Письмо ЦБР от 22 сентября 2011 г. N МЦИ-1-14/3755 "Ответы на вопросы, изложенные в письме АРБ"

Письмо ЦБР от 22 сентября 2011 г. N МЦИ-1-14/3755
"Ответы на вопросы, изложенные в письме АРБ"


По поручению руководства Банка России и в соответствии с договоренностью, достигнутой на совещании в АРБ 10 июня 2011 года, направляем Вам согласованные с ФНС России ответы на вопросы, изложенные в письме АРБ от 26.07.2011 N А-02/5-575, касающиеся проблем, возникающих у банков при применении письма Банка России от 31.03.2011 N 41-Т и связанных с представлением бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном, виде при взаимодействии с территориальными органами ФНС России.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с письмом Банка России от 30.08.2011 N 128-Т "О проверке квалифицированной электронной подписи должностного лица налогового органа с использованием "АРМ для проверки подлинности и просмотра документов, удостоверенных ЭЦП ФНС России" (не подлежит опубликованию в "Вестнике Банка России") с 01.09.2011 Банк России внедряет в своих подразделениях специализированный программный комплекс для проверки ЭЦП ФНС России по технологии, рекомендованной кредитным организациям письмом Банка России от 31.03.2011 N 41-Т.

При этом указанная технология определяется в качестве приоритетного направления подтверждения (опровержения) соответствия бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной клиентами и учредителями (участниками) кредитных организаций, отчетности, представленной ими в налоговые органы.

Приложение: на 3 л.


Заместитель директора Департамента
информационных систем - директор

В.К. Конторович


Приложение


Ответы на вопросы кредитных организаций, изложенные в письме АРБ от 26.07.2011 N А-02/5-575, по проблемам, возникающим при применении письма Банка России от 31.03.2011 N 41-Т "О представлении в кредитные организации бухгалтерской и налоговой отчётности в электронном виде"


По п. 1. сообщаем, что подготовка файлов бухгалтерской отчетности осуществляется в любом программном обеспечении, предназначенном для передачи в налоговый орган деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, при условии реализации в нем "Требований к составу электронных документов, заверенных ЭЦП налогового органа, представляемых налогоплательщиком по месту требования" (www.nalog.ru/html/docs/treb1.doc). В случае неспецифических проблем при функционировании этих программных комплексов необходимо обратиться к разработчику ПО.

По п. 2. сообщаем, что ФНС России не является поставщиком программного обеспечения для проверки подлинности ЭЦП налогового органа. Кредитные организации должны самостоятельно приобрести у одного из поставщиков программного обеспечения, представленных на рынке, или разработать программное обеспечение, которое обеспечивает необходимую функциональность проверки подлинности.

Ссылка на требования к составу электронных документов, представляемых налогоплательщиками по месту требования, размещенные на сайте ФНС России (www.nalog.ru/html/docs/treb1.doc), указанная в письме Банка России от 31.03.2011 N 41-Т по состоянию на 15:00 12 августа 2011 г. проверена и является работоспособной.

По п. 5 обращаем внимание, что письмо Банка России от 31.03.2011 N 41-Т основывается на требованиях к составу электронных документов, представляемых налогоплательщиками по месту требования. Данные требования размещены на сайте ФНС России (www.nalog.ru/html/docs/treb1.doc) и являются едиными для налогоплательщиков, использующих АРМ различных поставщиков. На настоящий момент большинство поставщиков соответствующих АРМ уже реализовали поддержку выгрузки данных в соответствующих форматах в своих программных продуктах.

Обращаем внимание, что формат отчетности позволяет проверить показатели, входящие в документы отчетности, а также однозначно установить, что представленная клиентом в электронном виде отчетность идентична отчетности, которая была ранее представлена в налоговый орган.

Приём электронных документов в произвольном формате, включая упоминаемые унаследованные форматы подтверждающих документов специализированных операторов связи, не является допустимой альтернативой бумажному документу, которая будет принята при проверке кредитного портфеля Банком России.

Предложение по созданию единой базы данных сданной налоговой отчетности для доступа кредитных организаций не может быть реализовано, т.к. документы налоговой отчетности, полученные налоговым органом, составляют налоговую тайну и не могут быть переданы налоговым органом третьей стороне (ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации). В предлагаемой технологии клиент самостоятельно представляет документы в кредитную организацию для включения в состав кредитного досье.

По п. 6 сообщаем

Ссылки на ресурсы удостоверяющего центра ФНС России представлены в сети Интернет по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/3777318/. Взаимодействие с удостоверяющим центром в части получения списков отозванных сертификатов осуществляется через Интернет. Для проверки ЭЦП возможно использование любого программного продукта, обладающего необходимой функциональностью.

По п. 7 сообщаем, что клиенты должны самостоятельно представить в кредитную организацию в электронном виде документы, имеющие формат набора данных, соответствующий указанному в письме Банка России от 31.03.2011 N 41-Т. Формат набора данных предусматривает наличие ЭЦП налогового органа, что позволяет однозначно установить соответствие представленного документа документу, который был ранее сдан налогоплательщиком в налоговый орган.

Информационные ресурсы Федеральной налоговой службы, задействованные при проведении проверки (web-сайт удостоверяющего центра), являются общедоступными и не требуют оплаты за использование. Ссылки на ресурсы удостоверяющего центра ФНС России представлены в сети Интернет по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/3777318/.

Кредитные организации должны самостоятельно приобрести у одного из поставщиков программного обеспечения, представленных на рынке, или самостоятельно разработать программное обеспечение, которое обеспечивает необходимую функциональность проверки подлинности.

Обращаем внимание, что, учитывая возможность представления заёмщиками в кредитную организацию недостоверных документов в бумажном виде, Банк России рассматривает возможность введения зависимости оценки рисков по займам от наличия электронных документов бухгалтерской и налоговой отчетности, удостоверенных ЭП ФНС России, в составе кредитного досье данного заёмщика.

По п. 8 сообщаем, что проблема отсутствия возможности обмена неформализованными документами и запросами на информационные услуги имела место до появления приказа ФНС России от 22.06.2011 N ММВ-7-6/381@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего информационное обслуживание и информирование налогоплательщиков в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи". Кроме того, информационное обслуживание не влияет на возможность налогоплательщиков предоставлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

По п. 10 сообщаем:

по п. 10.1: Требования к составу электронных документов, представляемых налогоплательщиками по месту требования, предусматривают использование только сжатых файлов zip, содержащих необходимые документы. В таком же формате документы будут требоваться Банком России при проверке документов в составе кредитных портфелей заёмщиков.

по п. 10.2: Для проверки действительности сертификата ключа подписи на момент подписания документа необходимо использовать дату и время представления отчётности в налоговый орган (из документа "Квитанции о приёме").

по п. 10.3: Описанная ситуация, когда один и тот же документ налоговой декларации в разное время заверялся разными должностными лицами налогового органа, невозможна и свидетельствует о попытке фальсификации документов. Это связано с тем, что документ "Квитанция о приеме" формируется на стороне налогового органа с учетом проверки на уникальность представляемого файла отчетности.

по п. 10.4: Распространение списка отозванных сертификатов осуществляется через Интернет на сайте удостоверяющего центра ФНС России. Ссылки на ресурсы удостоверяющего центра ФНС России представлены в сети Интернет по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/3777318/.

Распространение справочника сертификатов не предусмотрено, в состав подписи входит сертификат ключа подписи, который может быть извлечен из нее и проверен при помощи корневого сертификата и списка отозванных сертификатов, опубликованных на сайте удостоверяющего центра ФНС России (http://www.nalog.ru/mnsrus/3777318/).

по п. 10.5: Обновление списков отозванных сертификатов удостоверяющего центра ФНС России происходит с использованием механизма обновления, реализованного в приемном комплексе налоговых органов.

по п. 10.6: Ссылки на ресурсы удостоверяющего центра ФНС России представлены в сети Интернет по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/3777318/. Взаимодействие с удостоверяющим центром в части получения списков отозванных сертификатов осуществляется через Интернет. Список отозванных сертификатов не зависит от региона.

по п. 10.7: Для проверки статуса сертификата должностного лица НО производится проверка подписи корневого сертификата и проверка наличия данного сертификата в списках отозванных сертификатов удостоверяющего центра. В случае, если сертификат был отозван, время отзыва сертификата сверяется с временем и датой представления отчетности в налоговый орган (из документа "Квитанция о приеме"). Если сертификат был отозван до момента представления отчетности, он считается недействительным на момент подписания.

по п. 10.8: Действительность сертификата должностного лица НО необходимо проверять на время и дату представления отчетности в налоговый орган (из документа "Квитанция о приеме").

по п. 10.9: ЭЦП считается действительной, если сертификат ключа подписи действовал на момент подписания документа (по дате и времени представления отчетности в налоговый орган (из документа "Квитанция о приёме"), но впоследствии был отозван. В том числе, если он был отозван на следующий день после подписания документа.

по п. 10.10: В случае если документ подписан действительным сертификатом ключа подписи должностного лица НО, документ может считаться достоверным. Процедура проверки территориальной принадлежности должностного лица налогового органа на данный момент не предусмотрена.

по п. 10.11: Период актуальности документов (по дате документа "Квитанция о приеме") для их рассмотрения банком не ограничен.

по п. 10.12: В случае если ЭЦП под документом "Квитанция о приеме" недействительна, представленный документ необходимо считать недостоверным.

по п. 10.13: Период хранения соответствует периоду хранения бумажных документов.

по п. 10.14: Действительность сертификата ключа подписи проверяется на момент подписания документа налоговым органом. Допускается использование ранее загруженных списков отозванных сертификатов, в случае если они опубликованы позже времени подписания обрабатываемых документов (по дате и времени представления отчетности в налоговый орган (из документа "Квитанция о приеме").

по п. 10.15: Ссылки на документы, регламентирующие работу удостоверяющего центра ФНС России, размещены в сети Интернет по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/3777318/.


Чтобы повысить эффективность оценки рисков, кредитным организациям было рекомендовано использовать технологию подтверждения (опровержения) соответствия бухгалтерской и налоговой отчетности, представленной клиентами и учредителями, той, которая сдана ими в налоговые органы.

Сообщается, что с 01.09.2011 Банк России внедряет в своих подразделениях специализированный программный комплекс для проверки подлинности ЭЦП ФНС России по указанной технологии.

Кредитные организации, в свою очередь, должны самостоятельно приобрести или разработать ПО, которое обеспечит необходимую функциональность проверки.

Требования к составу электронных документов, представляемых налогоплательщиками, размещены на сайте ФНС России (www.nalog.ru/html/docs/treb1.doc) и являются едиными.

Прием электронных документов в произвольном формате не является допустимой альтернативой бумажному носителю. Такие документы не будут приняты при проверке кредитного портфеля Банком России.

Предложение по созданию единой базы данных представленной налоговой отчетности для доступа кредитных организаций не может быть реализовано.

Ссылки на ресурсы удостоверяющего центра ФНС России можно найти по адресу http://www.nalog.ru/mnsrus/3777318/.

Банк России допускает введение зависимости оценки рисков по займам от наличия электронных документов бухгалтерской и налоговой отчетности, удостоверенных ЭП ФНС России, в составе кредитного досье данного заемщика.

Для проверки действительности сертификата ключа ЭЦП на момент подписания документа необходимо использовать дату и время представления отчетности в налоговый орган (из документа "Квитанции о приеме").

Если один и тот же документ декларации в различное время заверялся разными должностными лицами налогового органа, это свидетельствует о попытке фальсификации.


Письмо ЦБР от 22 сентября 2011 г. N МЦИ-1-14/3755 "Ответы на вопросы, изложенные в письме АРБ"


Текст письма размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru)


Откройте нужный вам документ прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.