• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Учет отпуска материалов в производство

Учет отпуска материалов в производство

Какие методы учета списания материально-производственных запасов в производство применяются в бухгалтерском и налоговом учете?

Бухгалтерский учет


Инструкция к счету

10

Типовые проводки

к счету 10: по кредиту


Пункт 16 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" и п. 73 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н (далее - Методические указания), предусматривает, что при отпуске материально-производственных запасов (кроме товаров, учитываемых по продажной стоимости) в производство и ином выбытии их оценка производится одним из трех способов.



Применение одного из указанных способов по группе (виду) материалов должно производиться в течение отчетного года и отражается в учетной политике организации, исходя из допущения последовательности ее применения.

1. Списание по себестоимости каждой единицы

МПЗ, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образом заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов (п. 17 ПБУ 5/01, п. 74 Методических указаний).

На основании п. 74 Методических указаний при списании (отпуске) материалов по себестоимости каждой единицы запасов могут применяться два варианта исчисления себестоимости единицы запаса:

- включая все расходы, связанные с приобретением запаса;

- включая только стоимость запаса по договорной цене (упрощенный вариант).

Применение упрощенного варианта допускается при отсутствии возможности непосредственного отнесения транспортно-заготовительных и других расходов, связанных с приобретением запасов, на их себестоимость (например, при централизованной поставке материалов).

В этом случае величина отклонения (разница между фактическими расходами по приобретению материала и его договорной ценой) распределяется пропорционально стоимости списанных (отпущенных) материалов, исчисленной в договорных ценах.

2. Списание по средней себестоимости

Оценка МПЗ по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей себестоимости группы (вида) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца (п. 18 ПБУ 5/01, п. 75 Методических указаний).

В общем случае для определения величины себестоимости по каждой группе (виду) запасов (товаров) при их списании по средней себестоимости можно использовать формулу:

,

где:

- средняя себестоимость МПЗ;

- стоимости остатка МПЗ на начало месяца;

- стоимость поступивших за месяц МПЗ;

- количество единиц МПЗ, оставшихся на начало месяца;

- количество единиц МПЗ, поступивших в организацию за месяц.


Воспользуйтесь калькулятором

Произведение полученной таким образом величины средней себестоимости по каждой группе (виду) запасов на количество списываемых МПЗ и будет давать величину, включаемую в расходы.

3. По себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО)

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения МПЗ (ФИФО) основана на допущении, что МПЗ используются в течение месяца и иного периода в последовательности их приобретения (поступления), то есть запасы, первыми поступающие в производство (продажу), должны быть оценены по себестоимости первых по времени приобретений с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. 

При применении этого способа оценка МПЗ, находящихся в запасе (на складе) на конец месяца, производится по фактической себестоимости последних по времени приобретений, а в себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг учитывается себестоимость ранних по времени приобретений (п. 19 ПБУ 5/01, п. 76 Методических указаний).

В соответствии с п. 78 Методических указаний применение способов средних оценок фактической себестоимости материалов может осуществляться следующими вариантами:

- исходя из среднемесячной фактической себестоимости (взвешенная оценка), в расчет которой включаются количества и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц (отчетный период);

- путем определения фактической себестоимости материала в момент его отпуска (скользящая оценка), при этом в расчет средней оценки включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска.

Отпуск материалов в производство оформляют проводкой по дебету счета учета затрат (20, 23...) и кредиту счета 10 "Материалы".


Документооборот


В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения форм первичных учетных документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных форм организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".

Согласно п. 100 Методических указаний первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-8), требование-накладная (может быть разработано на основе типовой межотраслевой формы N М-11), накладная (может быть разработана на основе типовой межотраслевой формы N М-15). Образцы типовых форм утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.


Пример Лимитно-заборной карты М-8

Пример Требования-накладной М-11

Пример Накладной на отпуск материалов на сторону М-15


Налогообложение


НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

Согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость МПЗ, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения (без учета НДС и акцизов, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ), включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку и иные затраты, связанные с приобретением МПЗ.

На основании п. 8 ст. 254 НК РФ при определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из четырех методов оценки сырья и материалов.



По мнению Минфина России, налогоплательщики вправе при списании сырья и материалов, используемых при производстве, применять разные методы их оценки, при условии, что такой порядок предусмотрен учетной политикой для целей налогообложения (см. письмо Минфина России от 29.11.2013 N 03-03-06/1/51819).

Налоговое законодательство только перечисляет возможные методы оценки, но не раскрывает их содержание. Поэтому можно воспользоваться правилами расчета, содержащимися в ПБУ 5/01.


Пример

Организация закупает плиты ДСП для изготовления мебели. ДСП приобретались тремя партиями по 1000 шт. в каждой. Первая партия приобретена 15 января по цене 41 300 руб. (в том числе НДС - 6300 руб.). Вторая - 4 февраля того же года по цене 47 200 руб. (в том числе НДС - 7200 руб.). Третья - 2 марта того же года по цене 53 100 руб. (в том числе НДС - 8100 руб.). Производство началось в марте того же года. На изготовление мебели в марте отпущено 2500 плит.

При покупке ДСП нужно сделать проводки:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

10

60

35 000

(41 300 - 6300)

приобретена первая партия

19

60

6300

учтен НДС

10

60

40 000

(47 200 - 7200)

приобретена вторая партия

19

60

7200

учтен НДС

10

60

45 000

(53 100 - 8100)

приобретена третья партия

19

60

8100

учтен НДС

68, субсчет "НДС"

19

21 600

(6300 +7200 + 8100)

принят к вычету НДС по материалам за 1 квартал


Далее определим стоимость ДСП, которую бухгалтер должен списать на производство мебели в марте.

1. Списание по средней себестоимости

При использовании этого метода организации необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов (одной плиты). Она составит:

(35 000 руб. + 40 000 руб. + 45 000 руб.) : (1000 шт. + 1000 шт. + 1000 шт.) = 40 руб.

Стоимость ДСП, подлежащих списанию, составит:

40 руб. х 2500 шт. = 100 000 руб.

При списании материалов необходимо сделать проводку:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

20

10

100 000

списана стоимость ДСП, отпущенных в производство


2. Метод ФИФО

При использовании метода ФИФО необходимо списать:

1000 шт. ДСП из первой партии стоимостью 35 000 руб.;

1000 шт. ДСП из второй партии стоимостью 40 000 руб.;

500 шт. ДСП из третьей партии стоимостью 22 500 руб. (45 000 руб. х 500 шт. : 1000 шт.). 

Общая стоимость материалов, подлежащая списанию в марте:

35 000 руб. + 40 000 руб. + 22 500 руб. = 97 500 руб.

При списании необходимо сделать проводку:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

20

10

97 500

списана стоимость ДСП, отпущенных в производство


3. Метод ЛИФО (только налоговый учет до 2015 года)

При использовании метода ЛИФО необходимо списать:

1000 шт. ДСП из третьей партии стоимостью 45 000 руб.;

1000 шт. ДСП из второй партии стоимостью 40 000 руб.;

500 шт. ДСП из первой партии стоимостью 17 500 руб. (35 000 руб. х 500 шт. : 1000 шт.).

Общая стоимость материалов, подлежащая списанию, составит:

45 000 руб. + 40 000 руб. + 17 500 руб. = 102 500 руб. 

При списании необходимо сделать проводку:


Дебет

Кредит

Сумма, руб

Описание

20

10

102 500

списана стоимость ДСП, отпущенных в производство


Учет отпуска материалов в производство

Какие методы учета списания материально-производственных запасов в производство применяются в бухгалтерском и налоговом учете?


Бухучет. Проводки

Документооборот

Налогообложение

Пример


Калькуляторы

Построить список

Формы документов

Построить список

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.


Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.


В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.


Материал подготовлен специалистами компании "Гарант" и приводится по состоянию на октябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии

См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации