Нормирование расходов на коммунальные услуги (для бюджетной сферы)
Смотрите в этом материале:
Мониторинг потребления коммунальных услуг
Мониторинг потребления тепловой энергии
Согласно ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Учреждения стремятся нормировать расходы на коммунальные услуги с целью их снижения, для чего разрабатывают, утверждают и исполняют программы энергосбережения и энергетической эффективности.
Для проработки решений относительно сокращения потребления коммунальных услуг необходим глубокий и качественный анализ, в ходе которого должен быть рассмотрен целый спектр таких факторов, как:
- тарифы на коммунальные услуги, которые существенно отличаются по регионам, и даже по территориям одного региона;
- климатические особенности региона;
- специфика производственного процесса (например, обязанность в обеспечении постоянного температурного режима отдельных помещений учреждения в целях сохранности специальных материальных запасов: холодильные комнаты для хранения продуктов питания, химических реактивов).
Недопустимо без проведения тщательного анализа последствий просто уменьшить потребление коммунальных услуг методом "прикрутить кран", например, отопления, без отрицательного влияния на производственные процессы, так как тогда может увеличиться потребление других ресурсов (электроэнергии и/или горячего водоснабжения), которые будут использоваться сотрудниками для повышения температуры в помещениях, и стоимость такого нагрева не обязательно в общей сумме приведет к экономии.
Внедрять мероприятия по оптимизации расходов на коммунальные услуги следует только в том случае, когда эта работа в конечном счете дает существенный экономический эффект, поэтому предварительно необходимо тщательно рассчитать все затраты и эффект от них.
Мониторинг потребления коммунальных услуг
Целесообразно ввести учет коммунальных услуг (далее - мониторинг) с учетом дополнительных условий, характеризующих особенности деятельности учреждения: если ресурсоснабжающая организация не одна, часть помещений сдается в аренду, а некоторые площади приходится арендовать.
Мониторинг потребления коммунальных услуг лучше вести с учетом следующих показателей:
- период учета (календарный месяц, декада, день месяца - в зависимости от потребности учреждения в детализации);
- объект потребления (указывать помещения/здания, оборудованные отдельными счетчиками учета потребления ресурсов);
- указать площадь объекта потребления в квадратных метрах (для дальнейших расчетов стоимости коммунальных услуг на единицу площади);
- тариф, учитывающий регион и другие особенности, предусмотренные договором с ресурсоснабжающей организацией;
- потребление в натуральных показателях (позволяет отслеживать расход ресурсов, анализировать изменения, сверять показания с ресурсоснабжающей организацией);
- потребление в стоимостных показателях (позволяет отслеживать изменение расходов учреждения на коммунальные услуги, планировать расходы в будущих периодах).
В разных периодах времени действующие тарифы на коммунальные услуги могут отличаться, соответственно, для объективного отражения динамики изменения необходимо вести мониторинг коммунальных расходов в натуральных показателях.
Правильно организованный мониторинг позволяет визуализировать ситуацию, сложившуюся в сфере потребляемых коммунальных благ, анализировать потребление, в том числе вводом дополнительных показателей анализа влияния отдельных факторов на стоимость коммунальных расходов, планировать потребление ресурсов в будущем, рассчитывать плановую потребность в расходах на коммунальные услуги с учетом изменений тарифа для включения информации в план-график закупок, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Мониторинг предпочтительно составлять на основании данных за прошедший месяц до 7-10 числа месяца, следующего за отчетным.
Для оперативного получения актуальной информации по потреблению коммунальных услуг заполняйте мониторинг ежемесячно.
Так как форма мониторинга не установлена нормативными актами, то необходимо разработать порядок составления, ведения, утверждения, анализа и предоставления формы руководству локальным актом учреждения. В разработанной форме рекомендуем предусмотреть показатели, необходимые для анализа потребления коммунальных благ и учитывающие специфику деятельности учреждения:
- годовое потребление (в стоимостных и натуральных показателях);
- среднегодовой размер тарифа (как отношение годовой стоимости потребления в стоимостном выражении к годовому потреблению в натуральных показателях);
- среднее потребление в единицу временного периода (например, среднемесячное потребление в натуральных и стоимостных показателях);
- ежемесячный анализ изменения платы в текущем периоде по отношению к соответствующему периоду прошлого года, в том числе за счет влияния отдельных факторов (например, за счет изменения тарифа и за счет изменения потребления в натуральных показателях) и т.д.
В ходе проведения анализа потребления коммунальных услуг важно выяснить причину возникновения отклонений в натуральных показателях за аналогичный период прошлого периода: погодные условия, смена режимов работы, изменение объемов выполняемой работы, ввод в эксплуатацию новых помещений, проведение мероприятий по энергосбережению и повышению эффективности и др.
Предельные величины отклонений, требующие пояснений в мониторинге, каждое учреждение устанавливает самостоятельно, исходя из существенности в каждом случае отдельно. Для коммунальных услуг предлагаем установить оптимальную величину от 5 до 10 %, в зависимости от уровня потребления.
Документы поставщика коммунальных услуг (первичные учетные документы, расшифровки к ним, счета-фактуры, акты) проверяются на правильность применения тарифа в соответствии с условиями заключенных договоров/контрактов. Допустимо отдельно предусмотреть обязанность должностного лица, ответственного за передачу/контроль показателей потребления коммунальных благ, проводить экспертизу документов, полученных от ресурсоснабжающей организацией, на предмет достоверности потребления в натуральных показателях (сверка с показателями счетчиков, узлов учета).
Пример 1. Мониторинг потребления тепловой энергии
Учреждение установило форму мониторинга потребления тепловой энергии. Тариф заполняется по данным договора о поставке тепловой энергии, фактическое потребление в натуральных и стоимостных показателях - из первичных документов ресурсоснабжающей организации, информация за соответствующий период прошлого года - из мониторинга прошлого года. Предельная величина отклонений установлена 10%.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
После заполнения показателей потребления проведем факторный анализ изменения платы (уменьшилась или увеличилась) в текущем периоде по отношению к соответствующему периоду прошлого года (на примере января):
1. Рассчитаем изменение платы за январь текущего года по отношению к январю прошлого года: увеличилась на 40 343,40 руб. (136 068,68 руб. - 95 725,28 руб.), в том числе:
1.1. за счет увеличения тарифа 36 341,38 руб. ((1 819,10 руб./ Гкал - 1 318,53 руб./ Гкал) х 72,60 Гкал)
1.2. за счет увеличения фактического потребления 4 002,02 руб. ((74,8 Гкал - 72,6 Гкал) х 1 819,10 руб./ Гкал)
2. Рассчитаем процент изменения фактического потребления в натуральных показателях (на примере января): 3,03 % ((74,8 Гкал - 72,6 Гкал)/ 72,6 Гкал) х 100 %)
3. Рассчитаем по строке ВСЕГО:
3.1. определим средний тариф текущего года 1 857,60 руб./ Гкал (921 742,58 руб. / 496,2 Гкал), где всего потребление в натуральном и стоимостном значении определяется суммированием показателей по месяцам.
3.2. аналогично определим средний тариф прошлого года 1 344,40 руб./Гкал (658 891,27 руб. / 490,1 Гкал).
3.3. анализ изменения платы (всего, а также в том числе за счет изменения тарифа и фактического потребления) определяется суммированием показателей по месяцам.
3.4. среднегодовой процент изменения фактического потребления в натуральных показателях: 1,24 % ((496,2 Гкал - 490,1 Гкал) / 490,1 Гкал)
4. Поясним причины отклонений свыше предельной величины 10% в двух месяцах:
4.1. в мае текущего года потребление выросло на 95,17 % по сравнению с маем прошлого года в связи с низкими температурами мая и, соответственно, поздним окончанием отопительного сезона;
4.2. в сентябре текущего года потребление снизилось на 15,89 % по сравнению с сентябрем прошлого года в связи с высокими температурами сентября и, соответственно, поздним началом отопительного сезона.
Пример 2. Мониторинг потребления водоснабжения и водоотведения
Учреждение установило форму мониторинга потребления холодной и горячей воды, а также водоотведения. Тарифы заполняются по данным договора о водоснабжении и водоотведении, фактическое потребление в натуральных и стоимостных показателях - из первичных документов ресурсоснабжающей организации, информация за соответствующий период прошлого года - из мониторинга прошлого года. Предельная величина отклонений установлена 5 %.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
После заполнения показателей потребления холодного водоснабжения проведем факторный анализ изменения платы (уменьшилась или увеличилась) в текущем периоде по отношению к соответствующему периоду прошлого года (на примере января):
1. Рассчитаем изменение платы за январь текущего года по отношению к январю прошлого года: увеличилась на 392,54 руб. (4 240,62 руб. - 3 848,08 руб.), в том числе:
1.1. за счет увеличения тарифа 374,10 руб. ((25,62 руб./ куб.м. - 23,35 руб./ куб.м.)х164,80 куб.м.)
1.2. за счет увеличения фактического потребления 18,44 руб. ((165,52 куб.м. - 164,8 куб.м.) х 25,62 руб./ куб.м.)
2. Рассчитаем процент изменения фактического потребления в натуральных показателях (на примере января): 0,44 % ((165,52 куб.м. - 164,8 куб.м.)/ 164,8 куб.м.) х 100 %)
3. Рассчитаем по строке ВСЕГО:
3.1. определим средний тариф текущего года 25,70 руб./куб.м. (53 79,86 руб. / 2 093,19 куб.м.), где всего потребление в натуральном и стоимостном значении определяется суммированием показателей по месяцам.
3.2. аналогично определим средний тариф прошлого года 23,89 руб. (49 815,32 руб. / 2 085,54 куб.м.).
3.3. анализ изменения платы (всего, а также в том числе за счет изменения тарифа и фактического потребления) определяется суммированием показателей по месяцам.
3.4. среднегодовой процент изменения фактического потребления в натуральных показателях: 0,37 % ((2 093,19 куб.м.- 2 085,54 куб.м.) / 2 085,54 куб.м.)
4. Поясним причины отклонений свыше предельной величины 5% по одному месяцу:
4.1. в феврале текущего года потребление выросло на 5,03 % по сравнению с февралем прошлого года в связи с прорывом трубы в учреждении, что привело к утечке, соответственно, перерасходу холодной воды.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
После заполнения показателей потребления горячего водоснабжения проведем факторный анализ изменения платы (уменьшилась или увеличилась) в текущем периоде по отношению к соответствующему периоду прошлого года (на примере января):
1. Рассчитаем изменение платы за январь текущего года по отношению к январю прошлого года: увеличилась на 1 146,74 руб. (21 381,60 руб. - 20 234,86 руб.), в том числе:
1.1. за счет увеличения тарифа 927,79 руб. ((151,00 руб./ куб.м. - 144,38 руб./ куб.м.) х 140,15 куб.м.)
1.2. за счет увеличения фактического потребления 218,95 руб. ((141,60 куб.м. - 140,15 куб.м.) х 151,00 руб./ куб.м.)
2. Рассчитаем процент изменения фактического потребления в натуральных показателях (на примере января): 1,03 % ((141,60 куб.м. - 140,15 куб.м.)/ 140,15 куб.м.) х 100 %)
3. Рассчитаем по строке ВСЕГО:
3.1. определим средний тариф текущего года 154,98 руб./куб.м. (276 632,22 руб. / 1 784,91 куб.м.), где всего потребление в натуральном и стоимостном значении определяется суммированием показателей по месяцам.
3.2. аналогично определим средний тариф прошлого года 147,49 руб. (263 106,32 руб. / 1 783,84 куб.м.).
3.3. анализ изменения платы (всего, а также в том числе за счет изменения тарифа и фактического потребления) определяется суммированием показателей по месяцам.
3.4. среднегодовой процент изменения фактического потребления в натуральных показателях: 0,06 % ((1 784,91 куб.м.- 1 783,84 куб.м.) / 1 783,84 куб.м.)
4. Поясним причины отклонений свыше предельной величины 5% по двум месяцам:
4.1. в июле текущего года потребление выросло на 5,48 % в связи с увеличением количества сотрудников в учреждении в этом месяце по сравнению с июлем прошлого года (отпуска перенесены на август), что косвенно подтверждается увеличению расходования холодной воды в сопоставимом объеме (на 4,19 % согласно мониторинга потребления холодной воды).
4.2. в сентябре текущего года потребление снижено на 5,94 % по сравнению с сентябрем прошлого года в связи с внеплановым отключением горячего водоснабжения по причине проведения ремонта работниками ресурсоснабжающей организации.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
Для заполнения мониторинга по водоотведению введены дополнительные графы для Проверки показателей фактического потребления:
- расчетное потребление в натуральных показателях определяется путем суммирования показателей водоснабжения холодного и горячего водоснабжения за соответствующий период (месяц),
- отклонение рассчитывается как разница между расчетным показателем фактического потребления и фактическим потреблением, указанном в документах поставщика коммунальных услуг,
- в случае появления отклонений указываются причины в графе "пояснение причин отклонения".
После заполнения показателей по водоотведению проведем факторный анализ изменения платы (уменьшилась или увеличилась) в текущем периоде по отношению к соответствующему периоду прошлого года (на примере января):
1. Рассчитаем изменение платы за январь текущего года по отношению к январю прошлого года: увеличилась на 291,11 руб. (5 810,71 руб. - 5 519,60 руб.), в том числе:
1.1. за счет увеличения тарифа 250,06 руб. ((18,92 руб./ куб.м. - 18,10 руб./ куб.м.) х 304,95 куб.м.)
1.2. за счет увеличения фактического потребления 41,05 руб. ((307,12 куб.м. - 304,95 куб.м.) х 18,10 руб./ куб.м.)
2. Рассчитаем процент изменения фактического потребления в натуральных показателях (на примере января): 0,71 % ((307,12 куб.м. - 304,95 куб.м.)/ 304,95 куб.м.)*100 %)
3. Рассчитаем по строке ВСЕГО:
3.1. определим средний тариф текущего года 19,41 руб./куб.м. (75 271,76 руб. / 3 878,10 куб.м.), где всего потребление в натуральном и стоимостном значении определяется суммированием показателей по месяцам.
3.2. аналогично определим средний тариф прошлого года 18,44 руб. (71 355,58 руб. / 3 869,38 куб.м.).
3.3. анализ изменения платы (всего, а также в том числе за счет изменения тарифа и фактического потребления) определяется суммированием показателей по месяцам.
3.4. среднегодовой процент изменения фактического потребления в натуральных показателях: 0,23 % ((3 878,10 куб.м.- 3 869,38 куб.м.) / 3 869,38 куб.м.)
4. Отклонений свыше предельной величины 5% нет.
Пример 3. Мониторинг потребления электрической энергии
Образовательное учреждение установило форму мониторинга потребления электрической энергии. Тариф заполняется по данным договора о поставке электроэнергии, фактическое потребление в натуральных и стоимостных показателях - из первичных документов ресурсоснабжающей организации, информация за соответствующий период прошлого года - из мониторинга прошлого года. Предельная величина отклонений установлена 10%.
См. Таблицу в редакторе MS-Excel (с расчетными формулами)
После заполнения показателей потребления проведем факторный анализ изменения платы (уменьшилась или увеличилась) в текущем периоде по отношению к соответствующему периоду прошлого года (на примере января):
1. Рассчитаем увеличение платы за январь текущего года по отношению к январю прошлого года: увеличилась на 5 247,48 руб. (46 207,98 руб. - 40 960,50 руб.), в том числе:
1.1. за счет увеличения тарифа 1 875,30 руб. ((4,34 руб./ кВт - 4,15 руб./ кВт) х 9 870 кВт)
1.2. за счет увеличения фактического потребления 3 372,18 руб. ((10 647 кВт - 9 870 кВт) х 4,34 руб./ кВт)
2. Рассчитаем процент изменения фактического потребления в натуральных показателях (на примере января): 7,87 % ((10 647 кВт - 9 870 кВт)/ 9 870 кВт) х 100 %)
3. Рассчитаем по строке ВСЕГО:
3.1. определим средний тариф текущего года 4,44 руб./ кВт (423 240,00 руб. / 95 296 кВт), где всего потребление в натуральном и стоимостном значении определяется суммированием показателей по месяцам.
3.2. аналогично определим средний тариф прошлого года 4,20 руб./ кВт (404 025,70 руб. / 96 226 кВт).
3.3. анализ изменения платы (всего, а также в том числе за счет изменения тарифа и фактического потребления) определяется суммированием показателей по месяцам.
3.4. среднегодовой процент изменения фактического потребления в натуральных показателях: - 0,97 % ((95 296 кВт - 96 226 кВт) / 96 226 кВт).
4. Поясним причины отклонений свыше предельной величины 10% по одному месяцу:
4.1. в мае текущего года потребление выросло на 12,30 % по сравнению с маем прошлого года в связи с наличием нескольких днем с низкими температурами при раннем окончании отопительного сезона, из-за которых помещения обогревались отопительными приборами, работающими от электросети.
Дополнительно выделен период, характеризующий снижение потребления электрической энергии после замены осветительных приборов по программе энергосбережения, проведенной в начале августа текущего года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Бюджетная сфера: учет, отчетность, финконтроль" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным вопросам, возникающим в деятельности организаций бюджетной сферы.
См. информацию об обновлениях Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
См. содержание Энциклопедий "Бюджетная сфера: учет и отчетность" и "Бюджетная сфера: право, управление, финансы, экономика, аудит".
Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.
Перечень сокращений, используемых в информационном блоке:
Закон N 402-ФЗ - Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"
Инструкция N 157н - Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н
Инструкция N 162н - Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н
Инструкция N 174н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н
Инструкция N 183н - Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н
Порядок N 209н - Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н
Порядок N 82н - Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утв. приказом Минфина России от 24.05.2022 N 82н
Приказ N 61н - Приказ Минфина России от 15.04.2021 N 61н "Об утверждении унифицированных форм электронных документов бухгалтерского учета, применяемых при ведении бюджетного учета, бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, и Методических указаний по их формированию и применению"
Приказ N 52н - Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"
Инструкция N 33н - Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н
Инструкция N 191н - Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н
КБК - коды бюджетной классификации
КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления
КФО - код вида финансового обеспечения (деятельности)
План ФХД - План финансово-хозяйственной деятельности
ГРБС - главный распорядитель бюджетных средств
ПБС - получатель бюджетных средств
Орган-учредитель - орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения
Закон N 326-ФЗ - Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Закон N 323-ФЗ - Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Правила N 108н - Приказ Минздрава России от 28.02.2019 N 108н "Правила обязательного медицинского страхования в Российской Федерации"
ВМП - высокотехнологичная медицинская помощь
ПГГ - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
ТПГГ - Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи
СМО - страховая медицинская организация
АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ:
Специалисты министерств, ведомств и научных организаций, независимые эксперты и эксперты ГАРАНТа
Бычков С.С., заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Семенюк А.А., государственный советник РФ 3 класса, с 2019 по 2022 год - заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России)
Пименов В.В., руководитель направления "Бюджетная сфера" компании "Гарант", эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ)
Панкратова Г.А., заместитель директора ГКУ Камчатского края "Центр финансового обеспечения", с 2013 по 2020 год - главный бухгалтер Министерства здравоохранения Камчатского края
Крохина Ю.А., заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита МГУ им. М.В. Ломоносова (МГУ), доктор юридических наук, профессор
Волгина Ю.Н., главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России
Кулаков А.С., начальник отдела учета и отчетности ФГБУ "Главный военный клинический госпиталь им. академика Н.Н. Бурденко" Минобороны России, профессиональный бухгалтер
Железнева Ю.С., ведущий аналитик, с 2020 по 2023 год - главный бухгалтер ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина" Минздрава России, профессиональный бухгалтер
Янчарин Е.А., ведущий аналитик, с 2016 по 2018 год - заместитель начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России
Жуковский Д.В., начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы "1С" в организациях бюджетной сферы
Шершнева А.А., советник государственной гражданской службы РФ 2 класса
Разрезова Т.Ю., государственный советник 1 класса
Суховерхова А.Н., член Союза развития государственных финансов
Монако О.В., аудитор
Андреева Н.П., профессиональный бухгалтер, член ИПБ России
Левина О.В., советник государственной гражданской службы 1 класса
Бонда С.А., государственный советник 3 класса
Кузьмина А.В., кандидат юридических наук
Клименко Г.Г., советник государственной гражданской службы РФ 1 класса
Лисицин П.Е., Сапетина И.Н., Сульдяйкина В.П., Киреева А.А., Дурнова Т.Н.,
Емельянова О.Н., Старовойтова Е.В., Гурашвили Г.Н., Монько В.С., Сизонова О.А., Старовойтова Н.Н.,
Селина Е.А., Панкова Н.М., Ибатуллина Р.А., Четина И.Д., Гурашвили Р.Н.,
Верхова Н.А., Евсюкова В.А., Казакова Е.С., Якунин Д.А.