Письмо Ассоциации российских банков от 16 марта 2010 г. N А-02/1Е-187
Ассоциация российских банков обращается к Вам с просьбой рассмотреть предложения АРБ и банков-членов АРБ по вопросу применения контрольно-кассовой техники кредитными организациями.
Контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) предназначена для фиксирования на ежедневной основе операций продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. В случае применения ККТ организациями, не являющимися кредитными, она позволяет проследить взаимосвязь фактических наличных денежных потоков (т.н. "выручки"), фиксируемых на ежедневной основе, с балансовой отчетностью организаций, не являющихся кредитными, составляемой на ежеквартальной основе и служащей основой для расчета их налогооблагаемой базы, а также для подтверждения их кассовой отчетности. Вследствие этого использование ККТ в общем случае направлено на препятствование искажению организациями, не являющимися кредитными, данных о выручке, представляемых в государственные органы.
Отличие кредитных организаций в рассматриваемом аспекте от иных организаций заключается в ежедневном составлении бухгалтерского баланса в разрезе каждой операции. Ежедневная балансовая отчетность позволяет обеспечить непрерывность отражения фактических наличных денежных потоков в бухгалтерской отчетности кредитных организаций и их непрерывное на ежедневной основе сопоставление с кассовой отчетностью, что исключает возможность искажения фактических данных между периодами расчета налогов. Ежедневное составление баланса кредитными организациями является жестко контролируемым требованием, нарушение которого приводит к отзыву лицензии у кредитной организации (т.е. фактически к ликвидации кредитной организации).
Кроме того, кредитные организации подлежат специальному надзору - банковскому надзору Банка России. Осуществление банковского надзора в настоящее время осуществляется, в частности, посредством оперативной и сплошной проверки операций кредитных организаций, а принятые принципы отражения и учета операций обеспечивают их абсолютную прозрачность для Банка России. Это позволяет Банку России достоверно и своевременно выявлять правонарушения кредитных организаций в указанной сфере и применять установленные законом санкции.
Для коммерческих организаций, не являющихся кредитными, применение ККТ представляет собой наименее обременительный способ по сравнению с ежедневной бухгалтерской отчетностью, позволяющий обеспечить контролируемую непрерывность и относительную достоверность бухгалтерского учета.
Таким образом, цель использования ККТ в кредитных организациях достигается иным способом (посредством составления ежедневного баланса). В этих условиях использование ККТ вело бы к удорожанию банковского обслуживания, не привнося ничего содержательно нового в отражение и учет операций кредитных организаций. Иными словами, использование ККТ в кредитных организациях следует признать содержательно нецелесообразным. Следовательно, распространение на банки положений Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" также является нецелесообразным.
Однако в последнее время высказываются отдельные предложения вернуться к обсуждению вопроса о применении ККТ кредитными организациями в связи с принятием Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и Федерального закона от 03.06.2009 N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", повлекших легализацию осуществления коммерческими организациями, не являющимися кредитными, операций по приему платежей, сходных до степени смешения с банковской операцией. При этом принципы учета операций и надзора за их осуществлением небанковскими организациями даже не приближены к требованиям, которыми регламентируется осуществление банковских операций. Введение же специального порядка регистрации ККТ для арендованных устройств кредитных организаций лишь усугубило недобросовестную конкуренцию между небанковскими платежными агентами и кредитными организациями.
В связи с вышеизложенным представляется, что есть два пути решения означенной проблемы: 1) законодательная отмена требований по применению ККТ кредитными организациями; 2) исключение из состава сделок, осуществляемых кредитными организациями с использованием ККТ, банковских операций и сделок.
Следует особо подчеркнуть, что исключение только банковских операций из числа операций, осуществляемых без использования ККТ, не решит проблему, т.к. кредитные организации осуществляют в рамках своей специфической деятельности не только банковские операции, но и иные специальные сделки.
Очевидно также, что выделение арендованных кредитными организациями устройств самообслуживания в какую-то особую группу, применяющую ККТ в каком-то особом режиме, не имеет смысла, поскольку порядок отражения и учета операций зависит от субъекта, совершающего операции, а не от вида правомочия на владение данными устройствами.
Решение данного вопроса имеет чрезвычайно важное значение для банковского сообщества, в связи с чем Ассоциация подготовила соответствующее Заключение и Проекты Указаний Банка России (прилагаются) и просит при выработке решения по рассматриваемому вопросу привлечь экспертов Ассоциации к разработке проектов нормативных актов Банка России.
