Учет имущества, приобретаемого (создаваемого) для включения в казну органом, ведущим бюджетный учет имущества казны
Орган государственной власти (местного самоуправления) может одновременно выполнять функции организации:
- уполномоченной на приобретение (создание) имущества, подлежащего включению в состав казны;
- осуществляющей ведение бюджетного учета имущества казны.
Соответственно, такому органу приходится формировать первоначальную стоимость приобретаемого (создаваемого) объекта имущества, а затем включать его в состав казны. Особенно часто решают подобные задачи местные администрации.
При таких обстоятельствах бюджетный учет желательно организовать с учетом норм гражданского законодательства.
Напомним, что в силу ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
Органы государственной власти (местного самоуправления) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде от имени публично-правового образования (п.п. 1, 2 ст. 125 ГК РФ).
Таким образом, орган власти (местного самоуправления) может приобретать объекты нефинансовых активов:
1) в рамках деятельности, осуществляемой от имени публично-правового образования с учетом компетенции органа власти (местного самоуправления);
2) в качестве юридического лица, самостоятельно участвующего в правовых отношениях.
В первом случае имущество поступает в собственность соответствующего публично-правового образования и может быть учтено в составе имущества казны или закреплено за какой-либо организацией госсектора на праве оперативного управления.
Если же имущество приобретается органом власти (местного самоуправления) от собственного имени, то по общему правилу оно сразу же "автоматически" поступает не только в собственность публично-правового образования, но и в оперативное управление данного органа (смотрите, в частности, п. 2 ст. 124, ст. 218, п. 2 ст. 299 ГК РФ).
Существует специальное правило, действующее в отношении объектов недвижимости - право собственности и право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации этого права (ст. 131 ГК РФ). Таким образом, в каком бы качестве не выступал уполномоченный орган власти (местного самоуправления) при приобретении (создании) объектов недвижимости, право оперативного управления на эти объекты может возникнуть у него только в том случае, если он подаст в уполномоченный орган соответствующий комплект документов.
Как было указано выше, уже на этапе формирования вложений на счете 106 00 у органа власти (местного самоуправления) согласно содержанию оформленных закупочных документов может возникнуть право оперативного управления на объект имущества. В подобных ситуациях перевод вложений со счета 1 106 00 000 на счет 1 108 00 000 желательно отражать как операцию по прекращению права оперативного управления, то есть списывать накопленную на счете 1 106 00 000 сумму в дебет счета 1 401 20 241 "Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям" (см. п. 34 Инструкции N 162н).
Таким образом, может применяться следующая схема корреспонденций счетов бюджетного учета.
Дебет | Кредит | Содержание операции |
КРБ 1 106 00 300*(1) | КРБ 1 302 00 730, КРБ 1 208 00 660 | Формирование первоначальной стоимости объектов, подлежащих включению в состав имущества казны |
Недвижимое имущество | ||
КРБ 1 108 51 310 | КРБ 1 106 11 310 | На основании документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности публично-правового образования, имущество учтено в составе казны |
Движимое имущество, приобретенное от имени публично-правового образования | ||
КРБ 1 108 50 300 | КРБ 1 106 30 300 | Движимое имущество учтено в составе казны по сформированной стоимости |
Движимое имущество, приобретенное от имени органа власти (местного самоуправления) | ||
КРБ 1 401 20 241 | КРБ 1 106 00 400 | Передано в состав казны движимое имущество, приобретенное органом, ведущим учет имущества казны |
КРБ 1 108 50 300 | КДБ 1 401 10 180 | Движимое имущество учтено в составе казны |
______________________________
*(1) Если в разрядах 22 и (или) 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "0" или "00", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы и код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на сентябрь 2017 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторы:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности