Вопрос: Сельскохозяйственная организация в 2003 году получила лицензию на водопользование со сроком действия 10 лет для использования акватории водных объектов для водопоя выращиваемой птицы. С 1 января 2007 года изменена система предоставления в пользование поверхностных водных объектов и отменено лицензирование данного вида деятельности. Однако организация лицензию на водопользование не сдала и не переоформила право пользования водным объектом в соответствии с положениями Водного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2007 года. Признается ли организация, имеющая лицензию на водопользование исключительно в целях водопоя выращиваемой... ("Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2011 г.)

Сельскохозяйственная организация в 2003 году получила лицензию на водопользование со сроком действия 10 лет для использования акватории водных объектов для водопоя выращиваемой птицы. С 1 января 2007 года изменена система предоставления в пользование поверхностных водных объектов и отменено лицензирование данного вида деятельности. Однако организация лицензию на водопользование не сдала и не переоформила право пользования водным объектом в соответствии с положениями Водного кодекса, вступившего в силу с 1 января 2007 года. Признается ли организация, имеющая лицензию на водопользование исключительно в целях водопоя выращиваемой птицы плательщиком водного налога?


Водным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 2007 года (далее - Водный кодекс), изменена система предоставления в пользование водных объектов и отменена система лицензирования их использования.

Согласно статьям 9-11 Водного кодекса пользование водными объектами осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то есть в рамках договорных гражданских правоотношений.

Вместе с тем, статьей 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.

Однако водопользователи вправе по собственной инициативе переоформить права пользования водными объектами в соответствии с положениями Водного кодекса, заключив договоры водопользования или обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.

При этом действие решений Правительства РФ или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса, прекращается с момента возникновения права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока действия лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами.

Таким образом, организация, которой лицензия на водопользование предоставлена до вступления в силу Водного кодекса, является плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии на водопользование или до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с требованиями Водного кодекса.

Вместе с тем необходимо отметить, что Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в статью 333.8 Кодекса внесено изменение, уточняющее понятие налогоплательщика водного налога. Согласно данной статье Кодекса в редакции указанного закона налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 333.9 настоящего Кодекса.

На основании подпункта 13 пункта 2 статьи 333.9 Кодекса забор воды из водных объектов для орошения земель сельскохозяйственного назначения (включая луга и пастбища), полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности сельскохозяйственных организаций и граждан не признается объектом налогообложения водным налогом.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что указанный закон (согласно ст. 10) вступил в силу со 2 сентября 2010 года, с указанной даты организация, осуществляющая вид водопользования, не являющийся объектом налогообложения водным налогом, плательщиком водного налога не является.


И.К. Золотарева,

заместитель начальника Отдела налогов и доходов

от использования природных ресурсов Минфина России


1 декабря 2011 г.


"Нормативные акты для бухгалтера", N 23, декабрь 2011 г.


Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.