Постановление Президиума Совета судей РФ от 24 марта 2011 г. N 256
Заслушав доклад члена Президиума Совета судей Российской Федерации, председателя комиссии Совета судей Российской Федерации по этике Андреевой Т.К. по вопросу о применении подпункта 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Президиум Совета судей Российской Федерации постановляет:
утвердить Заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике по вопросу о применении подпункта 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Председатель Совета |
Ю.И. Сидоренко |
Заключение Комиссии Совета судей РФ по этике от 1 декабря 2010 г. N С/КЭ-3
по вопросу о применении подпункта 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
(утв. постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 24 марта 2011 г. N 256)
(согласовано с Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации)
1. В соответствии с подпунктом 11 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон о статусе судей) судья не вправе принимать без разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций.
Указанное требование не распространяется на судей, пребывающих в отставке, что предусмотрено в пункте 4 статьи 3 Закона о статусе судей.
Таким образом, установленный в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей порядок принятия названных в нем почетных и специальных званий, наград и иных знаков отличия является гарантией обеспечения независимости и беспристрастности судьи при осуществлении им судейских полномочий.
Следовательно, принятие лицом, занимающим судейскую должность, почетных и специальных званий, наград, иных знаков отличия, например, за вклад в развитие науки, художественные, литературные и иные творческие либо спортивные достижения, международную и благотворительную деятельность, не связанную с осуществлением судейских полномочий, не требует разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей.
2. При уяснении содержащегося в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей положения необходимо отличать упоминаемые в нем награды от награды в смысле главы 56 "Публичное обещание награды" Гражданского кодекса Российской Федерации и от наград в смысле подарков, получение которых регулируется в статье 575 Гражданского кодекса Российской Федерации и в подпункте 10 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей.
Награды, порядок принятия которых определяется в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, не относятся к категориям гражданско-правового характера, поэтому на них правила главы 56 Гражданского кодекса Российской Федерации не распространяются.
Если же награды, указанные в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, имеют ювелирную или иную имущественную ценность, то для их принятия не только требуется соблюдение порядка, предусмотренного данным подпунктом, но и подпунктом 10 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей и статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3. В подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей определены звания, награды и иные знаки отличия, для принятия которых требуется разрешение соответствующей квалификационной коллегии судей.
Из содержания этого положения следует, что оно не распространяется на случаи награждения судей государственными наградами государственной наградной системы Российской Федерации, установленной Указом Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации".
Следовательно, принятие судьей почетных и специальных званий, орденов, медалей, предусмотренных пунктом 2 названного Указа Президента Российской Федерации, не требует разрешения соответствующей квалификационной коллегии.
4. Не требуется разрешение квалификационной коллегии судей и для принятия юбилейных медалей Российской Федерации, наград, учреждаемых федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанные медали и награды хотя и не являются государственными наградами (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1099), однако и в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей они также непосредственно не называются.
В связи с этим не требуется разрешение квалификационной коллегии судей для принятия, например, медали "За заслуги перед судебной системой Российской Федерации", учрежденной высшими судами Российской Федерации, иных ведомственных наград, учреждаемых федеральными государственными органами, а также наград и почетных званий, учреждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
5. Из содержания подпункта 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей следует, что требуется разрешение соответствующей квалификационной коллегии судей для принятия почетных и специальных (за исключением научных и спортивных) званий, наград и иных знаков отличия не только иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений, но и других организаций.
В связи с этим важно определиться, какие организации охватываются понятием "другие организации".
По смыслу положения, содержащегося в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, к другим организациям следует отнести различного рода коммерческие организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) и некоммерческие организации, в числе которых не только общественные организации, но и религиозные организации (объединения), а также потребительские кооперативы, учреждения, фонды и другие организации (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для принятия почетных и специальных званий, наград, иных знаков отличия указанных организаций следует получить разрешение соответствующей квалификационной коллегии.
Кроме того, судье целесообразно воздерживаться от принятия наград, имеющих сходство с государственными наградами, но не являющихся таковыми. В силу части 6 статьи 24 Федерального закона "Об общественных объединениях" награды общественных объединений не должны иметь аналогичные, схожие названия или внешнее сходство с государственными наградами Российской Федерации, наградами и ведомственными знаками отличия органов государственной власти и наградами органов местного самоуправления. В соответствии с частью 2 статьи 17.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учреждение или изготовление знаков, имеющих сходство с государственными наградами, влечет административную ответственность.
Не следует также принимать знаки, атрибутика или символика которых сходна с нацисткой атрибутикой или символикой до степени смешения (статья 6 Федерального закона "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", пункт 1 статьи 1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", статья 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
6. По смыслу положения, содержащегося в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, во взаимосвязи с положениями, предусмотренными в статье 9 Кодекса судейской этики, не требуется разрешения соответствующей квалификационной коллегии судей для принятия судьей званий, наград и иных знаков отличия, учрежденных органами судейского сообщества, иными организациями, созданными судьями или с их участием, представляющими собой корпоративные объединения юристов.
В связи с этим порядок, установленный в подпункте 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей, не распространяется на случаи принятия, например, учрежденного постановлением Совета судей Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 115 наградного знака "За служение правосудию", учрежденной Ассоциацией юристов России премии "Юрист года", учрежденной Московским клубом юристов, Ассоциацией юристов России и Международным союзом юристов премии "Фемида" и других наград и званий, являющихся знаками признания заслуг судьи юридической общественностью.
7. В тех случаях, когда для принятия званий, наград и иных знаков отличия не требуется разрешение соответствующей квалификационной коллегии судей, однако их присуждение или награждение ими дают лицу, их принявшему, какие-либо привилегии имущественного либо социального характера (например, при исчислении трудового стажа, оплате коммунальных услуг), предполагают денежное вознаграждение или они имеют ювелирную ценность, то для их принятия следует обратиться за разрешением в квалификационную коллегию судей.
8. В случаях, когда для принятия званий, наград и иных знаков отличия требуется разрешение соответствующей квалификационной коллегии судей (подпункт 11 пункта 3 статьи 3 Закона о статусе судей), обратиться за получением соответствующего разрешения должен сам судья. При этом разрешение квалификационной коллегии судей может быть как предварительным (до принятия звания или награды), так и последующим, то есть после присуждения соответствующего звания или награды. В случае последующего обращения за разрешением, когда квалификационная коллегия судей не дала разрешения на принятие судьей звания или награды, они подлежат возврату соответствующей организации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Судья не вправе принимать без разрешения квалификационной коллегии почетные и специальные (исключение - научные и спортивные) звания, награды и знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций. Указано, что понимается под последними.
Указанное требование не распространяется на судей, пребывающих в отставке.
Данный порядок гарантирует обеспечение независимости и беспристрастности судьи при осуществлении им своих полномочий.
Судья может без разрешения принимать звания, награды, иные знаки отличия за деятельность, не связанную с осуществлением судейских полномочий.
На названные награды не распространяются правила, касающиеся публичного обещания награды.
Не требуется разрешение для принятия судьей госнаград государственной наградной системы России. Это положение также распространяется на юбилейные медали, иные награды, учреждаемые госорганами и органами власти регионов.
Судье целесообразно воздерживаться от принятия наград, имеющих сходство с государственными, но не являющихся таковыми.
Не следует также принимать знаки, атрибутика или символика которых сходна с нацистской до степени смешения.
Не требуется разрешение для принятия наград, учрежденных органами судейского сообщества, организациями, созданными судьями или с их участием, представляющими собой корпоративные объединения юристов (например, "За служение правосудию", "Юрист года", "Фемида").
Когда для принятия наград не требуется разрешение, но они дают какие-либо привилегии, предполагают денежное вознаграждение или имеют ювелирную ценность, то все же следует обратиться в квалификационную коллегию судей.
За получением разрешения должен обращаться сам судья. Оно может быть предварительным и последующим. В последнем случае если квалификационная коллегия не дала разрешение, то награды возвращаются.
Постановление Президиума Совета судей РФ от 24 марта 2011 г. N 256
Текст постановления размещен на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ в Internet (http://www.arbitr.ru)