Акт камеральной проверки. Составляем возражение
По какой форме составляются возражения на акт проверки?
На что обращать внимание при подаче возражений?
Обязательно ли к возражениям на акт проверки прилагать подтверждающие документы?
По результатам камеральной проверки акт составляется только в случае, когда выявлены какие-либо нарушения. "Камералка" проводится в течение трех месяцев с даты представления декларации. После окончания проверки у инспекторов есть десять дней для оформления акта по результатам проверки (п. 1 ст. 100 НК РФ)*(1).
Наша справка. Формы актов камеральной и выездной проверок утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@.
В некоторых случаях бизнесмены соглашаются с выводами инспекторов и принимают решение уплатить санкции за выявленные ошибки. Чаще коммерсанты готовы спорить и требовать, если не полной отмены, то хотя бы снижения величины доначислений по акту проверки. При наличии аргументов в защиту своей правоты и последовательных возражениях, отстоять свою позицию вполне реально.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, коммерсант (его представитель) в течение 15 рабочих дней со дня получения экземпляра акта проверки вправе представить письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). Срок для представления возражений исчисляется со дня, следующего за днем, когда вы получили акт камеральной проверки (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).
Представление возражений является правом бизнесмена. Вы не обязаны этого делать. При этом отсутствие письменных возражений не означает, что вы безоговорочно согласны с информацией в акте. Свои пояснения, а также возражения можно представить в ходе рассмотрения материалов проверки (п. 4 ст. 101 НК РФ).
Стоит ли спорить? Все зависит от обстоятельств и имеющихся доказательств. Если коммерсант планирует оспаривать решение контролеров перед руководителем инспекции, который будет рассматривать материалы проверки и выносить решение, далее - в вышестоящей инспекции и в суде, то возражения подать необходимо. Особенно, когда есть весомые аргументы в свою защиту. Решимость коммерсанта, а также высокая вероятность судебного постановления в пользу ИП - существенный аргумент, который может сыграть свою роль при рассмотрении материалов проверки и вынесения окончательного решения о привлечении или отказе в привлечении к ответственности.
Решая вопрос о подаче возражений, следует оценить информацию, указанную в акте. Если выявленные ошибки надуманы или основаны на каком-либо ошибочном толковании норм, подавать возражения, конечно, нужно. Если ошибки, выявленные проверкой, по существу справедливы и весомых аргументов против выводов инспекторов у вас нет, тогда стоит поискать процедурные нарушения, допущенные контролерами при проведении проверки и составлении акта (сроки проведения проверки, направление требований о представлении документов и др.).
Обо всех процедурных нарушениях сообщать контролерам не нужно. Особенно, когда с нарушением процедуры инспекторами получены доказательства существенных недоимок или других ошибок в учете.
Дело в том, что подача возражений нередко влечет проведение дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 6 ст. 101 НК РФ). И здесь инспекторы могут собрать дополнительные доказательства уже с соблюдением всех требований кодекса. Соответственно решение по результатам проверки принимается с учетом данных, полученных в ходе дополнительных мероприятий. Указав контролерам на формальные ошибки, вы предоставите им возможность исправиться, и тогда обжаловать результаты будет сложно. К примеру, не стоит отмечать, что инспекторы не представили доказательств вины коммерсанта, его неосмотрительности в выборе поставщиков. Эти аргументы пригодятся в суде. Достаточно сообщить о том, что ИП проявил должную осмотрительность, запросив в госреестре сведения о партнере или указать на иные факты деятельности, то есть акцентировать внимание на собственной невиновности, а не на ошибках инспекторов. Если указать, что инспекторы, например, не проверили достоверность подписей, наличие доверенностей, то, назначив дополнительные мероприятия, инспекторы все эти недочеты устранят и спорить с их выводами будет сложнее.
Более того, если все возражения касаются лишь процедурных вопросов, иных аргументов против сведений, указанных в акте проверке, у вас нет, то подавать возражения вообще не нужно. А имеющиеся замечания оставить для обжалования окончательного решения по результатам проверки. Ведь формальные доводы не повлияют на окончательное решение инспекторов, а лишь предоставят им возможность исправить свои ошибки.
