Учет расчетов по ущербу, нанесенному имуществу (для госсектора)
Материал могут применять казенные, бюджетные и автономные учреждения, органы государственной власти (местного самоуправления) и другие организации госсектора
Одновременно со списанием с учета имущества, выбывшего в результате недостачи или хищения, сумма ущерба должна быть учтена на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции N 157н). Сумма ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба - суммы денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов. В учетных регистрах сумма ущерба имуществу отражается с применением корреспонденции*(1):
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении*(2) | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КДБ 1 209 7Х 560, "Суммы недостач, по которым не принято решение" | КДБ 1 401 10 172 | 2 209 7Х 560 (2 209 7Х 000), "Суммы недостач, по которым не принято решение" | 2 401 10 172 | Отражена дебиторская задолженность по недостаче, хищению по восстановительной стоимости |
Из буквального прочтения п. 220 Инструкции N 157н следует, что любой ущерб в виде недостачи имущества должен быть первоначально отражен на счете 209 00. И лишь впоследствии он может быть списан в связи с неустановлением виновных лиц. В то же время полагаем, что согласно своей учетной политике организация госсектора может не отражать на балансе дебиторскую задолженность по недостаче, которую ни при каких обстоятельствах взыскать с кого-либо не получится (например, если недостача выявлена в ходе инвентаризации, проводившейся в связи со стихийным бедствием).
В дальнейшем руководителем организации госсектора принимается решение, которым будут определены:
- сумма ущерба, которую организация планирует истребовать у виновных физических и (или) юридических лиц, основываясь на своей оценке норм действующего законодательства;
- лица, которым будут предъявлены требования.
На основании этого решения уточняется сумма дебиторской задолженности по возмещению ущерба имуществу, отраженная на счете 209 00 - согласно требованиям п.п. 3, 4 Инструкции N 157н на счетах бухгалтерского учета подлежит отражению достоверная информация (информация, не содержащая искажений).
Возмещение ущерба в полном размере независимо от суммы предполагается только при полной материальной ответственности, что прямо следует из ст. 242 ТК РФ. В части второй этой статьи закреплено, что материальная ответственность в полном размере причиненного ущерба может возлагаться на работника лишь в случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Если случай причинения ущерба к таковым не относится, работник отвечает только в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ).
Таким образом, по результатам разбирательства (проверки) работодателем может быть установлено, что в связи с недостачей с работника может быть взыскана только сумма среднего месячного заработка, несмотря на то, что восстановительная стоимость недостающего имущества превышает эту сумму. При таких обстоятельствах сумма дебиторской задолженности, учтенная на счете 209 00, обоснованно может быть уменьшена до суммы среднего месячного заработка.
На основании решения руководителя организации госсектора также могут быть уточнены данные о лицах, к которым предъявляются требования по возмещению ущерба, возникшего в связи с недостачей или хищением имущества.
Если недостающее имущество застраховано, то на основании согласованного со страховой компанией расчета, соответствующая сумма может быть учтена на счете 209 00 как задолженность этой компании по страховой выплате в связи с наступлением страхового случая. Сумма ущерба, которая не покрывается страховой выплатой, может отражаться на счете 209 00 как задолженность виновных лиц (если у организации госсектора есть законные основания требовать уплаты этой суммы). При этом могут применяться следующие корреспонденции:
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КДБ 1 401 10 172 | КДБ 1 209 7Х 660, "Суммы недостач, по которым не принято решение" | 2 401 10 172 | 2 209 7Х 660 (2 209 7Х 000), "Суммы недостач, по которым не принято решение" | Проведена корректировка дебиторской задолженности на сумму страховой выплаты, планируемой к получению от страховой компании |
КДБ 1 209 40 560, "Страховая компания" | КДБ 1 401 10 140 | 2 209 40 560 (2 209 40 000), "Страховая компания" | 2 401 10 140 | Учтена дебиторская задолженность на сумму страховой выплаты, планируемой к получению от страховой компании |
КДБ 1 209 7Х 560, "Виновное лицо" | КДБ 1 209 7Х 560, "Суммы недостач, по которым не принято решение" | 0 209 7Х 560 (0 209 7Х 000), "Виновное лицо" | 0 209 7Х 560 (0 209 7Х 000), "Суммы недостач, по которым не принято решение | Дебиторская задолженность отнесена на конкретное виновное лицо |
В отличие от ущерба по недостаче (хищению) имущества, ущерб от порчи имущества и иные суммы причиненного ущерба имуществу, согласно п. 220 Инструкции N 157н, могут не отражаться на счете 209 00 по восстановительной стоимости. Такие ущербы сразу можно учесть в сумме, которую согласно действующему законодательству госучреждение вправе истребовать с физических и (или) юридических лиц, по дебету счета 0 209 00 000 и кредиту счета 0 401 10 172.
Как было указано выше, на счете 209 00 на основании решения руководителя может быть отражена сумма дебиторской задолженности по возмещению ущерба имуществу, которая согласно заключению профильных сотрудников госучреждения может быть взыскана (получена) с физических (юридических) лиц или возмещена ими в добровольном порядке. Однако эти лица могут и не согласиться с оценкой размера задолженности, проведенной специалистами организации госсектора. Поэтому абзацем третьим п. 220 Инструкции N 157н прямо предусмотрена возможность корректировки в соответствии с решением суда, исполнительным листом, либо по иным основаниям согласно действующему законодательству. Кроме того, возможно списание задолженности по ущербу имуществу, которое производится в общеустановленном для списания задолженности неплатежеспособных дебиторов порядке. При этом применяются корреспонденции*(3):
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | Содержание операции | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КДБ 1 401 10 172 | КДБ 1 209 7Х 660 | 2 401 10 172 | 2 209 7Х 660 (2 209 7Х 000) | 1. Корректировка дебиторской задолженности на основании решения суда (исполнительного листа) 2. Списание задолженности в связи с не установлением виновных лиц |
Увеличение | Увеличение | |||
КДБ 1 401 10 173 | КДБ 1 209 7Х 660 | 2 401 10 173 | 2 209 7Х 660 (2 209 7Х 000) | Списание задолженности: - в связи с приостановлением предварительного следствия, уголовного дела, принудительного взыскания; - признанием виновного лица неплатежеспособным |
Увеличение | Увеличение |
Если инвентаризация, по результатам которой работника планируется привлечь к материальной ответственности, проводилась без участия материально ответственного лица, существует вероятность, что составленный по результатам этой инвентаризации акт будет признан не имеющим юридической силы. Вопрос о том, имеют ли доказательственную силу результаты такой инвентаризация, если обнаружится недостача и работодатель попытается взыскать ее с работника, будет решаться судом с учетом всех обстоятельств дела (смотрите, например: Апелляционное определение СК по гражданским делам Вологодского областного суда от 12.04.2013 по делу N 33-1644/2013, Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного суда Республики Марий Эл от 05.07.2012 по делу N 33-1069/2012).
Возмещение ущерба (погашение дебиторской задолженности по ущербу имуществу) может осуществляться различными способами и отражается с использованием следующих корреспонденций*(3):
В казенном учреждении | В бюджетном (автономном) учреждении | Способ погашения задолженности по возмещению ущерба | ||
Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | |
КРБ 1 304 03 830 | КДБ 1 209 ХХ 660 | 2 304 03 830 (2 304 03 000) | 2 209 ХХ 660 (2 209 ХХ 000) | Удержание из заработной платы |
КДБ 1 401 10 172 | 2 401 10 172 | Возмещение в натуральной форме*(5) | ||
КИФ 1 201 34 510 | 2 201 34 510 (2 201 34 000) | Внесение средств в кассу учреждения | ||
Увеличение | Увеличение | |||
КДБ 1 210 02 000*(6) | 2 201 11 510 | Перечисление на лицевой счет учреждения | ||
Увеличение | ||||
- | 2 201 21 510 | Перечисление на банковский счет автономного учреждения | ||
Увеличение |
______________________________
*(1) Здесь и далее, если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.
*(2) Здесь и далее счета, применяемые автономным учреждением, указаны в скобках. В разрядах 24-26 номера счета бухгалтерского учета автономные учреждения отражают аналитический код поступлений, выбытий объектов учета в структуре, обеспечивающей раскрытие информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденной в рамках формирования учетной политики. Если в скобках счет не указан, соответствующий счет может применяться как бюджетными, так и автономными учреждениями.
*(3) См., в частности, п. 86 Инструкции N 162н, п. 110 Инструкции N 174н, п. 113 Инструкции N 183н.
*(4) Применение счета 04 для этих ситуаций прямо предусмотрено только абзацем 5 п. 113 Инструкции N 183н. Казенные и бюджетные учреждения в подобных случаях могут использовать этот счет, руководствуясь учетной политикой и требованиями п. 339 Инструкции N 157н.
*(5) Орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, в установленном порядке может принять решение о направлении поврежденного имущества на восстановительный ремонт за счет виновного лица (письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-06-10/35435).
*(6) Корреспонденции приводятся для казенного учреждения, которое наделено полномочиями по администрированию данных доходов бюджета в полном объеме.
Тема
Учет расчетов по ущербу и иным доходам. Счет 209 00 (для госсектора)
См. также
Пример. Учет расчетов по ущербу, нанесенному имуществу госучреждения
Отражение в учете недостач нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации (для госсектора)
Отражение в учете порчи нефинансовых активов, выявленной при инвентаризации (для госсектора)
Определение текущей восстановительной стоимости материальных ценностей (для госсектора)
Определение размера причиненного работодателю ущерба
Порядок привлечения работника к материальной ответственности
Списание государственного и муниципального имущества
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.