Обращение Ассоциации российских банков от 16 сентября 2009 г.  N А-01/5-570 к Руководителю Федеральной налоговой службы Мокрецову М.П. "Об истребовании у банков информации об ЭЦП"

Обращение Ассоциации российских банков от 16 сентября 2009 г. N А-01/5-570
к Руководителю Федеральной налоговой службы Мокрецову М.П. "Об истребовании у банков информации об ЭЦП"


Обращение Ассоциации российских банков обусловлено необходимостью выяснения официальной позиции ФНС России по вопросу об истребовании налоговыми органами у банков информации на основании статьи 93.1 НК РФ.

Так, в последнее время участились случаи, когда налоговые органы со ссылкой на статью 93.1 НК РФ требуют от кредитных организаций предоставления сведений об IP адресе, с которого осуществляется доступ проверяемого налогоплательщика к системе "Банк-Клиент", сведений о телефонных номерах, через которые производилось соединение проверяемого налогоплательщика с указанной системой, полного кода электронной цифровой подписи (далее - ЭЦП) должностных лиц проверяемого налогоплательщика, а также копий сертификата ключа ЭЦП.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 10.01.02 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее - Закон N 1-ФЗ) целью Закона N 1-ФЗ является обеспечение правовых условий использования ЭЦП в электронных документах, при соблюдении которых ЭЦП в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Пунктом 2 статьи 1 Закона N 1-ФЗ установлено, что действие Закона N 1-ФЗ распространяется на отношения, возникающие при совершении гражданско-правовых сделок и в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях. Применение ЭЦП при составлении первичных документов не противоречит пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и используется клиентами кредитных организаций при составлении, в частности, платежных поручений на перечисление налогов (сборов).

ЭЦП является реквизитом электронного документа, предназначенным для защиты данного электронного документа от подделки, полученным в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа ЭЦП и позволяющим идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе (статья 3 Закона N 1-ФЗ).

Согласно статье 3 Закон N 1-ФЗ сертификат ключа подписи представляет собой документ на бумажном носителе или электронный документ с ЭЦП уполномоченного лица удостоверяющего центра, которые включают в себя открытый ключ ЭЦП и которые выдаются удостоверяющим центром участнику информационной системы для подтверждения подлинности ЭЦП и идентификации владельца сертификата ключа подписи.

Открытым ключом ЭЦП является уникальная последовательность символов, соответствующая закрытому ключу электронной цифровой подписи, доступная любому пользователю информационной системы и предназначенная для подтверждения с использованием средств ЭЦП подлинности ЭЦП в электронном документе (статья 3 Закона N 1-ФЗ). Закрытый ключ ЭЦП известен исключительно его владельцу (статья 3 Закона N 1-ФЗ).

Следовательно, открытый ключ ЭЦП и сертификат ключа ЭЦП могут быть предоставлены только участникам информационной системы. Полагаем, что налоговые органы не могут быть участниками информационной системы "Банк-Клиент", являющейся корпоративной информационной системой, которая представляет собой информационную систему, состоящую из ограниченного круга лиц - ее участников. Количество и круг лиц, являющихся участниками информационной системы, определяются владельцем такой системы либо соглашением между ее участниками (статья 3 Закона N 1-ФЗ).

Таким образом, на основании Закона N 1-ФЗ информация о ключе ЭЦП и сертификате ключа ЭЦП относится к информации с ограниченным доступом (пункт 2 статьи 3 Федерального закона N 149-ФЗ от 27.07.06 "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ), является конфиденциальной (пункт 7 статьи 2 Закона N 149-ФЗ) и составляет профессиональную тайну (часть 5 статьи 9 Закона N 149-ФЗ), которая согласно части 6 статьи 9 Закона N 149-ФЗ может быть предоставлена третьим лицам, в том числе работникам налоговых органов лишь в соответствии с федеральными законами и (или) по решению суда.

В то же время налоговое законодательство не содержит нормы, предоставляющей налоговым органам право получать информацию о ключе ЭЦП и сертификате ключа ЭЦП.

Кроме того, представляется, что проверка подлинности расчетных документов, подтверждаемых ЭЦП, вообще не связана с функциями налогового контроля, так как экспертиза документов налогоплательщика выходит за пределы компетенции налоговых органов и не влияет на правильность налогообложения до тех пор, пока соответствующими органами не будет признано, что расчетный документ подписан неуполномоченным лицом.

Данная точка зрения основана на нормах статей 31, 82, 86 и 93.1 НК РФ, из которых следует, что налоговые органы вправе запрашивать у банков только те документы и информацию, которые связаны с осуществлением контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов клиентами банка.

Вместе с тем, проверка подлинности расчетных документов, идентификация владельца сертификата ключа и проверка подлинности ЭЦП при помощи открытого ключа ЭЦП осуществляется банком на основании Закона N 1-ФЗ в рамках реализации гражданско-правовых отношений, основанных на договоре банковского счета, заключаемого с клиентом. Кроме того, запрашиваемые налоговыми органами сведения об ЭЦП должностного лица клиента банка относятся к обеспечению работы кредитных организаций, а не их клиентов и непосредственно связаны с лицензируемой деятельностью по использованию шифровальных (криптографических) средств защиты информации.

Таким образом, полагаем, что требование налоговых органов о предоставлении информации о ключе ЭЦП, сертификате ключа ЭЦП и иных сведений, связанных с обеспечением условий использования ЭЦП, является неправомерным, поскольку приводит к нарушению норм Закона N 1-ФЗ и Закона N 149-ФЗ, а также противоречит нормам Налогового кодекса РФ.

Принимая во внимание важность указанной проблемы для банковского сообщества, Ассоциация российских банков просит Вас высказать официальную позицию ФНС России по вопросу о правомерности требований налоговых органов о предоставлении банками информации о полном коде ЭЦП, копий сертификата ключа ЭЦП и иной информации, связанной с использованием ЭЦП в электронных документах, в порядке статьи 93.1 НК РФ.


Президент

Г.А. Тосунян



Обращение Ассоциации российских банков от 16 сентября 2009 г. N А-01/5-570 к Руководителю Федеральной налоговой службы Мокрецову М.П. "Об истребовании у банков информации об ЭЦП"


Текст обращения размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.