Ассоциация выражает уверенность в продолжении плодотворного сотрудничества с Банком России в целях развития и укрепления банковской системы Российской Федерации и совершенствования ее нормативно-правовой базы.
Приложение: на 5 л.
Президент Ассоциации |
Г.А. Тосунян |
Заключение Ассоциации российских банков
по вопросу применения контрольно-кассовой техники кредитными организациями
На сегодняшний день правовое регулирование применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) имеет некоторые внутренние несоответствия.
В абзаце первом пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) указано, что ККТ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом в абзаце втором пункта 1 статьи 2 Закона N 54-ФЗ уточнено, что порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением ККТ определяется Банком России.
В этой связи издано Положение Банка России от 24.04.2008 N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации" (далее - Положение N 318-П). В пункте 1.16 Положения N 318-П подтверждается, что вследствие требований Закона N 54-ФЗ кредитная организация должна применять ККТ при осуществлении кассовых операций. При этом следует обратить внимание на пункт 1.1 Положения N 318-П, согласно которому кредитная организация осуществляет следующие кассовые операции: прием, выдача, размен, обмен, обработка, включающая в себя пересчет, сортировку, формирование, упаковку наличных денег. Очевидно, что применение ККТ при совершении ряда кассовых операций кредитных организаций лишено какой-либо целесообразности (например, при инкассации, при выдаче кредитной организацией средств Федеральному казначейству или при упаковке наличных денег).
Кроме того, основополагающая концепция действующей редакции Закона N 54-ФЗ рассматривает необходимость использования ККТ кредитными организациями в силу осуществления последними наличных денежных расчетов. В абзаце третьем статьи 1 Закона 54-ФЗ наличные денежные расчеты определены как "произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги". Однако в соответствии со статьей 861 Гражданского кодекса РФ и Положением Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" кредитная организация исполняет поручения плательщика, связанные с исполнением денежных обязательств физического лица за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) поставщиком, исключительно посредством безналичных расчетов с поставщиком.
Также в безналичном порядке (с использованием перевода без открытия счета как формы безналичных расчетов) может осуществляться уплата комиссии в пользу самого банка за оказанные им услуги, поскольку статья 863 ГК РФ не ограничивает круг лиц, в пользу которых может быть дано поручение об осуществлении перевода, а значит, таким лицом может быть и сам банк, оказывающий услуги.
Таким образом, расчеты, осуществляемые через кредитные организации по определению, не требуют использования ККТ. Данное утверждение справедливо для всех видов расчетов, осуществляемых физическими лицами при привлечении кредитных организаций вследствие норм пункта 1 статьи 140 и пункта 3 статьи 861 Гражданского кодекса РФ, а также Положения Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (далее - Положение N 222-П), т.к. не только расчеты платежными поручениями (статья 863 Гражданского кодекса РФ), но и перевод денежных средств без открытия счета (пункт 1.2 Положения N 222-П) являются формами безналичных расчетов. Вследствие этого поставщики получают денежные средства физических лиц через кредитные организации только в безналичной форме на свой банковский счет.
Физическое лицо также может исполнить свое денежное обязательство перед поставщиком с применением банковских карт, что регламентируется Положением Банка России от 24.12.2004 N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" (далее - Положение N 266-П). В Законе N 54-ФЗ и в Положении N 266-П отсутствует определение расчетов с использованием банковских карт. Однако в пункте 1.9 Положения N 266-П указано, что расчеты с организациями торговли (услуг) по операциям, совершаемым с использованием платежных карт, осуществляют кредитные организации - эквайреры. При этом для совершения расчетов с использованием платежных карт необходимо, чтобы ее авторизовал эквайрер. Однако на практике в подавляющем большинстве случаев оплаты товаров, работ, услуг в кассах магазинов присутствует ККТ, которые и используются при совершении расчетов с использованием банковских карт.
При оплате товаров, работ, услуг в банкоматах с использованием банковских платежных карт обязательства эквайерера перед поставщиком отсутствуют. Платеж же поставщику банк осуществляет путем перевода денежных средств (в данном случае без открытия банковского счета) от своего имени. При этом законодательство не ограничивает осуществление перевода по поручению физического лица условием взноса денежных средств наличными. Таким образом, с использованием банковской платежной карты происходит лишь перевод денежных средств от банка-эмитента к банку, осуществляющему платеж поставщику, что не входит в сферу применения Закона N 54-ФЗ.
