Письмо Ассоциации российских банков от 1 августа 2008 г. N А-01/5-445 "О целесообразности осуществления обязательного контроля по счету НОСТРО"

Письмо Ассоциации российских банков от 1 августа 2008 г. N А-01/5-445
"О целесообразности осуществления обязательного контроля по счету НОСТРО"


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено позицией Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, изложенной в письме от 11.03.2008 г. N 12-1-3/468, направленном в ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области. Из названного письма следует, что, если первая операция кредитной организации по счету НОСТРО производится на сумму, равную или превышающую 600 000 рублей либо равную сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600 000 рублям, или превышающую ее эквивалент в иностранной валюте, и операции по указанному счету не производились с момента его открытия, то такая операция подлежит обязательному контролю.

Представляется, что изложенная точка зрения не соответствует целям применения Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ). Так, из названия статьи 6 Закона N 115-ФЗ следует, что обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами. В содержании статьи 6 Закона N 115-ФЗ перечислены те виды операций с денежными средствами, которые подлежат обязательному контролю, и, в частности, операции по банковским счетам (вкладам).

Положение ЦБ РФ от 26 марта 2007 года N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" содержит План счетов бухгалтерского учета, включающий огромное количество разнообразных счетов, которые ведутся на балансе банков. Проблема выявления групп счетов, ведущихся на балансе кредитных организаций, для тех или иных целей неоднократно возникала в практике кредитных организаций. Например, в свое время потребовалось определить те виды счетов, которые могут быть открыты банками только по предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе владельца счета, и в отношении открытия и закрытия которых банки обязаны направлять соответствующие сообщения в налоговые органы (статья 86 НК РФ). При решении этого вопроса на практике возникали многочисленные конфликты. Налоговые органы настаивали на представлении банками сообщений об открытии, например, ссудных счетов. Такое требование явно не соответствовало целям налогового контроля, который должен был осуществляться за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах. Обязанность платить соответствующие налоги возникает только при появлении налогооблагаемого дохода, в том числе в виде денежных средств, которые аккумулируются на определенных видах счетов. Остаток таких счетов выражается в виде безналичных денежных средств. Безналичные денежные средства, с точки зрения традиционной правовой доктрины считаются правами требования владельца счета к банку, ведущему этот счет. Таким образом, для возникновения права требования к банку, необходимо, чтобы банк, открывший и ведущий у себя на балансе соответствующий счет, и владелец этого счета были разными лицами, а между ними был заключен договор банковского счета (глава 45 ГК РФ). Счета, открытые на основании договора банковского счета, на которых учитываются безналичные денежные средства клиента, принято называть "клиентскими" счетами. Все остальные счета из Плана счетов бухгалтерского учета кредитных организаций соответственно называются "внутрибанковскими". Изложенным выше подходом при определении видов счетов, подлежащих налоговому контролю, руководствовался законодатель при внесении изменений в статью 11 НК РФ. В ней предусмотрено, что под термином счет (счета) следует понимать расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты. Таким образом, налоговый контроль за операциями с денежными средствами осуществляется в настоящее время только в отношении "клиентских" счетов, открытых на балансе банка во исполнение договора банковского счета.

Цели контроля за денежными операциями клиентов, который осуществляется банками на основании Закона N 115-ФЗ, и налогового контроля - различны. Однако они имеют один совпадающий объект - операции с денежными средствами на банковском счете. Поэтому выявление видов счетов, по которым могут осуществляться операции, подлежащие контролю во исполнение Закона N 115-ФЗ, должно осуществляться по схожим принципам. Применяя аналогию закона (статья 11 НК РФ), можно сделать вывод, что речь идет только о тех счетах, по которым могут проводиться операции с денежными средствами (см. статью 6 Закона N 115-ФЗ). Следовательно, на этих счетах должны учитываться безналичные денежные средства. Поскольку они являются правами требования клиента к банку, то для целей обязательного контроля могут быть выбраны только те виды счетов из Плана счетов бухгалтерского учета банка, которые открыты во исполнение договора банковского счета (глава 45 ГК РФ). Именно этот договор порождает права требования владельца счета к банку о совершении безналичных расчетов и о выдаче наличных денежных средств. Операции, совершаемые в рамках договора банковского счета, можно рассматривать как операции с безналичными денежными средствами.

Понятие банковского счета содержится в главе 45 ГК РФ "Банковский счет", из статьи 845 ГК РФ которой следует, что банк производит операции по счету клиента, открытому на балансе банка. То есть банк обслуживает "чужой" счет.

Корреспондентский счет, открываемый банком-корреспондентом банку-респонденту, называется счетом ЛОРО. Этот счет открывается на основании договора банковского счета, на нем учитываются безналичные денежные средства и могут проводиться операции с денежными средствами. Таким образом, счет ЛОРО имеет признаки того банковского счета, операции по которому подлежат обязательному контролю в порядке, предусмотренном Законом N 115-ФЗ.

Зеркальное отражение счета ЛОРО на балансе банка-респондента, называется счетом НОСТРО. По счету НОСТРО банк-респондент отражает свои собственные операции, адекватные операциям, проведенным по счету ЛОРО. Отсюда следует, что банк-респондент ведет не "чужой", а свой собственный счет. Договор банковского счета в данном случае не заключается, поскольку для заключения любого договора необходимо наличие двух сторон (банк и клиент), которые при открытии счета НОСТРО отсутствуют. Полагаем, что счет НОСТРО не является банковским счетом в смысле главы 45 ГК РФ. Он может быть определен как внутрибанковский счет бухгалтерского учета. Поэтому операции по счету НОСТРО не являются операциями с денежными средствами и не подлежат обязательному контролю в смысле Закона N 115-ФЗ.

Кроме того, точка зрения Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России, отраженная в письме от 11.03.2008 г. N 12-1-3/468, будет иметь следующие негативные последствия в случае реализации ее на практике. Применение статьи 6 Закона N 115-ФЗ к счетам НОСТРО приведет к распространению процедур обязательного контроля за проведением операций, учитываемых на балансе счетов "51 - расчетные счета" и "52 - валютные счета" (Приказ Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению"). Эти счета открываются всеми организациями, поименованными в статье 5 Закона N 115-ФЗ, поскольку указанные счета являются аналогами счетов НОСТРО, открываемых кредитными организациями на своем балансе.

Во избежание ошибок и в целях определения единого подхода к выявлению и представлению сведений об операциях по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица просим Вас рассмотреть вопрос о проведении после 20 августа 2008 г. в Федеральной службе по финансовому мониторингу рабочего совещания с представителями Банка России и кредитных организаций - членов Комитета АРБ по вопросам противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма для обсуждения вышеизложенной проблемы.

Приложение: Письмо ГУ ЦБ РФ по Нижегородской области от 28.03.2008 г. N 11-28/3828.


Президент

Г.А. Тосунян



Письмо Ассоциации российских банков от 1 августа 2008 г. N А-01/5-445 "О целесообразности осуществления обязательного контроля по счету НОСТРО"


Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.