Общие требования к порядку проведения закупок
Общие требования к порядку проведения закупки, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) для закупок по каждому из этих Законов соответственно, основаны на общих принципах, однако имеют серьезные отличия.
Общими являются прежде всего принципы оповещения о проведении закупки неопределенного круга лиц, обеспечения полноты сообщаемой при этом информации, в том числе обязательности сообщения информации об условиях договора (контракта), подлежащих согласованию при его заключении по итогам закупки конкурентным способом. Оповещение о проведении закупки осуществляется путем публикации извещения об осуществлении закупки, а информация об условиях контракта - в документации о закупке. И извещение об осуществлении закупки, и документация о закупке должны размещаться в единой информационной системе. Исключения предусмотрены для закупок, связанных с государственной тайной, закупок для нужд, специально указанных в законе, а также связанных с деятельностью высших органов государственного управления или иным образом определенных как не подлежащие размещению для всеобщего сведения, и для закупок на небольшие, определенные законом суммы.
Заметим, что оба Закона исходят определенно из принципа приоритета определения нужд заказчика, для удовлетворения которых должен быть заключен договор (контракт) в ходе закупки, и неявным образом - из принципа преимущественности положения заказчика перед участниками закупок.
Существенные же различия вытекают из принципиальной разницы в подходе к регулированию закупок этими законами: Законом N 44-ФЗ порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) и содержание контракта урегулированы более детально, в том числе установлены общие требования к описанию объекта закупки, к установлению заказчиком требований обеспечения участия в закупках, к условиям отмены определения контрагента, к порядку оценки заявок на участие в закупках, к определению условий контракта и условий обеспечения его исполнения. Закон N 223-ФЗ, в свою очередь, оставляет большую часть регулирования процесса закупки на усмотрение самого заказчика, устанавливая только общие принципы.
При этом из п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, ч.ч. 2, 2.1, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ следует, что сферы действия этих Законов не пересекаются. В частности, согласно ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ принятое бюджетным учреждением, унитарным предприятием решение об осуществлении закупок за счет средств, указанных в ч.ч. 2, 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ, или в соответствии с Законом N 223-ФЗ не может быть изменено в текущем году. Отсюда следует, что закупки осуществляются либо в соответствии с Законом N 223-ФЗ, либо с Законом N 44-ФЗ. Соответственно, к закупкам применяются требования или одного закона или другого.
Подробнее все эти вопросы рассматриваются в отдельных материалах.
Тема
Государственные и корпоративные закупки
См. также
Общие требования к порядку проведения закупок по Закону N 44-ФЗ
Общие требования к порядку проведения закупок по Закону N 223-ФЗ. Положение о закупке
Практические ситуации
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства
См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки
При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой, И. Беловой
См. информацию об авторах