делается отметка о передаче необходимых материалов контролирующим подразделением.
4.6. Контролирующее подразделение, выявившее информацию о фактах нарушения законодательства о рынке ценных бумаг или получившее такую информацию в соответствии с пунктами 4.4 или 4.5 настоящего Указания, осуществляет анализ и обработку полученной информации с целью установления факта нарушения, а также подготовительные мероприятия для передачи материалов о факте нарушения на рассмотрение соответствующей Комиссии для принятия решения.
4.7. Анализ и обработка полученной информации о факте нарушения законодательства о рынке ценных бумаг осуществляется путем исследования выявленной информации с целью определения:
4.7.1. природы нарушения с целью установить возможность рассмотрения данного нарушения в соответствии с настоящим Указанием;
4.7.2. вида нарушения в соответствии с классификацией, приведенной в настоящем Указании;
4.7.3. конкретной нормы законодательства о рынке ценных бумаг, нарушение которой допущено кредитной организацией.
При этом в случае, если информация о допущенном нарушении позволяет установить гражданско-правовой характер спора, последний не подлежит рассмотрению по существу в соответствии с настоящим Указанием, однако информация о допущенном нарушении должна быть проанализирована с целью установления, помимо возможного нарушения гражданского законодательства, также нарушения законодательства о рынке ценных бумаг.
4.8. Контролирующее подразделение осуществляет предварительную подготовку к рассмотрению по существу материалов о нарушении законодательства о рынке ценных бумаг соответствующей Комиссией.
4.9. В ходе проведения подготовительных мероприятий контролирующее подразделение осуществляет сбор и фиксацию дополнительной информации, которая подлежит отражению в базе данных, из дополнительных источников получения информации, определенных в настоящем Указании, а также проводит совещания (собеседования) с руководителями подразделений кредитной организации или иными сотрудниками кредитной организации. Решение о проведении подготовительных мероприятий. Отчет о проведенных мероприятиях принимается по распоряжению руководителя контролирующего подразделения.
4.9.1. Информация о факте нарушения, полученная при проведении подготовительных мероприятий из дополнительных источников, подлежит анализу и обработке в соответствии с требованиями настоящего Указания.
4.9.2. Собеседования проводятся контролирующим подразделением при необходимости получения от руководителей или сотрудников кредитных организаций разъяснений по выявленным фактам нарушений.
Перечень вопросов, ответы на которые должны быть получены в ходе собеседования, утверждается руководителем контролирующего подразделения или уполномоченным им лицом. В случае необходимости в ходе совещания могут быть обсуждены дополнительные вопросы, которые фиксируются в протоколе совещания (собеседования).
По итогам собеседования составляется протокол, в котором указываются поставленные вопросы и ответы, полученные от руководителей или сотрудников кредитных организаций, участвовавших в совещании (собеседовании). Протокол составляется по форме, установленной в Приложении 5 к настоящему Указанию.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Форма Протокола приведена в Приложении 4 к настоящему Указанию
Протокол собеседования подписывается не менее чем тремя представителями контролирующего подразделения, а также лицами, с которыми проводилось собеседование. В случае отказа представителей кредитной организации от подписания протокола об этом делается соответствующая запись.
4.10. По итогам анализа и обработки информации о факте нарушения законодательства о рынке ценных бумаг, или анализа и обработки информации и проведения подготовительных мероприятий, материалы о допущенном нарушении передаются на рассмотрение соответствующей Комиссии.
Передача документов на рассмотрение соответствующей Комиссии оформляется распоряжением руководителя контролирующего подразделения. При этом на рассмотрение Комиссии выносится комплект документов, поступивших в контролирующее подразделение по результатам подготовительных мероприятий, а также пояснительная записка, которая должна содержать следующую существенную информацию, имеющую значение для рассмотрения факта нарушения по существу:
а) источники выявления факта нарушения;
б) норма законодательства о рынке ценных бумаг (банковского, валютного законодательства), в отношении которой удалось установить факт ее нарушения кредитной организацией;
в) перечень материалов, на основании которых будет осуществляться рассмотрение факта нарушения;
г) определение состава лиц, которые могут быть приглашены для участия в рассмотрении факта нарушения комиссией;
д) предложения о решении, которое может быть принято Комиссией.
5. Формирование и порядок работы комиссий по рассмотрению фактов нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг
5.1. Комиссия является коллегиальным органом.
5.2. В состав Комиссии входят члены комиссии и секретарь комиссии.
5.2.1. Состав Комиссии утверждается Заместителем председателя Банка России курирующим Департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках, территориальной комиссии - руководителем Главного управления (Национального банка) Банка России.
5.2.2. Членами Комиссии являются сотрудники департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках. При необходимости на заседание Комиссии с правом совещательного голоса могут быть приглашены представители юридического Департамента, Департамента инспектирования кредитных организаций, Департамента операций на отрытом рынке, Департамента пруденциального банковского надзора.
5.2.3. Секретарь Комиссии утверждается из числа сотрудников соответствующего контролирующего подразделения Директором Департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках (руководителем Главного управления (Национального банка) Банка России).
5.2.4. Секретарь Комиссии:
а) рассылает необходимые материалы каждому члену Комиссии не позднее, чем за 5 дней до даты соответствующего заседания;
б) уведомляет членов Комиссии о заседании не позднее, чем за два дня до этого заседания;
в) организует подготовку помещения для заседаний Комиссии;
г) ведет протокол заседания Комиссии;
д) оформляет Решение Комиссии.
5.3. Заседания Комиссии правомочны при наличии не менее двух третей членов Комиссии.
5.4. Решения по рассматриваемым нарушениям принимаются большинством голосов от числа присутствующих.
5.5. Каждый член Комиссии имеет один голос.
5.6. При равенстве голосов решение по факту нарушения принимается Директором Департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках (руководителем Главного управления (Национального банка) Банка России).
5.7. Заседания Комиссии проводятся на регулярной основе. Решение о проведении внеочередного заседания Комиссии по конкретному факту нарушения принимается Заместителем Председателя Банка России, курирующего контролирующее подразделение (руководителем Главного управления (Национального банка) Банка России) по представлению руководителя контролирующего подразделения.
5.8. Порядок работы Комиссии определяется Регламентом работы Комиссии, утверждаемым Директором департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках (руководителем Главного управления (Национального банка) Банка России).
5.9. Факты нарушений кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг рассматриваются Комиссией в двухнедельный срок с момента передачи материалов на рассмотрение Комиссии.
В отдельных случаях указанный срок может быть продлен Комиссией, но не более чем на две недели.
5.10. К участию в рассмотрении Комиссией факта нарушения законодательства о рынке ценных бумаг могут быть приглашены:
5.10.1. руководитель или сотрудники кредитной организации, допустившей нарушение законодательства о рынке ценных бумаг;
5.10.2. представители саморегулируемой организации, членом которой является кредитная организация;
5.10.3. представители ФКЦБ России.
5.11. По результатам рассмотрения факта, имеющего признаки нарушения кредитной организацией законодательства о рынке ценных бумаг, Комиссия принимает Решение по форме, установленной в Приложении 6 к настоящему Указанию.
По-видимому, в тексте документа допущена опечатка. Форма решения приведена в Приложении 5 к настоящему Указанию
5.12. Информация о принятом решении Комиссии фиксируется в протоколе заседания Комиссии, который подписывается всеми присутствовавшими на заседании членами Комиссии, а также секретарем комиссии.
5.13. Решение о приостановлении или аннулировании (отзыве) лицензии подписывается Заместителем председателя Банка России, курирующего контролирующее подразделение (руководителем Главного управления (Национального банка) Банка России). Иные решения подписываются Директором Департамента контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках (руководителем Главного управления (Национального банка) Банка России). Решение составляется в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в контролирующем подразделении, второй экземпляр выдается кредитной организации, в отношении которой вынесено Решение.
5.14. Исполнение решений Комиссии осуществляется на контролирующим подразделением во взаимодействии, при необходимости, с другими подразделениями соответственно, Банка России или Главного управления (Национального банка) Банка России. Решение о привлечении к исполнению решений иных подразделений принимается Заместителем председателя Банка России, курирующим данные подразделения (Руководителем Главного управления (Национального банка) Банка России) по представлению руководителя контролирующего подразделения. Контроль за исполнением Решений Комиссии возлагается на руководителя контролирующего подразделения.
6. Настоящее Указание вступает в силу с 1 сентября 1998 года.
Первый Заместитель |
А.А.Козлов |
------------------------------
*(1) Далее по тексту настоящего Указания термин "контролирующее подразделение" включает и территориальное контролирующее подразделение, если совершение каких-либо действий в соответствии с настоящим Указанием осуществляется как контролирующим подразделением, так и территориальным контролирующим подразделением.
*(2) Далее по тексту настоящего Указания термин "Комиссия" включает и территориальную комиссию, если совершение каких-либо действий в соответствии с настоящим Указанием осуществляется как Комиссией, так и территориальной комиссией.
*(3) Указывается дата и номер решения соответствующей комиссии по рассмотрению нарушений законодательства о рынке ценных бумаг
*(4) Указывается дата и номер решения соответствующей комиссии по рассмотрению нарушений законодательства о рынке ценных бумаг
*(5) Заполняется в случае, если на заседание комиссии были приглашены какие-либо лица для участия в рассмотрении случая нарушения законодательства о рынке ценных бумаг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Указание определяет источники выявления фактов нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг; виды мер воздействия, применяемые к кредитным организациям за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг; порядок выявления, анализа, обработки информации о факте нарушения законодательства о рынке ценных бумаг и проведения подготовительных мероприятий; формирование и порядок работы комиссий по рассмотрению фактов нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг. Указание вступает в силу 1 сентября 1998 года.
Указание ЦБР от 19 августа 1998 г. N 319-У "О порядке рассмотрения случаев нарушения кредитными организациями законодательства о рынке ценных бумаг и применения к ним мер ответственности и иных мер воздействия за нарушения законодательства о рынке ценных бумаг"
Указание вступило в силу с 1 сентября 1998 г.
Текст указания опубликован в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", N 12, 1998 г.
Указанием Банка России от 30 октября 2014 г. N 3427-У настоящее Указание признано утратившим силу