Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству по проекту федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации (не действует)

Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
по проекту федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации

 

Досье на проект федерального закона

 

В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 23.04.2012 года (выписка из протокола N 22, п. 84) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации, в части своей компетенции.

Данный законопроект содержит изменения раздела второго части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, касающиеся большинства институтов вещного права, в том числе и жилищного законодательства. Предлагаемые изменения позволяют создать цивилизованный механизм правового регулирования вещных прав, урегулировать правовые отношения в сфере жилищного законодательства.

Изменения раздела второго нашли свое отражение в данном законопроекте во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 года N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации".

Обращаясь к характеристике предлагаемых в проекте изменений, Комитет отмечает, прежде всего, бесспорную востребованность преобладающего большинства представленных нововведений, целью которых является создание логически непротиворечивой и стройной системы норм, посвященных вещным правам, начиная с элементарных понятий и заканчивая специальными узкими конструкциями, рассчитанными на самые разнообразные сферы жизни.

Важно отметить, что нововведения раздела второго Гражданского кодекса Российской Федерации, в том числе являются результатом обобщения сформировавшейся судебной практики по спорам в сфере защиты вещных прав, а также цивилистической дискуссии последних десятилетий. Большинство новелл имеет серьезную теоретическую аргументацию и обоснование нуждаемости в них на практике.

В статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции законопроекта закреплено, что помещением признается часть здания или сооружения, пригодная для использования. Право собственности на помещение возникает с момента государственной регистрации этого права, если иное не установлено законом.

Государственная регистрация права собственности на помещение во вновь возведенном здании может быть произведена только после государственной регистрации права собственности на здание, в котором расположено данное помещение. При этом государственная регистрация права собственности на помещение прекращает право собственности на здание, где находится данное помещение.

Аналогичная норма установлена и в абзаце втором части третьей проектируемой статьи 298.2, в соответствии с которой государственная регистрация права собственности на комнату прекращает право собственности на квартиру, в которой находится данная комната.

Полагаем, что данные формулировки требуют уточнения.

Специальная статья посвящена праву собственности на жилые помещения (ст. 298.1). В этой статье установлено, что жилым помещением признается помещение, предназначенное для проживания граждан. Жилые помещения могут предоставляться собственником в пользование другим лицам для проживания граждан на основании договора.

Между тем, данная формулировка, по мнению Комитета, может привести к злоупотреблению правом со стороны недобросовестных граждан на заселение в жилое помещение неограниченного числа лиц, что, безусловно, повлечет нарушение прав соседей и других заинтересованных лиц.

Представляется целесообразным ограничить право собственника на предоставление жилого помещения в пользование другим лицам для проживания при условии соблюдения требований законодательства о норме общей площади жилого помещения на одного человека, кроме случая вселения членов семьи собственника. При этом Комитет считает целесообразным в целях приведения норм жилищного законодательства в соответствие с предложенными изменениями уточнить круг членов семьи, установленный в части первой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, ограничив понятие "дети собственника" несовершеннолетними в возрасте до 18 лет.

Положение абзаца второго части второй статьи 298.1 проектируемых изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации не относит вспомогательные помещения к числу жилых помещений.

Между тем, в соответствии с частью третьей статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации "квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении".

Кроме того, предлагаемая редакция части первой статьи 298.2 не относит "жилой дом", "часть жилого дома" к жилым помещениям, как это установлено в части первой статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Анализируя вышеприведенные изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации, Комитет отмечает их актуальность, они наиболее содержательно отражают действующие правоотношения в данной сфере, в связи с чем возникает необходимость в дальнейшем привести нормы Жилищного кодекса Российской Федерации в соответствие с предложенными нормами Гражданского кодекса Российской Федерации в области регулирования жилищных отношений.

Частью третьей статьи 298.1 проектируемых изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации установлено, что "пользование жилым помещением для целей, не связанных с проживанием граждан, допускается только после перевода такого помещения в нежилое", при этом не учтена норма части второй статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая "допускает использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение". В связи с этим представляется более удачным действующий подход (абзац второй пункта третьего статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации), согласно которому "размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.".

Абзац первый части первой проектируемой статьи 298.1 устанавливает, что квартира, состоящая из комнат, в отношении которых зарегистрировано право собственности, признается коммунальной.

Между тем, Комитет считает, что данная формулировка требует терминологического уточнения путем признания данной квартиры квартирой коммунального заселения.

Законопроект вводит конструкцию пользовладения для членов семьи собственника жилого помещения (ст. 298.3), в соответствии с которой члены семьи собственника, определяемые в соответствии с жилищным законодательством, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на праве социального пользовладения (статья 302.7).

Действующее законодательство не знает такого понятия, как "социальное пользовладение", и, соответственно, не содержит его определения. Между тем, Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации, которая одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009, допускает существование права личного пользования и определяет его как ограниченное вещное право личного характера, в силу которого лицо владеет и пользуется вещью в соответствии с ее назначением.

Социальное пользовладение устанавливается исключительно в пользу лиц, проживающих совместно с собственником жилого помещения и имеющих в соответствии с семейным законодательством право требовать от этого собственника уплаты алиментов. Кроме того, социальное пользовладение может быть установлено в судебном порядке по требованию иных лиц, проживающих совместно с собственником и находящихся на его иждивении, что полностью соответствует части четвертой статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По мнению Комитета указанные положения проекта изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривают действенный механизм защиты прав бывших членов семьи и детей собственника жилого помещения.

Социальное пользовладение устанавливается на срок существования обязанности собственника жилого помещения предоставлять содержание пользовладельцу (часть 2 статьи 302.6). Социальное пользовладение в отношении пользовладельцев, указанных в части 3 статьи 302.6 предложенной редакции Гражданского кодекса Российской Федерации, пожизненно, если иной срок не установлен решением суда.

Социальное пользовладение не может быть установлено, а установленное социальное пользовладение подлежит прекращению, если пользовладелец имеет в собственности, или на условиях социального найма изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Лицо, которое приобрело в собственность жилое помещение, обремененное социальным пользовладением, зарегистрированным в установленном порядке, не имеет права им пользоваться.

Между тем, как уже отмечалось выше, ряд положений законопроекта требует корректировки. Так, в проектируемой части первой статьи 302.7 установлено ограничение права пользования собственника жилого помещения, если данное помещение обременено социальным пользовладением. Данная норма вступает в противоречие с частью четвертой статьи 298 Гражданского кодекса в редакции законопроекта, в соответствии с которой собственник помещения владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему помещением в соответствии с его назначением.

На основании изложенного, полагаем целесообразным дополнить вышеуказанную норму словами "если иное не установлено законом.".

Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству в части своей компетенции поддерживает концепцию законопроекта и полагает, что высказанные замечания могут быть учтены при доработке законопроекта ко второму чтению.

Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.

 

Председатель Комитета

Г.П. Хованская