Письмо Ассоциации российских банков от 3 ноября 2010 г. N А-01/5-834 О Заключении Ассоциации российских банков по проекту федерального закона N 434342-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения процедуры получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг выплат"

Письмо Ассоциации российских банков от 3 ноября 2010 г. N А-01/5-834


Ассоциация российских банков благодарит за предоставленную возможность высказать позицию банковского сообщества по проекту федерального закона N 434342-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения процедуры получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг выплат" (далее - Законопроект).

Законопроект направлен на закрепление за депозитариями, осуществляющими централизованное хранение эмиссионных ценных бумаг, обязательной функции по передаче своим депонентам доходов по ценным бумагам и, тем самым, упрощение процедуры передачи доходов, сокращение документооборота в части раскрытия информации о владельцах ценных бумаг, освобождение эмитентов от большого объема технической и операционной работы, пропорционально распределив ее между институтами учетной системы, и повышение общего статуса всех депозитариев за счет наделения их функциями налоговых агентов.

В этой связи идея Законопроекта заслуживает одобрения. Вместе с тем, полагаем, что положения Законопроекта нуждаются в доработке, в связи с чем специалистами Ассоциации российских банков при участии кредитных организаций - членов АРБ подготовлено заключение по Законопроекту (прилагается).

Ассоциация российских банков выражает надежду на то, что представленные предложения будут учтены при доработке Законопроекта, а также уверенность в дальнейшем плодотворном сотрудничестве с Консультативным советом по вопросам развития Москвы как национального и международного центра финансовых услуг.

Приложение на 6 л.


С уважением,
Президент

Г.А. Тосунян


Заключение Ассоциации российских банков по проекту федерального закона N 434342-5 "О внесении изменений в Федеральный закон"О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения процедуры получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг выплат"


Специалисты Ассоциации российских банков при участии кредитных организаций - членов АРБ рассмотрели проект федерального закона N 434342-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части упрощения процедуры получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг выплат" (далее - Законопроект), и сообщают, что в целом Законопроект заслуживает поддержки.

Законопроект направлен на закрепление за депозитариями, осуществляющими централизованное хранение эмиссионных ценных бумаг, обязательной функции по передаче своим депонентам доходов по ценным бумагам и, тем самым, упрощение процедуры передачи доходов, сокращение документооборота в части раскрытия информации о владельцах ценных бумаг, освобождение эмитентов от большого объема технической и операционной работы, пропорционально распределив ее между институтами учетной системы, и повышение общего статуса всех депозитариев за счет наделения их функциями налоговых агентов.

Вместе с тем, Законопроект нуждается в доработке. В этой связи предлагаем внести в Законопроект следующие изменения.

1. В целях конкретизации смысла положения Законопроекта предлагаем первое предложение подпункта "а" пункта 1 статьи 1 Законопроекта после слов "осуществляющий учет прав" дополнить словом "депонента".

2. Дополнить пункт 1 статьи 1 Законопроекта новым подпунктом, в соответствии с которым первое предложение части 14 статьи 7 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 39-ФЗ) предлагается изложить в следующей редакции:

"При получении доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и иных причитающихся владельцам выплат, а также в случае оказания депоненту услуг, связанных с получением доходов по иным ценным бумагам и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг выплат, денежные средства депонентов должны находиться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом (открываемых) депозитарием в кредитной организации (специальный депозитарный счет (счета)).".

Если часть 14 статьи 7 Закона N 39-ФЗ сохранить в действующей редакции без предлагаемых изменений, ее действие будет распространяться только на случаи, когда депозитарий оказывает депоненту услуги по передаче доходов по иным ценным бумагам.

Указанная поправка обусловлена необходимостью распространения действия части 14 статьи 7 Закона N 39-ФЗ на случаи получения доходов для депонентов ценных бумаг с обязательным централизованным хранением в обязательном порядке - денежные средства в данном случае также должны находиться на специальном депозитарном счете.

3. Подпункт "б" пункта 1 статьи 1 Законопроекта, предусматривающий обязанность депозитария, осуществляющего централизованное хранение эмиссионных ценных бумаг, по распоряжению эмитента предоставлять ему список лиц, являющихся владельцами указанных ценных бумаг, предлагается исключить, поскольку эмитент вправе получать информацию о владельцах облигаций только в ограниченном числе случаев, предусмотренных в законодательстве. В этой связи полагаем, что предоставление депозитарием информации эмитенту по любому его распоряжению, в том числе не связанному с реализацией депонентами прав по принадлежащим им ценным бумагам, будет противоречить нормам других законодательных актов. Кроме того, данный пункт представляется нелогичным в контексте идеи передачи депозитариям всех функций по переводу доходов владельцам ценных бумаг.

4. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Законопроекта Закон N 39-ФЗ дополнен новой статьей 7.1, предусматривающей особенности получения доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением и иных причитающихся владельцам таких ценных бумаг выплат.

Предлагаются следующие изменения в пункт 2 статьи 1 Законопроекта.

4.1. В целях уточнения второе предложение пункта 3 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) изложить в следующей редакции:

"Информация о передаче указанных доходов лицам, имеющим право на их получение, раскрывается депозитарием, осуществляющим централизованное хранение эмиссионных ценных бумаг, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.".

4.2. В первом предложении пункта 3 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) установлена нечеткая процедура определения срока, в течение которого депозитарий, осуществляющий учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, обязан передать доходы по таким ценным бумагам своим депонентам. Так, из пункта 3 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) не ясно, совпадает ли "день, указанный эмитентом до осуществления соответствующей выплаты" с датой купонной выплаты, отраженной в решении о выпуске ценной бумаги.

В этой связи предлагается определять срок передачи депоненту доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением депозитарием, осуществляющим учет прав на них, только со дня получения таких доходов.

4.3. В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) депозитарий, осуществляющий централизованное хранение ценных бумаг, обязан передать доходы по таким ценным бумагам лицам, имеющим право на их получение, не позднее следующего рабочего дня после их получения.

Согласно пункту 6 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта), если депозитарий, осуществляющий учет прав на эмиссионные ценные бумаги с обязательным централизованным хранением, становится депонентом другого депозитария в соответствии с письменным указанием депонента, то он обязан передать ему доходы по таким ценным бумагам не позднее следующего рабочего дня после их получения.

Для кредитных организаций, имеющих широкую филиальную сеть, в том числе подразделения, осуществляющие депозитарное обслуживание (в системе депозитарного учета банка депозитарии филиалов при выплате доходов по ценным бумагам выступают в качестве депонентов головного офиса), выплата доходов на следующий рабочий день после поступления доходов по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением является трудновыполнимой. Кроме того, для соблюдения предлагаемого в статье 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) однодневного срока выплаты доходов кредитные организации вынуждены будут изменять существующие технологии, что повлечет дополнительные затраты.

В этой связи предлагается увеличить сроки, указанные в пунктах 4-6 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) до трех рабочих дней.

Кроме того, в практике депозитарной деятельности не исключены случаи, когда депозитарию неизвестны реквизиты для перечисления доходов по ценным бумагам депонентов (например, депонент не сообщил депозитарию реквизиты банковского счета или реквизиты счета указаны неверно; счет депонента закрыт; в анкете указано, что депонент получает доход наличными денежными средствами, но контакт с депонентом у депозитария отсутствует и т.п.). В этой связи банк-депозитарий, учитывающий права депонентов на ценные бумаги, неопределенно долгое время не сможет выплачивать суммы дохода депоненту, а будет учитывать их в бухгалтерском учете до момента получения от депонента корректных платежных реквизитов.

Таким образом, с учетом возможности возникновения вышеуказанных ситуаций установление конкретных сроков передачи депоненту доходов по ценным бумагам неизбежно приведет к дополнительным рискам депозитариев в части исполнения обязательств по перечислению депонентам доходов, тем более, что суммы таких выплат могут быть существенные.

Принимая во внимание изложенное, предлагается в пунктах 4 и 5 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) слова "не позднее следующего рабочего дня после их получения" заменить словами "не позднее трех рабочих дней после их получения при условии наличия у него необходимой информации для осуществления передачи доходов".

При этом в ситуации, когда депозитарий становится депонентом другого депозитария, отсутствие у депозитария информации о счетах такого депонента и иных сведений, необходимых для перечисления сумм доходов, представляется маловероятным.

В этой связи в пункте 6 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) слова "не позднее следующего рабочего дня после их получения" заменить словами "не позднее трех рабочих дней после их получения".

4.4. Из пункта 5 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) слова ", но не позднее пяти рабочих дней со дня раскрытия информации об их передаче лицам, имеющим право на их получение, депозитарием, осуществляющим централизованное хранение таких ценных бумаг. Требования к порядку раскрытия такой информации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг" исключить.

Предлагаемая поправка обусловлена тем, что депозитарий может выплатить депонентам доходы по ценным бумагам только при условии фактического получения им соответствующих средств от эмитента, платежного агента или депозитария-корреспондента. В случае неполучения денежных средств депозитарий не будет иметь возможности произвести выплаты в пользу своих клиентов, независимо от факта раскрытия другими лицами информации о выплате доходов.

4.5. В случае принятия поправки, предлагаемой в пункте 4.4 настоящего Заключения, полагаем целесообразным пункт 5 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) исключить, поскольку он в точности будет повторять содержание пункта 4 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта).

4.6. В пункте 6 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) предлагается слова "в соответствии с письменным указанием депонента" исключить, поскольку депозитарий может стать депонентом другого депозитария при отсутствии письменного указания.

5. На российском рынке существуют выпуски ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, обеспеченные государственной гарантией Российской Федерации. Выплаты доходов по таким ценным бумагам при наступлении гарантийного случая производятся за счет средств гаранта, которым является Минфин России. Гарант может осуществлять выплаты через платежного агента. Согласно условиям государственных гарантий соответствующие выплаты по ценным бумагам должны производиться гарантом или его платежным агентом напрямую владельцам ценных бумаг на основании их требований, предъявляемых непосредственно гаранту или его платежному агенту. В отличие от "регулярных" выплат за счет средств эмитента выплаты по гарантии производятся в пользу только тех владельцев облигаций, которые в установленный срок предъявили гаранту или его платежному агенту надлежащим образом оформленные требования. Применение предусмотренного Законопроектом порядка передачи доходов к выплатам, совершаемым по государственной гарантии, потребует изменения порядка сбора и проверки требований владельцев облигаций.

Полагаем необходимым урегулировать данный вопрос в Законопроекте, предварительно согласовав поправки к Законопроекту с Минфином России.

6. В соответствии со статьей 2 Законопроекта предлагается изменить процедуру исчисления и удержания налога с доходов физических лиц и иностранных организаций по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) на депозитария, осуществляющего централизованное хранение ценных бумаг, возлагается обязанность по передаче доходов по эмиссионным ценным бумагам с централизованным хранением. При этом депозитарий признается источником доходов по эмиссионным ценным бумагам.

Кроме того, согласно статье 2 Законопроекта на депозитарий, осуществляющий централизованное хранение ценных бумаг, возлагаются функции налогового агента. В соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 24 НК РФ налоговые агенты обязаны, в частности, правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства.

Полагаем, что словосочетание "источник выплаты" применяется в пункте 4 статьи 7.1 Закона N 39-ФЗ (в редакции Законопроекта) некорректно, исходя из следующего.

Пунктом 2 статьи 11 НК РФ установлено, что источником выплаты доходов налогоплательщику признается организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.

В Налоговом кодексе РФ также самостоятельно применяется понятие "источник дохода" (например, статьи 42, 43, 80, 207, 208, 214 НК РФ), который при этом в ряде случаев может не являться источником выплаты дохода.

Кроме того, в пункте 1 статьи 309 НК РФ определены виды доходов иностранных организаций, которые относятся к доходам от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В пункте 2 Части II Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений Главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных Приказом МНС России от 28.03.2003 N БГ-3-23/150, указано, что необходимо различать понятия "источник дохода" и "источник выплаты дохода".

Источником дохода в Российской Федерации может являться сама деятельность иностранной организации в Российской Федерации по выполнению работ, оказанию услуг через ее отделение или иных юридических или физических лиц. Если же работы или услуги производятся в иностранном государстве, то источник дохода является "иностранным".

Получение дохода иностранными организациями из источников в Российской Федерации может быть не связано с осуществлением непосредственной деятельности в Российской Федерации. К таким доходам относятся, в частности, проценты, дивиденды, доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности (роялти) и т.п.

Термин "источник выплаты дохода" означает лицо, которое непосредственно производит выплаты другому лицу за поставленные им товары, выполненные работы или оказанные услуги, предоставленные ему имущественные права. При этом местонахождение источника дохода и источника выплаты дохода может не совпадать.

Таким образом, в соответствии со статьей 2 Законопроекта депозитарий, выплачивающий депоненту доход по эмиссионных ценным бумагам с централизованным хранением, фактически является источником выплаты этого дохода и выполняет функции налогового агента, при этом не являясь источником выплаты, поскольку источником выплаты дохода по эмиссионными ценным бумагам является эмитент.

Учитывая изложенное, предлагается в абзаце 1 подпункта "б" пункта 1 статьи 2 Законопроекта слова "Источником доходов" заменить словами "Источником выплаты доходов".

7. В соответствии с частью 14 статьи 7 Закона N 39-ФЗ в случае оказания депоненту услуг, связанных с получением доходов по ценным бумагам и иных причитающихся владельцам ценных бумаг выплат, денежные средства депонентов должны находиться на отдельном банковском счете (счетах), открываемом (открываемых) депозитарием в кредитной организации (специальный депозитарный счет (счета)). Депозитарий обязан вести учет находящихся на специальном депозитарном счете (счетах) денежных средств каждого депонента и отчитываться перед ним. На денежные средства депонентов, находящиеся на специальном депозитарном счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам депозитария. Депозитарий не вправе зачислять собственные денежные средства на специальный депозитарный счет (счета), за исключением случаев их выплаты депоненту, а также использовать в своих интересах денежные средства, находящиеся на специальном депозитарном счете (счетах).

Частью 15 статьи 7 Закона N 39-ФЗ установлено, что требования о ведении отдельного банковского счета (счетов) не распространяются на кредитные организации.

Согласно пункту 8.2 Главы Б Части II Положения Банка России от 26.03.2007 N 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" операции с ценными бумагами, подлежащие учету в соответствии с нормативным актом Банка России о правилах ведения учета депозитарных операций кредитных организаций в Российской Федерации, отражаются на соответствующих счетах Плана счетов бухгалтерского учета в основном балансе банка.

В этой связи обязательная передача депонентам доходов по ценным бумагам через депозитарии, являющиеся кредитными организациями, повышает риск неполучения депонентом причитающихся ему доходов при наступлении банкротства кредитной организации. Таким образом, доходы по ценным бумагам, принадлежащим депонентам депозитария - кредитной организации, поступившие на его корреспондентский счет, в случае банкротства депозитария подлежат включению в конкурсную массу, что создает риск неполучения доходов для инвестора.

8. Также считаем необходимым сообщить, что, по мнению некоторых кредитных организаций, закрепление за депозитариями обязанностей налогового агента приведет к увеличению издержек депозитариев по выполнению новых для себя функций, в том числе связанных с обучением/набором персонала, приобретением программного обеспечения, увеличением документооборота и трудозатрат. Очевидно, что эти издержки будут переложены на инвесторов путем увеличения платы за услуги депозитария. Таким образом, предложенная схема удержания налога с доходов по ценным бумагам, скорее всего, приведет к повышению уровня издержек инвесторов по обслуживанию портфелей ценных бумаг.

Депозитарии как налоговые агенты будут нести дополнительный риск, связанный с возможностью применения к ним штрафных санкций со стороны налоговых органов за некорректное/несвоевременное исчисление и уплату налога с доходов по ценным бумагам, принадлежащим депонентам. При этом с 01.01.2011 вступают в силу изменения в НК РФ, согласно которым налог с доходов организаций должен будет удерживаться налоговым агентом в течение одного дня с момента выплаты дохода. Данные обстоятельства создают ощутимую дополнительную нагрузку на депозитарную систему и способны дестабилизировать работу отдельных депозитариев, особенно из числа мелких и средних.



Письмо Ассоциации российских банков от 3 ноября 2010 г. N А-01/5-834


Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru)


Текст документа на сайте мог устареть

Вы можете заказать актуальную редакцию полного документа и получить его прямо сейчас.

Или получите полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня


Получить доступ к системе ГАРАНТ

(1 документ в сутки бесплатно)

(До 55 млн документов бесплатно на 3 дня)


Чтобы приобрести систему ГАРАНТ, оставьте заявку и мы подберем для Вас индивидуальное решение