• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки в организациях госсектора

Договоры и иные сделки в организациях госсектора

Государственные и муниципальные учреждения, которые согласно п. 1 ст. 123.22 ГК РФ могут быть автономными, бюджетными или казенными (далее - учреждения), являются участниками гражданского оборота наряду с другими юридическими лицами и в качестве таковых могут приобретать гражданские права и осуществлять обязанности, в том числе на основе договора (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Однако, будучи некоммерческими организациями, учреждения, в отличие от коммерческих организаций, обладают не общей, а специальной правоспособностью: они могут осуществлять не любую деятельность, а только соответствующую предмету и целям деятельности, которые определены в учредительном документе (п. 1 ст. 49, п. 4 ст. 50 ГК РФ, п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ), ч. 7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Закон N 174-ФЗ)).

 

Гражданское законодательство не содержит прямого указания на организационно-правовую форму органов государственной власти и органов местного самоуправления. Напомним, что органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями (ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Гражданско-правовой статус же государственных органов устанавливается нормативным правовым актом о статусе конкретного органа. Орган власти регистрируется в качестве юридического лица, если это предусмотрено нормативным правовым актом о данном органе. Положения ст. 161 БК РФ, регулирующие особенности правового положения казенных учреждений в бюджетных правоотношениях, распространяются и на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства РФ, устанавливающих полномочия указанных органов (п. 11 ст. 161 БК РФ). В силу этого указанные органы должны руководствоваться правовыми актами, устанавливающими особенности правового положения казенных учреждений. Так, например, согласно письму Минэкономразвития России от 21.06.2011 N 12702-АЛ-Д08 действие Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального казенного учреждения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 537, распространяется на федеральные органы исполнительной власти и их территориальные управления.

 

Деятельность учреждения полностью (для казенных учреждений) или частично (для бюджетных и автономных учреждений) финансируется за счет средств бюджета (ст. 69.1, п. 2 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), п. 6 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ст. 4 Закона N 174-ФЗ). Это предопределяет особенности совершения сделок учреждениями, предусматривающие наличие определенных требований и ограничений.

Казенное учреждение не имеет права предоставлять и получать кредиты (займы), приобретать ценные бумаги. Заключать государственные (муниципальные) контракты, иные договоры, которые исполняются за счет бюджетных средств, казенное учреждение вправе только в пределах доведенных ему лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено БК РФ, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении этих требований суд может признать контракты (договоры), заключенные казенным учреждением, недействительными (п.п. 5, 10 ст. 161 БК РФ).

Для бюджетных и автономных учреждений закон устанавливает ограничения на совершение крупных сделок - сделок, цена которых либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества по которым превышает 10% балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Бюджетное учреждение совершает такие сделки с предварительного согласия органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, а автономное учреждение - с предварительного одобрения своего наблюдательного совета (п. 13 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, ст.ст. 14, 15 Закона N 174-ФЗ).

Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами (п. 14 ст. 9.2. Закона N 7-ФЗ).

 

Сделки, в том числе договоры, которые совершают в рамках гражданско-правовых отношений государственные и муниципальные учреждения, могут быть разделены на следующие категории:

1. Продажа (отчуждение) государственного или муниципального имущества. По общему правилу такое отчуждение именуется приватизацией и регулируется соответствующим законодательством (ст. 217 ГК РФ), исключения для государственных и муниципальных учреждений установлены указанным законодательством;

2. Передача государственного или муниципального имущества во временное владение и (или) пользование (аренда, безвозмездное пользование). Такие договоры, в том числе с имуществом, закрепленным за учреждениями на праве оперативного управления, должны осуществляться с учетом требований ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

3. Возмездное приобретение товаров, работ, услуг, аренда имущества для государственных или муниципальных нужд (закупки). По общему правилу казенные и бюджетные учреждения должны заключать такие договоры в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", исключения предусмотрены самим этим Законом. За счет внебюджетных средств бюджетные учреждения, а равно и автономные учреждения - во всех случаях должны заключать такие договоры в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

4. Безвозмездное приобретение товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд. Приобретение вещи или права лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры квалифицируется как подвид договора дарения - пожертвование (ст. 582 ГК РФ);

5. Получение и выдача кредитов (займов) госучреждениями;

6. Государственные (муниципальные) гарантии, порядок предоставления которых урегулирован ст.ст. 115 - 117 БК РФ.

 

Отдельно следует рассматривать заключение государственными и муниципальными учреждениями договоров мены, в ходе которых происходит одновременно отчуждение государственного или муниципального имущества и приобретение иного имущества.

Подробнее регулирование сделок различных категорий, порядок их осуществления и учет операций в их рамках рассмотрены в отдельных материалах.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства


Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности


Материал приводится по состоянию на апрель 2019 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки" использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, П. Ериным, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.