Учет операций по возврату казенному учреждению дебиторской задолженности прошлых лет
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета (смотрите, в частности, ст. 242 БК РФ).
Такая задолженность может учитываться, в частности, на счетах:
- 206 00 "Расчеты по выданным авансам";
- 208 00 "Расчеты с подотчетными лицами";
- 303 00 "Расчеты по платежам в бюджеты".
Общий порядок применения корреспонденций счетов бюджетного учета в целях отражения операций по возврату дебиторской задолженности прошлых лет приведен в п. 3 письма Минфина России от 01.07.2016 N 02-06-10/38930.
При определенных обстоятельствах дебиторская задолженность прошлых лет может быть отражена в бюджетном учете только в текущем году. Так, например, согласно письму Минфина России от 23.07.2010 N 02-06-10/2723 суммы переплат социальных пособий за прошлые годы могут отражаться по дебету счета учета расчетов по соответствующим доходам с одновременной корректировкой показателя финансового результата текущего финансового года.
Принятие к учету финансовых требований по компенсации затрат государства к получателям авансовых платежей (подотчетных сумм) может отражаться по дебету счета 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам" и 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами".
Если в счет перечисленных в прошлом году авансов ожидается поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг), то остатки, числящиеся на начало года на счетах 0 206 00 000 и 0 208 00 000, не должны переводиться на счет 0 209 30 000. Счета 0 206 00 000 и 0 208 00 000 подлежат "закрытию" в общеустановленном порядке при исполнении контрагентом (подотчетным лицом) своих обязательств.
Перевод "расходной" дебиторской задолженности на счет 0 209 30 000 необходимо осуществлять, если:
- контрагент по каким-либо причинам отказался от выполнения условий контракта (договора) и не возвратил в текущем финансовом году сумму предварительной оплаты в добровольном порядке;
- казенное учреждение приняло решение отказаться от сотрудничества с контрагентом и ранее перечисленная контрагенту сумма в текущем финансовом году не возвращена;
- подотчетное лицо возвращает аванс, выданный ему в прошлые годы;
- казенное учреждение приняло решение об истребовании у подотчетного лица суммы аванса, выданного в прошлые годы.
Казенное учреждение наделено полномочиями по администрированию доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет в полном объеме.
В прошлом году было обнаружено излишнее начисление и выплата социального пособия в сумме 10 000,00 руб. Выплата была осуществлена за счет элемента видов расходов 321 "Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств". Расходы отнесены на подстатью 262 "Пособия по социальной помощи населению" КОСГУ.
Указанная "переплата" направлена получателем пособия в доход бюджета в текущем году.
В данном случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
в прошлом году | |||
КРБ 1 401 20 262 | КРБ 1 302 62 730 | - 10 000, 00 | Факт излишнего начисления и выплаты пособия отражен способом "Красное сторно" и дополнительной бухгалтерской записью |
КРБ 1 206 62 560 | КРБ 1 302 62 730 | 10 000, 00 | |
Увеличение | |||
в текущем году | |||
КДБ 1 209 30 560 | КРБ 1 206 62 660 | 10 000, 00 | Учтена задолженность физического лица (получателя пособия) перед бюджетом |
КДБ 1 210 02 130 | КДБ 1 209 30 660 Уменьшение | 10 000, 00 | Денежные средства поступили в бюджет (на основании данных выписки из лицевого счета администратора доходов бюджета) |
Суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет могут также поступать на лицевой счет казенного учреждения, открытый ему как получателю бюджетных средств, а затем перечисляться в доход бюджета.
Казенное учреждение осуществляет полномочия по администрированию доходов бюджета от возврата дебиторской задолженности прошлых лет в полном объеме.
В текущем году контрагент возвращает аванс в сумме 50 000 руб., перечисленный учреждением в прошлом году в счет оплаты поставки оборудования. Поступившие средства перечисляются в доход бюджета.
В данном случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КДБ 1 209 30 560 | КРБ 1 206 31 660 | 50 000, 00 | К учету приняты финансовые требования по компенсации затрат государства |
КРБ 1 304 05 310 | КДБ 1 209 30 660 | 50 000, 00 | На лицевой счет получателя бюджетных средств зачислена сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет |
КДБ 1 210 02 130 | КРБ 1 304 05 310 | 50 000, 00 | В доход бюджета перечислена и зачислена сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет (на основании данных выписок из лицевых счетов администратора доходов бюджета, получателя бюджетных средств) |
В том случае, если казенное учреждение наделено в отношении доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет только отдельными полномочиями по начислению и учету платежей, должно оформляться Извещение (ф. 0504805).
В текущем финансовом году подотчетное лицо вносит в кассу казенного учреждения сумму неизрасходованного в прошедшем году аванса на оплату проезда в командировку (10 000,00 руб.). Принятые в кассу наличные денежные средства зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств средства, после чего перечислены в доход бюджета.
Завершение расчетов отражается в учете казенного учреждения на основании возвращенного администратором кассовых поступлений Извещения (ф. 0504805), подтверждающего поступление средств в доход бюджета.
В данном случае в бюджетном учете могут быть сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб. | Содержание операции |
КДБ 1 209 30 560 | КРБ 1 208 12 660 | 10 000, 00 | К учету приняты финансовые требования по компенсации затрат государства |
КИФ 1 201 34 510*(1) | КДБ 1 209 30 660 | 10 000, 00 | Сотрудником в кассу внесен остаток подотчетной суммы |
КРБ 1 210 03 560*(1) | КИФ 1 201 34 610*(1) | 10 000, 00 | Денежные средства сданы из кассы для зачисления на лицевой счет получателя бюджетных средств |
КРБ 1 304 05 212 | КРБ 1 210 03 660*(1) | 10 000, 00 | Средства зачислены на лицевой счет получателя бюджетных средств |
КДБ 1 303 05 830 | КРБ 1 304 05 212 | 10 000, 00 | В доход бюджета перечислена сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет |
Казенное учреждение оформляет и направляет в адрес администратора кассовых поступлений Извещение (ф. 0504805) с информацией об ожидаемых к поступлению доходах бюджета | |||
КДБ 1 304 04 130 | КДБ 1 303 05 730 | 10 000, 00 | Отражено зачисление в доход бюджета перечисленной суммы на основании возвращенного Извещения (ф. 0504805) с отметкой администратора кассовых поступлений |
______________
*(1) В казенных учреждениях и органах власти поступления в кассу и выплаты из кассы, а также операции по поступлению и выбытию средств на счет 210 03 "Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам" подлежат отражению на забалансовых счетах 17 и 18 в порядке, определенном учетной политикой (п.п. 365, 367 Инструкции N 157н).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на ноябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности