Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Энциклопедия решений. Пояснения к бухгалтерскому балансу "Государственная помощь"

Пояснения к бухгалтерскому балансу "Государственная помощь"

Требование о раскрытии информации о полученной государственной помощи в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах содержится в п. 27 ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации". Аналогичное требование содержит и п. 22 ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" (далее - ПБУ 13/2000), в соответствии с которым производится формирование в бухгалтерском учете информации о государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям.

Пунктом 4 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (далее - Приказ N 66н) предусмотрено, что необходимые пояснения могут оформляться в табличной и (или) текстовой форме, а содержание пояснений, оформленных в табличной форме, определяется организациями самостоятельно с учетом приложения N 3 к Приказу N 66н.

Информация о государственной помощи раскрывается в пояснении N 9 "Государственная помощь". Информация о полученных бюджетных средствах приводится за 2 года: отчетный - 2016 год и предыдущий - 2015 год.

В указанном пояснении сумма полученных бюджетных средств за отчетный и предыдущий годы отражается по строке 5900 "Получено бюджетных средств - всего" с расшифровкой направленности полученных средств на текущие расходы (строка 5901) и на вложения во внеоборотные активы (строка 5905).

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов для обобщения информации о движении бюджетных средств предназначен счет 86 "Целевое финансирование". Полученные бюджетные средства отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

При этом ПБУ 13/2000 предусматривает три варианта отражения принятых к бухгалтерскому учету бюджетных средств:

1) как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. 7 ПБУ 13/2000). По мере фактического получения средств соответствующие суммы уменьшают задолженность и увеличивают счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п.;

2) по мере фактического получения ресурсов (п. 7 ПБУ 13/2000). В таком случае с возникновением целевого финансирования увеличиваются счета учета денежных средств, капитальных вложений и т.п., что может отражаться проводкой, в частности, по дебету счета 51 "Расчетный счет" в корреспонденции с кредитом счета 86 "Целевое финансирование";

3) как возникновение задолженности по бюджетным средствам и увеличение финансового результата организации как прочие доходы в случае, если бюджетные средства предоставлены на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды (п. 10 ПБУ 13/2000). В таком случае делается запись по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" в корреспонденции с кредитом счета 91, субсчет "Прочие доходы".

Выбранный порядок учета полученных бюджетных средств (в части первых двух вариантов) должен быть закреплен в учетной политике организации.

Средства целевого финансирования, отраженные на счете 86 "Целевое финансирование", списываются либо в момент ввода объектов внеоборотных активов в эксплуатацию, либо в периоды признания текущих расходов, на финансирование которых предоставлены бюджетные средства (п. 9 ПБУ 13/2000).

Согласно п. 20 ПБУ 13/2000 остаток неиспользованных средств по счету 86 "Целевое финансирование" в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье "Доходы будущих периодов" (строка 1530) либо обособленно в разделе "Краткосрочные обязательства" (например по строке 1550 "Прочие обязательства"). Поскольку в пояснении N 9 "Государственная помощь" раскрывается только получение бюджетных средств, а не их фактическое использование или остаток, взаимоувязки показателей бухгалтерского баланса и пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках в части полученного бюджетного финансирования не требуется.

Бюджетные кредиты выделяют в форме отдельно. Для них отведены строки 5910 (2016 год) и 5920 (2015 год). Их также дополнительно расшифровывают по целям кредитования (на покрытие текущих расходов, приобретение внеоборотных активов, пополнение оборотных средств и т.д.). Для этого заполняют дополнительные строки 5911, 5912, 5913 и т.д. (2016 год) и 5921, 5922, 5923 и т.д. (2015 год).


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет и отчетность" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов.


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на ноябрь 2020 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность


При подготовке использованы авторские материалы, предоставленные Я. Бушуевой, Ю. Волковой, Е. Королевой, И. Лазаревой, И. Разумовой, Е. Титовой