Счет 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" Смотрите в этом материале: Общий порядок учета на забалансовом счете 07 Операции по учету материальных ценностей, приобретенных для целей награждения Общий порядок учета на забалансовом счете 07
Согласно п. 345 Инструкции N 157н на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" учитываются:
По общему правилу организации бюджетной сферы должны учитывать ордена (медали, почетные знаки и т.п.), относящиеся к наградам, в т.ч. содержащие драгоценные металлы, на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры". При этом формируемый в рамках учетной политики порядок учета, инвентаризации, списания наград, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, следует устанавливать с учетом требований постановления Правительства РФ от 28.09.2000 N 731 и приказа Минфина России от 09.12.2016 N 231н (письмо Минфина России от 22.05.2015 N 02-07-10/29733). ПримечаниеВ рамках мероприятий по организации внутреннего контроля субъекту учета желательно: - предусмотреть механизмы для подтверждения целевого и эффективного расходования средств в рамках проводимых мероприятий; - минимизировать риски злоупотреблений со стороны должностных лиц, организующих эти мероприятия*(2). Например, в соответствующем локальном правовом акте (приложении к учетной политике) может быть предусмотрен детальный порядок документального оформления подтверждения факта вручения призов (наград) и степень ответственности членов комиссии, ответственной за списание (вручение) призов (наград). Учетной политикой организации бюджетной сферы также может быть установлен перечень документов, подтверждающих обоснованность произведенного списания ценных подарков, сувениров, почетных грамот, дипломов и т.п. (письмо Минфина России от 04.10.2013 N 02-05-10/41316). Такими документами могут быть, в частности: приказ на проведение мероприятия, план мероприятия, утвержденный конкурсной комиссией протокол с приложением списка победителей, которым были вручены призы.
Операции по учету материальных ценностей, приобретенных учреждением для целей награждения
Приобретение (изготовление) подарочной и сувенирной продукции, не предназначенной для дальнейшей перепродажи, согласно положениям Порядка N 209н отражается с применением подстатьи 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения" КОСГУ. Инструкция N 157н содержит указание о необходимости учета подарочной и сувенирной продукции на забалансовом счете 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" в период ее нахождения у ответственных лиц для награждения (дарения): с момента получения ответственным лицом и до момента вручения, а также устанавливает порядок ее учета согласно п. 345 Инструкции N 157н. Ранее общий порядок применения забалансового счета 07 "Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры" во взаимосвязи с балансовым счетом 0 105 36 000 "Прочие материальные запасы - иное движимое имущество учреждения" разъяснялся специалистами финансового ведомства в письмах от 26.04.2019 N 02-07-07/31230, от 14.03.2019 N 02-06-10/16864, п. 5 раздела 2 Методических рекомендаций по применению Стандарта "Запасы", доведенных письмом Минфина России от 01.08.2019 N 02-07-07/58075 (письмо Минфина России от 15.05.2019 N 02-06-09/34821). Учет ценных подарков, сувениров может быть организован по-разному в зависимости от наличия склада и порядка документооборота. Под "складом" в целях Инструкции N 157н следует понимать место, в котором осуществляется хранение материальных ценностей учреждения, еще не выданных для использования в его деятельности. Не во всех организациях бюджетной сферы с учетом масштабов организации и ее структуры существует такое специальное помещение, как склад. Иными словами, "склад" в целях Инструкции N 157н - это место хранения имущества, организованное в конкретном учреждении, с закреплением за ответственным сотрудником обязанности обеспечить сохранность материальных ценностей в указанном месте, до принятия решения использовать имущество по назначению. При этом полномочий по распоряжению таким имуществом ответственный сотрудник не имеет. Решение об использовании материальных ценностей оформляется документально. Рассмотрим возможные варианты учета имущества, приобретенного учреждением в целях вручения, дарения на мероприятиях: 1. Ценные подарки, сувениры учитываются на забалансовом счете 07 с момента выдачи их со склада и до момента вручения. При этом первоначально ценные подарки, сувениры принимаются на склад и учитываются до момента их выдачи на счете 0 105 36 000. Затем, при их выдаче со склада, они списываются со счета 0 105 36 000 и отражаются на забалансовом счете 07.
Пример. Приобретение учреждением имущества в целях вручения на мероприятии. Имущество поступает на склад Учреждение 19 апреля приобретает у коммерческой организации вазы общей стоимостью 3 400 руб. в целях их вручения на мероприятии, проводимом 26 апреля (поставка и приемка в один день). Вазы поступают на склад учреждения. 24 апреля (накануне мероприятия) они передаются лицу, ответственному за их вручение.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие записи:
2. Ценные подарки, сувениры учитываются на забалансовом счете 07 с момента приобретения, когда материальные ценности не принимаются на склад. В таком случае при приобретении ценных подарков, сувениров они принимаются на счет 0 105 36 000, единовременно списываются с него и принимаются на забалансовый счет 07. То есть отразить данное имущество на балансовом счете 0 105 36 000 нужно в любом случае, даже если оно не принимается на склад. Разница с первым случаем будет в моменте принятия имущества на забалансовый учет.
Пример. Приобретение учреждением имущества в целях вручения на мероприятии. Учреждение не имеет склада Учреждение приобретает 20 мая у коммерческой организации продуктовые наборы общей стоимостью 20 000 руб. в целях их вручения на мероприятии, проводимом 22 мая (поставка и приемка в один день). Склада в учреждении нет. Продуктовые наборы поступают ответственному за проведение мероприятия лицу и находятся у него до момента проведения мероприятия.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие записи:
3. Информация о материальных ценностях на забалансовом счете 07 не отражается при одновременном представлении ответственными за приобретение и вручение (дарение) ценных подарков (сувениров) лицами документов, подтверждающих их приобретение и вручение. В таком случае признаются расходы текущего финансового периода в сумме стоимости ценных подарков (сувениров) (п. 84 Инструкции N 162н, п. 106 Инструкции N 174н, п. 109 Инструкции N 183н, см. также письмо Минфина России от 19.08.2022 N 02-07-10/81608). История вопроса... До 2023 года списание подарков (сувениров) минуя счет 105 00 "Материальные запасы" в ситуации, когда материальные ценности приобретаются непосредственно ответственными лицами и не принимаются на склад, не было предусмотрено положениями Инструкций по учету, как не было и проводок, позволяющих в указанном случае закрыть расчеты с подотчетными лицами на текущие расходы (затраты) учреждения напрямую без использования счета 105 06 "Прочие материальные запасы". Напротив, согласно рекомендациям финансового ведомства приобретенные материальные ценности, предназначенные для награждения (дарения), в том числе ценных подарков и сувениров, следовало сначала отражать в составе матзапасов на счете 0 105 36 349 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов - иного движимого имущества учреждения" (п. 5 раздела 2 Методрекомендаций к Стандарту "Запасы"). С 2023 года при условии одновременного представления работником учреждения (субъекта учета), ответственным за приобретение ценных подарков (сувенирной продукции), а также за организацию протокольного (торжественного) мероприятия и (или) вручение таких материальных ценностей, документов, подтверждающих приобретение и вручение подарков, расходы на приобретение подарков сразу относятся на расходы (затраты) и отражаются по дебету счета 0 401 20 272 "Расходы материальных запасов текущего финансового года", 0 109 80 272 "Затраты по расходованию материальных запасов в общехозяйственных расходах" и кредиту счета 0 208 34 667 "Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов" (п. 84 Инструкции N 162н, п. 106 Инструкции N 174н, п. 109 Инструкции N 183н). Несмотря на отражение кассовых расходов по коду 349 КОСГУ при приобретении материальных ценностей в целях награждения/дарения, информация о таких подарках на балансовом счете 105 06 не учитывается. Отметим, что аналогичным образом следует отражать в учете цветы, иные материальные ценности, приобретенные ответственным работником в целях дарения, вручения на мероприятиях при одновременном представлении подотчетным лицом документов на приобретение цветов и их вручение.
Пример. Приобретение учреждением имущества в целях вручения. Документы на его приобретение и вручение предоставляются одновременно В учреждении 15 февраля проводится торжественное мероприятие, на котором почетным работникам вручаются цветы. Лицо, ответственное за организацию мероприятия и вручение цветов, приобретает их 15 февраля на общую сумму 21 000,00 руб. Документы на их приобретение и вручение предоставляются работником (подотчетным лицом) одновременно
В бухгалтерском учете отражаются следующие записи:
Если в организации бюджетной сферы имущество было приобретено в целях награждения (дарения) и учтено в итоге на забалансовом счете 07, а затем было принято решение использовать его в деятельности учреждения, то такое имущество следует учитывать на соответствующих балансовых счетах. "Перевод" такого имущества с забалансового счета 07 на баланс отражается с применением счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" (п. 23 Инструкции N 162н, п. 34 Инструкции N 174н, п. 34 Инструкции N 183н). О том, как "поднять" на баланс имущество, учтенное за балансом, смотрите подробнее здесь. Пример. Поднятие на баланс имущества, предназначенного для вручения, при принятии решения о его использовании в деятельности учреждения Учреждение приобрело махровые полотенца в количестве 20 штук по цене 450,00 рублей каждое для вручения на мероприятии. В настоящее время они учитывается на забалансовом счете 07. Впоследствии мероприятие было отменено и принято решение использовать полотенца в деятельности учреждения. Комиссия по поступлению и выбытию активов приняла решение об учете полотенец в составе мягкого инвентаря.
В бухгалтерском (бюджетном) учете отразятся следующие записи:
Учет подарочных сертификатов и театральных билетов
В порядке учета материальных ценностей, приобретаемых в целях вручения (награждения), дарения, на наш взгляд, могут учитываться подарочные сертификаты, приобретенные учреждением в целях дарения (вручения). А также подарочные сертификаты, которые были подарены учреждению, но в отношении которых должностными лицами учреждения было принято решение об их дарении, но не об использовании на нужды учреждения. Порядок учета подарочных сертификатов в настоящее время не урегулирован. Поэтому он должен быть разработан в учреждении и закреплен в его учетной политике. ПримечаниеВ ситуации, когда учреждение приобретает подарочный сертификат для вручения на мероприятии, расходы относятся на подстатью 349 КОСГУ. Это предполагает его учет с применением счета 105 06 и не дает возможности учесть сертификат, предназначенный для вручения, в составе денежных документов на счете 201 35 "Денежные документы". О возможных вариантах учета подарочных сертификатов, полученных учреждением и предназначенных для использования в деятельности учреждения (не для вручения, дарения), смотрите здесь.
Пример. Приобретение учреждением подарочного сертификата в целях вручения 11 июня учреждение приобретает подарочный сертификат на сумму 10 000,00 руб. с целью его вручения на стороннем мероприятии, проводимом 16 июня (поставка и приемка в один день). Склада в учреждении нет, сертификат передается сотруднику учреждения, ответственному за его вручение. Мероприятие проводится в срок, сотрудник вручает сертификат.
В бухгалтерском учете могут быть отражены следующие записи:
Также в порядке учета материальных ценностей для вручения (дарения) учреждения могут вести учет театральных билетов, приобретенных для выдачи сотрудникам. Это обоснованно тогда, когда приобретение билетов в театр осуществляется не в рамках деятельности учреждения, а фактически является наградой, поощрением или призом за победу в конкурсе. То есть речь идет не о приобретении услуг театра в целях осуществления деятельности учреждения, а об иных расходах учреждения. В то же время приобретенные билеты в театр могут учитываться в составе денежных документов на счете 201 35 "Денежные документы". Это возможно, когда речь идет о приобретении билетов в театр в целях осуществления деятельности учреждения. Например, приобретаются билеты в театр для посещения спектакля обучающимися, предусмотренного планом учебных мероприятий. Конкретный порядок учета приобретаемых учреждением билетов в театры следует закрепить в учетной политике учреждения с учетом изложенных выше особенностей.
Пример. Как учреждению вести учет театральных билетов, приобретенных для выдачи сотрудникам В целях поощрения за перевыполнение плана организацией бюджетной сферы приобретаются билеты в театр, предназначенные для выдачи сотрудникам. В учетной политике учреждения закреплено, что билеты на различного рода мероприятия (в том числе в театр), предназначенные для вручения сотрудникам в целях их поощрения, учитываются в порядке учета имущества, предназначенного для дарения (вручения) с использованием балансового счета 105 36, забалансового счета 07 (при необходимости). После составления списка сотрудников по итогам года было принято решение о приобретении 5 билетов стоимостью 2 800,00 руб. Билеты были приобретены и оплачены учреждением 26 января (приемка осуществлена в момент передачи), поступили ответственному за проведение годового отчетного мероприятия лицу 30 января и находились у него до момента проведения мероприятия (30 января).
В бухгалтерском (бюджетном) учете отразятся следующие записи:
Об особенностях проведения инвентаризации на забалансовых счетах см. здесь О порядке обложение НДФЛ и страховыми взносами при вручении подарков учреждением см. здесь Как начислить НДС при передаче подарка в учреждении см. здесь О налогообложении НДС при вручении медали (знака отличия, профессиональной награды) см. здесь. ______________________________ *(1) За исключением подарков лицам, указанным в п. 33 ст. 217 НК РФ, в отношении которых с 26 февраля 2022 года ограничение стоимости подарков не применяется. До этой даты предельная стоимость подарков была ограничена суммой 10 000 рублей, кроме подарков за счет бюджетных средств. Подробнее см. здесь. *(2) С этой целью желательно ознакомиться с судебной практикой по данному вопросу. Смотрите, например: - приговор Геленджикского горсуда Краснодарского края от 29.10.2014 по делу N 1-356/14; - приговор Купинского райсуда Новосибирской области от 15.10.2014 по делу N 1-194/2014.
|
Тема Забалансовый учет (для бюджетной сферы)
См. также Определитель КОСГУ для сложных ситуаций НДС в организациях бюджетной сферы Компенсационные и иные выплаты: НДФЛ и страховые взносы (для бюджетной сферы) Инвентаризация активов и обязательств (для бюджетной сферы) Формы документов Пример заполнения Карточки количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) |
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.