Энциклопедия решений. Общий порядок расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта

Общий порядок расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта

Порядок действий заказчика, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен ч.ч. 10 - 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Соблюдать его заказчик обязан (см. письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).

Поскольку для отказа заказчика от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено отдельной процедуры, при таком отказе применяются те же нормы, с поправкой в отношении случая, когда отказ осуществляется вследствие обнаружения несоответствия поставщика, подрядчика, исполнителя (далее - контрагент) установленным требованиям, на то, что исправление контрагентом допущенного нарушения (см. ниже) в данном случае не представляется возможным.


Как указано в ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом следует учитывать, что в таком случае решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 11 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Очевидно, что в случае отказа заказчика от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия контрагента требованиям к участнику закупки проведение такой экспертизы не требуется, поскольку по указанному основанию контракт должен быть расторгнут даже в ситуации, когда нарушения со стороны контрагента отсутствуют.


Из ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ следует, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта должно быть оформлено письменно.

Такое решение в силу этой же нормы не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия размещается в единой информационной системе (далее - ЕИС) и направляется контрагенту:

- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу контрагента, указанному в контракте,

- телеграммой,

- посредством факсимильной связи,

- по адресу электронной почты,

- с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении контрагенту.

Выполнение заказчиком указанных выше требований считается надлежащим уведомлением контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.

При этом в соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления признается:

- дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту указанного уведомления либо

- дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по его адресу, указанному в контракте, либо

- дата по истечении 30 дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС (при невозможности получения указанных подтверждения либо информации).


Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Однако в соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта выполнены следующие действия:

- во-первых, устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения,

- во-вторых, заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Внимание

Правило об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).

Кроме того, ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не должна применяться к случаям одностороннего отказа от исполнения контракта на основании п. 1 ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по причине несоответствия контрагента требованиям к участнику закупки, поскольку в этом случае исправление контрагентом допущенного нарушения (при его реальном наличии) не представляется возможным. Соответственно, при отказе от исполнения контракта по этому основанию контракт в любом случае считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Информационный блок "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" - это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по вопросам, возникающим в процессе осуществления закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"


Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся практику (судебную и административную) и актуализируется по мере изменения законодательства


Материал приводится по состоянию на август 2018 г.


См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений

См. содержание Энциклопедии решений. Государственные и корпоративные закупки


При подготовке Информационного блока "Энциклопедия решений. Государственные и корпоративные закупки" использованы авторские материалы, предоставленные А.Серковым, Т. Штукатуровой