Итак, в возражениях на акт проверки ссылаться в первую очередь нужно на ошибочность выводов инспекторов. О процедурных нарушениях лучше умолчать.
Содержание возражений
Возражения могут быть поданы как на акт камеральной проверки в целом, так и на его отдельные части (п. 6 ст. 100 НК РФ). Налоговый кодекс каких-либо требований к оформлению и содержанию возражений на акт проверки, не содержит. Коммерсант составляет документ в произвольной форме. Во вводной части документа целесообразно указать:
- наименование индивидуального предпринимателя (полностью Ф.И.О.);
- адрес места жительства (регистрации);
- ИНН;
- наименование инспекции, куда представляются возражения;
- фамилия, инициалы и должность инспектора, проводившего камеральную проверку;
- вид декларации (расчета), камеральная проверка которой проводилась (вид налога, период), а также даты начала и окончания проверки;
- дату представления возражений.
В основной части указываются выводы контролеров, с которыми вы не согласны. Дополнительно вполне можно указать положения акта проверки, с которыми вы согласны, особенно, если эти положения в чем-то подтверждают вашу позицию.
Свои аргументы нужно приводить четко и кратко со ссылками на нормы Налогового кодекса (причем в редакции, действовавшей в спорный период). Весомым аргументом будут судебные решения, подтверждающие вашу правоту. Желательно брать решения по судебному округу, где работает ИП или решения Высшего арбитражного суда. Инспекторы понимают, что в случае судебного разбирательства, спор будут рассматривать арбитры конкретного округа, соответственно точка зрения судей других регионов их мало волнует. Также не забудьте о разъяснениях Минфина и ФНС.
Приложения к возражениям
Свои аргументы вы можете подтвердить различными документами. Они прилагаются в виде заверенных копий к возражениям. Дополнить свои возражения документами - право коммерсанта, а не обязанность. Документы, прилагаемые к возражениям, инспекторы рассмотрят. Они не вправе не учитывать информацию в дополнительно представленных бумагах. Заметим, какие-либо недостающие или дополнительные документы можно представить не только вместе с возражениями, но и самостоятельно, согласовав с инспекцией срок их представления (п. 6 ст. 100 НК РФ). Принимая окончательное решение, инспекторы обязаны учитывать все имеющиеся у них документы (письмо Минфина России от 14 сентября 2009 г. N 03-02-07/1-425).
Если подтверждающие документы вы представите инспекторам, это несомненно должно повлиять на окончательный вердикт, и, возможно, санкций удастся избежать или снизить величину доначислений.
Если по каким-либо причинам представить документы инспекторам вы не успели, документы можно представить после вынесения решения по результатам проверки, при обжаловании этого решения в вышестоящей инспекции или суде.
Суд обязан принять и оценить представленные в судебное заседание документы. Об этом сказано в пункте 29 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5. Суд отметил, что налогоплательщик в обоснование своих возражений по акту может представить в суд документы и иные доказательства независимо от того, были ли они представлены в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ). Заметим, постановление вынесено до внесения изменений в Налоговый кодекс, в частности в статью 100, которая была распространена не только на выездные, но и на камеральные проверки. В то же время и после внесения изменений правила подачи возражений на акт проверки остались прежними, то есть разъяснения Пленума Высшего арбитражного суда не потеряли своей актуальности в отношении возражений на акт камеральной проверки. На это указывают и большинство арбитражных судов (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 октября 2010 г. N А45-28146/2009).
Более того, когда документы не были предоставлены инспекторам по уважительной причине, судьи эти документы рассмотрят. Например, если инспекторы не могут доказать, что направляли ИП требование о представлении документов или что такое требование было вручено коммерсанту (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 января 2011 г. N КА-А40/17542-10).
Т. Елькина,
эксперт журнала
"Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу", N 10, октябрь 2011 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Если камеральная проверка не выявила нарушений, акт по результатам проверки не составляется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу"
Учредитель и издатель ООО "Издательский дом "В-Медиа"
Журнал зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-25680 от 22 сентября 2006 г.
Адрес: 109444, г. Москва, ул. Ташкентская, д. 9
Тел./факс: (495) 646-07-51
E-mail: id@idvm.ru
Сайт: www.spmag.ru
Подписные индексы
По каталогу "Роспечать": 36654