Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2001 г. N 94-Г01-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 24 июля 2001 г. гражданское дело по заявлению М.Э.М. к Верховному Хуралу Республики Тыва, Президенту Республики Тыва о признании противоречащими федеральному законодательству отдельных положений Конституции Республики Тыва по кассационной жалобе М.Э.М. на решение Верховного Суда Республики Тыва от 4 июня 2001 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации К.В.П. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
М.Э.М. обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению п. 2 ст. 28, п. 2 ст. 101, пп. 2, 3, 5 ст. 105, п. 2 ст. 96, п. "д" ст. 103, пп. 1, 3 ст. 106, п. "а, б" ст. 107, п. 2 ст. 125, п. 1 ст. 128, п. 2 ст. 111, п. 5 ст. 143 Конституции Республики Тыва, ссылаясь на то, что положения содержащиеся в оспариваемых статьях Конституции Республики противоречат федеральному законодательству.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 4 июня 2001 г. М.Э.М. в удовлетворении жалобы о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий: п. 2 ст. 28, п. 2 ст. 101, пп. 2, 3, 5 ст. 105, п. 2 ст. 96, п. "д" ст. 103, пп. 1, 3 ст. 106, п. "а, б" ст. 107, п. 2 ст. 125, п. 1 ст. 128, п. 2 ст. 111, п. 5 ст. 143 Конституции Республики Тыва отказано.
В кассационной жалобе, поданной М.Э.М. поставлен вопрос об отмене решения по тем основаниям, что суд неправильно применил нормы материального права и постановил незаконное решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения постановленного в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона.
Отказывая М.Э.М. в удовлетворении заявленного требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые заявителем положения Конституции Республики Тыва не противоречат федеральному законодательству.
Этот вывод в решении мотивирован, соответствует требованиям закона и оснований для признания его неправильным не установлено.
В соответствии со ст. 11 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - ФЗ) условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 4 ст. 10 ФЗ статус депутата, срок его полномочий, порядок подготовки и проведения выборов регулируются вышеназванным Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
В пункте 2 ст. 101 Конституции РФ установлен статус депутатов Палаты представителей, Законодательной палаты. Определены условия осуществления депутатами депутатской деятельности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Вместо "РФ" имеется в виду "РТ"
Дав анализ этой статьи, суд обоснованно пришел к выводу, что норма п. 2 ст. 101 Конституции РФ не устанавливает и не препятствует самостоятельному установлению Парламента Республики конкретного числа депутатов работающих на профессиональной постоянной основе, как это предусмотрено п. 5 ст. 4 ФЗ и установленное в п. 2 ст. 101 Конституции РФ условие осуществление депутатами Палаты представителей и Законодательной палаты депутатской деятельности соответствует Федеральному закону и не противоречит п. 5 ст. 4 ФЗ.
В соответствии с пунктом "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Вне полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (статья 73 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 1 Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом предусмотрена возможность образования субъектам Российской Федерации двухпалатного парламента.
Согласно пункту 5 статьи 5 Федерального закона, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации предусмотрен двухпалатный законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, полномочия каждой из палат осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
То есть, порядок деятельности двухпалатного парламента, разграничение полномочий его палат, в том числе по принятию и одобрению законов, отнесены (в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации и пункта 5 статьи 5 Федерального закона) к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Суд обсудил доводы заявителя о том, что в принятии законов принимает участие меньшее, чем это предусмотрено Федеральным законом число депутатов и обоснованно их отверг, указав, что Федеральный закон определяет, что осуществление законодательного регулирования относится к ведению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт "б" пункта 1 статьи 5 ФЗ).
Исходя из этой нормы ФЗ, пунктом "б" ст. 104 Конституции РФ исключительными полномочиями по принятию законов обладает Законодательная палата, а на Палату представителей возложены полномочия по одобрению или отклонению законов Республики Тыва.
Принятие законов и одобрение (отклонение) законов являются самостоятельными этапами законодательного регулирования.
В соответствии с п. 2 ст. 7 ФЗ законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Применительно настоящему Федеральному закону под установленным числом депутатов понимается число депутатов Законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3 ст. 4 ФЗ).
Однако, оговорка в п. 2 ст. 7 ФЗ о возможных случаях принятия законов в ином порядке, необходимо рассматривать по взаимосвязи с п. 4 ст. 1 ФЗ, (где закреплены принципы деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации).
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что нормы пп. 2, 3, 5 ст. 105, п. 3 ст. 106 Конституции РФ не противоречат Федеральным законам и в том числе п. 2 ст. 7 ФЗ.
В соответствии со ст. 2 ФЗ систему органов государственной власти составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Принцип единства системы органов государственной власти, закрепленный в пп. "г" п. 2 ст. 1 ФЗ предполагает необходимость формирования всеми субъектами Российской Федерации исключительно только тех органов, которые предусмотрены в ст. 2 Федерального закона.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пп. "г" п. 2 ст. 1" имеется в виду "пп. "г" п. 1 ст. 1"
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона структура законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации (наличие палат, руководителей органов и т.д.).
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ законы субъекта Российской Федерации, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, направляются указанным органов для обнародования высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в срок, которой устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, п. "д" ст. 103 и п. 1 ст. 106 Конституции РФ не противоречат с п. 1 ст. 8 Федерального закона.
Федеральным законом регламентирован порядок деятельности, в том числе досрочного прекращения полномочий, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 9 ФЗ).
Из содержания ст. 107 Конституции РТ видно, что полномочия Верховного Хурала РТ - Парламента Республики Тыва, являющегося законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Тыва, досрочно прекращается в тех же случаях и в том же порядке, как и в Федеральном законе.
Кроме того, ст. 107 Конституции РТ определяет порядок досрочного прекращения полномочий каждого из палат Парламента.
Таким образом, в указанной статье определены порядок и случаи досрочного прекращения полномочий как в целом парламента, так и его палат в отдельности. Федеральный закон не предусматривает запрета устанавливать субъектам Российской Федерации порядок и случаи досрочного прекращения палат Парламента, если создание двухпалатного парламента предусмотрен их конституциями (уставами) и законами.
То есть, порядок деятельности двухпалатного парламента, в том числе досрочного прекращения полномочий его палат, отнесены (в силу статьи 73 Конституции Российской Федерации и пункта 5 статьи 5 Федерального закона) к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Учитывая эти нормы закона, суд обоснованно пришел к выводу, что положения ст. 10, в частности, п.п. "а, б" ст. 107 Конституции РФ не противоречат федеральному законодательству и п. 1 ст. 9 ФЗ.
Мотивирован и соответствует требованиям закона и вывод суда о соответствии ст. 125, ч. 1 ст. 128 Конституции Республики Тыва федеральному законодательству.
При этом суд обоснованно исходил из того, что в соответствии со ст. 125 Конституции РФ по вопросам местного значения может проводиться местный референдум в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Тыва и указанной статьей не исключается возможность регулирования порядка проведения местного референдума уставом муниципального образования, так как дается отсылка на законодательство Российской Федерации и Республики Тыва, которые в свою очередь на уставы муниципальных образований.
Вопросы организации подготовки и проведения местного референдума затрагивают регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (пункт "в" статьи 71 и пункт "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации), установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления (пункт "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации), относящиеся к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации. Статья 6 данного Федерального закона определяет предметы ведения местного самоуправления. Согласно пункту 1 которого в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения.
Пунктом 1 статьи 128 Конституции РФ установлено, что предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления составляют вопросы местного значения, установленные федеральным законодательством. Дав анализ части 1 статьи 128 Конституции Республики Тыва во взаимосвязи с другими положениями Конституции, в том числе с частью 2 статьи 121 Конституции Республики Тыва, в соответствии с которой в Республике Тыва гарантируется право на осуществление местного самоуправления, позволяющее населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Тыва, и с частью 2 ст. 122 Конституции Республики Тыва, согласно с которой органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения, суд пришел к правильному выводу, что часть 1 ст. 128 Конституции РФ не противоречит вышеназванному Федеральному закону, тем более в данной норме есть прямая ссылка на федеральный закон, указав в решении, что ст. 125, часть 1 статьи 128 Конституции Республики Тыва не противоречат подпункту 5 п. 1 ст. 8, п. 4 ст. 5, п. 3 ст. 16, п. 2 ст. 17 и п. 1 ст. 19 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 2 Федерального закона систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
Согласно статьи 5 Федерального закона законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации.
То есть, Конституцией Республики Тыва может быть предусмотрена возможность образования иного органа государственной власти (не законодательного (представительного) органа государственной власти), принимающего поправки к Конституции. На переходный период в статье 143 Конституции Республики Тыва определен орган, который до формирования органов государственной власти, предусмотренных Конституцией Республики Тыва, вправе вносить в нее поправки.
Согласно подпункту "г" п. 2 ст. 111 Конституции РФ Председатель Правительства Республики Тыва формирует Правительство Республики Тыва в соответствии с законодательством Республики Тыва, утверждает структуру Правительства Республики Тыва и органов исполнительной власти Республики Тыва.
В соответствии с п.п. "е" п. 7, п. 8 ст. 18, п.п. "з" п. 2 ст. 21 ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Исходя из этого, полномочия Председателя Правительства Республики Тыва по утверждению структуры правительства РТ и органов исполнительной власти Республики Тыва предусмотрены и закреплены в конституции Республики. Председатель Правительства РТ при утверждении структуры Правительства РФ и органов исполнительной власти Республики Тыва, обязан руководствоваться законами Республики Тыва и Российской Федерации, а законы субъекта Российской Федерации, согласно п. 2 ст. 5 ФЗ РФ принимает Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая норма (подпункт "г" п. 2 ст. 111) Конституции РТ не противоречит Федеральному закону, в том числе подпункту "м" п. 2 ст. 5 ФЗ.
Нарушение норм материального права, повлекшее вынесение незаконного решения, в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.
С учетом изложенных обстоятельств, постановленное по делу решение следует признать законным, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Тыва от 4 июня 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу М.Э.М. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 июля 2001 г. N 94-Г01-5
Текст определения официально опубликован не был