Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Верховного Суда РФ от 12 августа 2011 г. N ГКПИ11-731Об отказе в признании недействующими абзацев 1 и 5 пункта 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. N 111, абзаца 9 пункта 21 и абзаца 1 пункта 199 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. приказом Министерства путей сообщения РФ от 26 июля 2002 г. N 30

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривались отдельные положения, касающиеся правил оказания услуг по ж/д перевозкам пассажиров в поездах пригородного сообщения.

Эти нормы, по сути, обязывают пассажира сохранять проездной документ (билет) после окончания поездки до его выхода через пункт контроля на станциях (вокзалах) и остановках. В противном случае лицо считается безбилетным и обязано оплатить стоимость проезда, а также штраф.

По мнению заявителя, данные положения незаконны. По прибытии в пункт назначения и после выхода пассажира из вагона на ж/д станции оканчивается действие договора перевозки.

Соответственно, перевозчик уже не может контролировать наличие у пассажира билетов при выходе через пункт контроля (если он есть).

ВС РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.

Исходя из ГК РФ и УЖТ РФ, пассажир обязан иметь проездной документ (билет). Последний удостоверяет заключение договора перевозки.

В силу УЖТ РФ пассажир - лицо, которое совершает поездку по действительному проездному документу либо имеет билет и находится на территории ж/д станции, вокзала либо пассажирской платформы непосредственно перед указанной поездкой или после нее.

При этом инфраструктура ж/д транспорта общего пользования представляет технологический комплекс. Он включает в себя ж/д пути, другие сооружения, устройства и т. д.

Пункты контроля проездных документов (билетов) относятся к такой инфраструктуре.

Контроль наличия у пассажира билетов при выходе через пункт контроля не может рассматриваться как способ защиты перевозчиком гражданских прав. Поэтому доводы о том, что нормы противоречат ГК РФ, несостоятельны.

Пассажир самостоятельно решает вопрос о заключении договора перевозки и соблюдении действующих правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном ж/д транспорте.

С учетом этого сохранение пассажиром билета по окончании поездки до его выхода через пункт контроля не может рассматриваться как чрезмерное обременение, а также как ограничение права гражданина на свободное передвижение.


Решение Верховного Суда РФ от 12 августа 2011 г. N ГКПИ11-731


Текст решения официально опубликован не был


Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 20 октября 2011 г. N КАС11-542 настоящее решение оставлено без изменения