Форма контрактов (договоров), заключаемых казенными учреждениями
Материал могут применять органы государственной власти (местного самоуправления) и казенные учреждения
При заключении органами власти, местного самоуправления и казенными учреждениями договоров (контрактов), не предусматривающих принятие расходных обязательств, форма этих договоров (контрактов) определяется в общеустановленном порядке с учетом положений:
- локальных актов, принятых в организациях;
- требований органов, осуществляющих в отношении соответствующих казенных учреждений функции и полномочия учредителей, иных уполномоченных органов.
Форма договоров (контрактов), предусматривающих принятие расходных обязательств, определяется органами власти, местного самоуправления и казенными учреждениями с учетом требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), а также положений правовых актов, устанавливающих правила учета бюджетных обязательств и санкционирования расходов.
Договор в письменной форме в виде единого документа
В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем его существенным условиям. При этом существенными являются:
- условия о предмете договора;
- условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида;
- все условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На необходимость заключения в письменной форме договоров (контрактов), предметом которых являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, указывают нормы ч.ч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34, ч. 4 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, предусматривающие условия, обязательные для включения в контракт, например, об ответственности сторон, порядке и сроках приемки и оплаты и т. п.
Из положений ч. 3 ст. 54, ч.ч. 6 - 8 ст. 70, п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ о заключении контрактов по итогам торгов и др., следует, что контракты должны заключаться путем составления единого документа, выражающего содержание договора и подписанного его сторонами.
Кроме того, о контрактах, составленных в виде единого документа, речь идет в правовых актах, устанавливающих правила учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств*(1).
Договор в письменной форме без оформления единого документа, устные сделки
Согласно ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной ГК РФ для совершения сделок, в случаях, установленных п.п. 1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 и 46 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Требования, предусмотренные ч.ч. 4 - 9, 11 - 13 ст. 34, того же закона, в этих случаях могут не применяться.
Исходя из положений указанной нормы, контракты в таких случаях могут заключаться путем принятия (акцепта) письменного предложения заключить договор (оферты) в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ (п. 3 ст. 434 ГК РФ), и в устной форме (п. 2 ст. 161 ГК РФ).
Вместе с тем, учитывая положения ч. 4 ст. 93, ч. 1 и п. 9 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ о включении в контракт расчета и обоснования цены контракта, а также о необходимости предоставления копии заключенного контракта для внесения в реестр контрактов, заключение контрактов без оформления единого документа и устные сделки возможны только для закупок у единственного поставщика:
- на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей, осуществляемых в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ;
- на сумму, не превышающую 400 тысяч рублей, для ряда организаций, указанных в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Информация о таких закупках подлежит отражению в Реестре закупок, который ведется в соответствии с требованиями ст. 73 БК РФ. Положения правовых актов, устанавливающих правила учета бюджетных обязательств и санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств, не содержат препятствий для принятия обязательств указанными способами*(2).
Таким образом, организации госсектора, применяющие Закон N 44-ФЗ, могут осуществлять закупки в порядке п. 3 ст. 438 ГК РФ (без оформления договора как единого документа), а также в устной форме в случаях, предусмотренных п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (см. также письмо Минэкономразвития России и Минфина России от 05.08.2014 NN 18505-ЕЕ/Д28и/02-02-04/39043, письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2904, письмо Минфина России от 31.07.2014 N 02-02-04/37921). При этом оплата может осуществляться в наличной форме, в том числе путем выдачи работникам подотчетных сумм, с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке.
В казенном учреждении принято решение о направлении сотрудника в командировку.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан обеспечить работнику предоставление бесплатного жилого помещения или возместить расходы по его найму (ст. 168 ТК РФ; п. 14 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749, далее - Положение N 749).
Упоминаемые выше требования действующего законодательства могут быть выполнены казенным учреждением несколькими способами:
Способ | Порядок | Примечание |
В натуральной форме | Заключение контракта с гостиницей в соответствии с Законом N 44-ФЗ в виде единого документа с безналичной оплатой | Закупка может быть произведена у единственного поставщика (пп. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ) |
Заключение контракта с гостиницей в соответствии с Законом N 44-ФЗ в виде единого документа с наличной оплатой | 1. Закупка может быть произведена у единственного поставщика (пп. 26 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). 2. Как правило, оплату от имени организации осуществляет действующий на основании доверенности сотрудник за счет предоставленного аванса. 3. Акты оказания услуг, счета-фактуры и иные отчетные документы оформляются с указанием в качестве контрагента организации госсектора, которая уполномочила сотрудника на оплату найма жилого помещения | |
Путем компенсационных выплат | Предоставление аванса на оплату расходов работника по найму жилого помещения | 1. При оплате найма помещения работник действует от собственного имени. 2. По возвращении из командировки им предоставляется Авансовый отчет, на основании которого производится окончательный расчет |
Производится компенсация фактически осуществленных расходов | 1. При оплате найма помещения работник действует от собственного имени и за счет собственных средств 2. Расходы в полном объеме возмещаются на основании документов, представленных по возвращении из командировки. 3. Данная схема расчетов (без предоставления аванса) может применяться только в исключительных случаях, так как противоречит требованиям п. 10 Положения N 749 |
______________________________
*(1) См., например:
- п. 7, п. 10 Порядка, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н;
- пп. 14 п. 4 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н.
Аналогичные документы в установленном порядке принимаются на уровне каждого публично-правового образования.
*(2) См., например:
- п. 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утв. приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н;
- пп.пп. 9, 15 п. 4, п. 5 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утв. приказом Минфина России от 17.11.2016 N 213н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций государственного сектора
Материал приводится по состоянию на июнь 2018 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Авторский коллектив:
С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор
Е. Янчарин, заместитель начальника Управления организации капитального строительства ДТ МВД России
В. Пименов, руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова
А. Семенюк, государственный советник РФ 3 класса
А. Шершнева, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
О. Левина, советник государственной гражданской службы 1 класса
О. Монако, аудитор
А. Кузьмина, кандидат юридических наук
Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях госсектора
А. Суховерхова, ведущий эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
В. Сульдяйкина, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы "1С"
и др.
Перечень сокращений:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Указания N 65н - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности