Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Общие выводы АРБ
по проекту Указания Банка России "Об оценке экономического положения кредитных организаций"
Ассоциация Российских банков совместно с кредитными организациями рассмотрела проект Указания Банка России "Об оценке экономического положения кредитных организаций" и пришла к следующим выводам.
Банком России проделана большая работа по созданию комплексной методики оценки финансово-экономического положения действующих кредитных организаций, объединившей методологию Указаний Банка России N 766-У от 31.03.2000 года и N 1379-У от 16.01.2004 года.
Вместе с тем, предложенный документ не может быть поддержан. Мы вполне разделяем идею о необходимости существования универсального инструмента ранжирования всех банков России по степени надежности. Однако необходимо значительное время и усилия, чтобы получить адекватные оценки экономического положения банков. Опыт профессиональных рейтинговых агентств, которые за вековую историю своего существования инвестировали в развитие методологии и сбор данных значительные средства и накопили огромный опыт как сбора и анализа данных, так и предоставления результатов.
Наиболее принципиальные замечания по ряду новаций и положений проекта Указания сводятся к следующему.
1. Нельзя согласиться с тем, что после принятия Указания Банк России получает возможность оценивать банк, основываясь на информации и критериях, недоступных самому банку.
1.1. В целях выполнения задач контроля экономического положения кредитных организаций будет использована система рейтинговых оценок, которые определяются регулятором (а не независимым рейтинговым агентством). Это создает опасность, что при наличии спорных ситуаций по этим оценкам между банками и надзорными органами, решающее слово всегда будет за надзорным органом.
1.2. В проекте Указаний нет четких формализованных критериев определения показателей, используемых для оценки качества управления кредитной организацией. В результате классификация кредитных организаций будет в определяющей степени зависеть от субъективных оценок проверяющих.
1.3. Банку России предоставлено право инициировать реклассификацию группы. Однако обоснования его решений недоступны для кредитных организаций.
2. В проекте Указаний не раскрываются последствия отнесения кредитных организаций к одной из классификационных групп. Между тем этот вопрос может иметь решающее значение при использовании результатов оценки.
3. Неоправданно ужесточаются требования по отдельным показателям работы банков, что негативно скажется, прежде всего, на небольших региональных банках, резко ограничит условия их деятельности.
3.1. Увеличены по сравнению со значениями Указания Банка России N 1379-У от 16.01.2004 года значения показателей рентабельности для отнесения кредитной организации к первой группе: по показателю рентабельности активов в 2,6 раза до уровня более 4%, по показателю рентабельности капитала - в 2 раза до уровня 16%.
В настоящее время эти требования трудно выполнимы, прежде всего, для небольших региональных банков.
3.2. Сомнительной является предлагаемая методология ранжирования по степени отклонения показателей оценки капитала, активов и ликвидности от пороговых значений нормативов, рассчитываемых по инструкции Банка России N 110-И. В соответствии с проектом (Приложения 1, 2, 4) наихудший балл (4) для указанных нормативов может быть присвоен даже при соблюдении банками требований Инструкции N 110-И.
3.3. Одним из основных нововведений проекта является расчет прогнозных значений оценок капитала и доходности (п. 3.6 проекта).
Упоминание расчета показателя в неком программном комплексе (п. 3.6.3) представляется некорректным, так как кредитные организации не в состоянии будут рассчитать свои показатели, не имея такого программного комплекса.
Неоправданным также представляется применение данных двух прошедших лет (почему двух, а не пяти, не десяти?) для прогноза будущих показателей.
По мнению АРБ, прогнозные оценки качества капитала и доходности кредитной организации можно получать непосредственно от банков, как результат их стратегических планов.
4. В результате применения предлагаемой системы классификации Банк России будет делить банки, по существу, на группы: хорошие и в разной степени проблемные.
Такой подход является искусственным и опасным, так как преобладающая часть банков будет отнесена к банкам, имеющим проблемы
4.1. Выбранные классификационные группы (5) не отражают реальное положение дел и не представляют весь спектр состояний экономического положения кредитных организаций.
Поэтому предлагается ввести градации в оценке положения банков и точнее характеризующих их устойчивость
4.2. Авторы предлагаемой системы классификации банков недооценивают различий банков по величине активов и капитала, региональной принадлежности и другим характеристикам. Поэтому применение единых пороговых значений критериев оценки для всех категорий банков не обосновано.
4.3. Недостатки критериев, заложенных в характеристику классификационных групп, не позволят также дать реальную оценку экономического положения банков.
5. В проекте определены более высокие значения показателей доходности для оценки текущей финансовой устойчивости банков, нежели для решения вопроса об участии в системе страхования вкладов (Приложения 3, 10).
На наш взгляд, это в принципе ошибочный подход. Высшим баллом для оценки банков должна быть их устойчивость и доверие к банку вкладчиков.
Кроме того, в результате возможны существенные расхождении в оценках банка. По критериям участия в системе страхования банк набирает высокий балл. Одновременно по предлагаемой системе оценки экономического положения по показателям эффективности банк может быть оценен как сомнительный или еще хуже неудовлетворительный.
6. Существует опасность утечки информации о результатах рейтингования, возникновения и распространения в банковской среде различного рода "черных списков" банков.
Поэтому очень важно принять адекватные меры для защиты информации об оценке положения банка и отнесении его к какой-либо группе от несанкционированного распространения.
7. Общий вывод состоит в том, что введение методики оценки на предлагаемых принципах является преждевременным и без кардинальной доработки подходов ее применение несет в себе значительные риски для банковской системы страны. Целесообразно выработать консолидированную позицию банков в рамках АРБ, направленной на доработку предложенного проекта с целью формирования взвешенной адекватной методики оценки экономического положения кредитных организаций.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.