Таким образом, расчеты, связанные с оплатой товаров, работ, услуг поставщиков через кредитные организации, в том числе с использованием банковских платежных карт, осуществляются в безналичном порядке и не требуют применения ККТ. В этой ситуации для урегулирования вопроса о применении ККТ кредитными организациями и внесения ясности в правоприменительную практику представляется необходимым, чтобы Банк России выбрал один из следующих путей разрешения проблемы:
1) установить, что при осуществлении банковских операций и иных сделок, регламентируемых законодательством о банках и банковской деятельности, кредитные организации вправе не использовать ККТ;
2) нормативно закрепить круг небанковских операций кредитных организаций, при осуществлении которых необходимо использовать ККТ.
Проекты
Указание ЦБР N 1
(или новая редакция пункта 1.16 Положения Банка России N 318-П "О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации")
Вариант N 1
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Банк России устанавливает порядок совершения кредитными организациями кассовой операции по приему наличных денежных средств с применением контрольно-кассовой техники:
2. В случаях совершения кредитными организациями кассовой операции по приему наличных денежных средств при осуществлении наличного платежа или платежа с использованием платежной карты как самостоятельной операции, оформляемой отдельным расчетным документом, в пользу кредитной организации в целях расчета с кредитной организацией за приобретенные у кредитной организации товары, выполненные кредитной организацией работы, оказанные кредитной организацией услуги кредитная организация обязана использовать контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
Вариант N 2
1. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Банк России устанавливает порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники.
2. В случаях осуществления наличного платежа или платежа с использованием платежной карты в пользу кредитной организации в целях расчета с кредитной организацией за приобретенные у кредитной организации товары (выполненные кредитной организацией работы, оказанные кредитной организацией услуги), не связанные с совершением банковских операций и сделок в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, кредитная организация обязана использовать контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр контрольно-кассовой техники.
Указание ЦБР N 2
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" Банк России устанавливает следующий порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов.
1. Контрольно-кассовая техника, применяемая кредитными организациями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в пользу кредитной организации за приобретенные у кредитной организации товары, выполненные кредитной организацией работы, оказанные кредитной организацией услуги, должна:
а) иметь корпус, контрольную ленту или контрольный электронный журнал и устройство печати кассовых чеков;
б) обеспечивать печать кассовых чеков, регистрацию информации на ежедневной основе и энергонезависимое долговременное хранение информации;
в) обеспечивать фиксацию информации, на кассовом чеке и контрольной ленте (в электронном журнале) в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
г) обеспечивать возможность вывода данных, зафиксированных в электронных журналах или на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
д) иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
е) быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;
ж) быть исправной;
з) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или другой обслуживающей организации или подразделением самой кредитной организации.
2. При печати кассового чека с оплатой по платежной карте контрольно-кассовая техника должна кроме кассового чека обеспечивать печать документа, подтверждающего факт осуществления расчета с использованием платежной карты или вывод информации, подтверждающий факт осуществления расчетов по карте в самом кассовом чеке.
При этом устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав контрольно-кассовой техники или обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты.
Указание оперативного характера ЦБР
При передаче кредитной организацией платежного терминала (банкомата) в пользование организации, не являющейся кредитной организацией, (индивидуальному предпринимателю) на основании гражданско-правового договора с одновременным заключением договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, на основании которого указанная организация (индивидуальный предприниматель) приобретает права и обязанности банковского платежного агента, предусмотренные статьей 13.1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", кредитная организация обязана осуществлять контроль за соблюдением банковским платежным агентом порядка осуществления приема платежей физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона "О банках и банковской деятельности", законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также правилами осуществления расчетов в Российской Федерации, установленными Банком России.
При передаче кредитной организацией платежного терминала (банкомата) в пользование организации, не являющейся кредитной организацией, (индивидуальному предпринимателю) на основании гражданско-правового договора без заключения с указанной организацией (индивидуальным предпринимателем) договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц у кредитной организации отсутствуют основания осуществления контроля за деятельностью указанной организации (индивидуального предпринимателя), в том числе связанной с использованием указанного платежного терминала (банкомата).
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" компетенцией по контролю за соблюдением указанного Федерального закона организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, в том числе при осуществлении ими деятельности по приему платежей физических лиц, наделены исключительно налоговые органы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 16 марта 2010 г. N А-02/1Е-187
Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru)