Комментарий к Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
Распоряжением Правительства РФ от 19.05.2009 N 691-р был утвержден План мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 годы. Пунктом 3 данного плана намечено совершенствование системы лицензирования, под которым подразумеваются сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация и упрощение процедур лицензирования.
Об аналогичных действиях говорится в п. 3 Распоряжения Правительства РФ от 03.12.2009 N 1862-р "Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в 2009-2010 годах".
Данные решения закономерно привели к разработке и принятию новых правил лицензирования в виде Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Он заменит действующий в настоящее время Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ, предназначенный для регулирования этой сферы деятельности.
Действие Федерального закона N 128-ФЗ не распространяется на лицензирование в ряде сфер деятельности, в которых оно осуществляется на основании иных федеральных законов (соответствующий перечень приведен в п. 2 и 3 ст. 1 данного закона).
Порядок лицензирования конкретных видов деятельности, установленный иными законами, имеет существенные отличия от общепринятого: лицензирующим органам предоставлены широкие полномочия не только в приостановлении действия лицензии, но и в ее аннулировании. Пунктом 1 ст. 6 Федерального закона N 128-ФЗ для лицензирующих органов допускается только приостановление действия лицензий при административном приостановлении деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, а также прекращение их действия в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 13 Федерального закона N 128-ФЗ:
- при ликвидации или реорганизации предприятий (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
- при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
- на основании заявления лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;
- согласно вступившему в законную силу решению суда об аннулировании лицензии.
Очень важно, что и стоимость лицензии в таких случаях во много раз превышает стоимость лицензии, которая предоставляется в соответствии с Федеральным законом N 128-ФЗ. Это неудивительно, ведь обычно в данную сумму включаются затраты на проведение экспертиз и получение различных заключений.
Во многих законах отсутствует возможность продления срока действия лицензии. Или для такого продления предусматривается тот же порядок, что и при получении лицензии, с оформлением аналогичных документов и несением соответствующих расходов.
Как правило, законами, устанавливающими иной (по сравнению с Федеральным законом N 128-ФЗ) порядок лицензирования, не определяются ограничения лицензионных требований и документов, представляемых соискателями лицензии. Это приводит к тому, что лицензирующие органы сами решают, надо ли соблюдать то или иное требование, а также нужно ли представлять определенные документы, при этом перечни требований и документов могут меняться также по их усмотрению.
Таким образом, появилась острая необходимость унификации порядка лицензирования.
Тем не менее отдельными федеральными законами по-прежнему будет регулироваться лицензирование в следующих сферах:
- использование атомной энергии;
- производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельность, связанная с защитой государственной тайны;
- деятельность кредитных организаций;
- деятельность по организации биржевой торговли, деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров;
- профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг;
- деятельность акционерных инвестиционных фондов, деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
- деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- клиринговая деятельность;
- страховая деятельность.
Отметим, правда, что в ч. 3 ст. 1 Закона о лицензировании прямо указывается, что лицензирование данных видов деятельности осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности. В Федеральном законе N 128-ФЗ это уточнение касалось только образовательной деятельности. Также предполагается, что общий порядок лицензирования распространится на эти виды деятельности впоследствии.
Иной подход проявлен в отношении:
- оказания услуг связи, телевизионного вещания и (или) радиовещания;
- частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности;
- образовательной деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой негосударственными образовательными учреждениями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
В отношении них отдельными федеральными законами могут быть установлены лишь особенности лицензирования, правда, список таких особенностей открытый (ч. 4 ст. 1 Закона о лицензировании).
В отличие от ст. 6 Федерального закона N 128-ФЗ в ст. 7 Закона о лицензировании перечислены не только полномочия лицензирующих органов и ответственность их должностных лиц, но и права и обязанности последних. В частности, они теперь могут выдавать лицензиатам предписания об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, а также привлекать их к административной ответственности. А вот обязанности лицензирующих органов прописаны в новом законе не вполне определенно.
Федеральным законом N 128-ФЗ практически не установлено ограничений в отношении требований, которые можно предъявлять к соискателю лицензии. Только ст. 17.2 данного закона определено особое требование к деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей. Но оно устанавливалось дополнительно.
Теперь в ч. 3 ст. 8 Закона о лицензировании приведены вполне конкретные требования, которые могут быть предъявлены к соискателю. Их список закрытый. Однако в отношении тех видов деятельности, особенности лицензирования которых предусматриваются отдельными законами, допускаются и иные лицензионные требования. При этом осталось упомянутое особое требование к деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (ч. 5 ст. 8 Закона о лицензировании).
Специально указывается, что лицензия теперь является бессрочной и действует со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии (ст. 9 Закона о лицензировании). До сих пор ограничивалась только минимальная продолжительность действия лицензии (она не могла выдаваться менее чем на пять лет). Правда, допускалось установление бессрочного действия лицензии положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (ст. 8 Федерального закона N 128-ФЗ).
Теперь не допускается взимание лицензирующими органами с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования (ч. 2 ст. 10 Закона о лицензировании). Уплачивается только государственная пошлина.
Заметим, что осталось 49 лицензируемых видов деятельности (ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Налицо уменьшение этого количества, ведь в действующем варианте п. 1 ст. 17 Федерального закона N 128-ФЗ содержится, по нашим подсчетам, 83 лицензируемых вида деятельности. Такое снижение объясняется наличием иных методов регулирования, в том числе аккредитации и аттестации специалистов, контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов, включая обязательную сертификацию и декларирование соответствия продукции.
Виды деятельности, изъятые из действующего списка, перестают лицензироваться с даты вступления в силу Закона о лицензировании. С этого же момента перестают действовать и уже выданные на такие виды деятельности лицензии (ст. 22 Закона о лицензировании). Естественно, это не распространяется на виды деятельности, лицензируемые на основании других федеральных законов и указанные в ч. 2 ст. 1 Закона о лицензировании.
Зато в соответствии с положениями нового закона лицензии, выданные в прежнем порядке, будут продолжать действовать бессрочно на оставшиеся в нем виды деятельности. Если в Законе о лицензировании некоторые виды деятельности стали называться иначе, чем в Федеральном законе N 128-ФЗ, или в ранее полученной лицензии нет перечня работ (услуг), которые выполняются (оказываются) в составе конкретных видов деятельности, лицензии переоформляются и далее опять-таки действуют бессрочно.
Действительно, многие подлежащие лицензированию виды деятельности в Законе о лицензировании называются несколько иначе, нежели в Федеральном законе N 128-ФЗ. Данная поправка направлена на исключение возможности произвольного толкования работ и услуг, составляющих содержание такой деятельности. При этом многие самостоятельные виды лицензируемой деятельности объединены по сферам экономической деятельности, в наименованиях укрупненных по сферам деятельности видах лицензируемой деятельности указываются составляющие их работы и услуги. Исчерпывающие перечни таких работ и услуг будут установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.
Как считают законодатели, в данной ситуации при сокращении общего числа лицензируемых видов деятельности расширяется возможность выбора хозяйствующим субъектом конкретных работ и услуг, которые он планирует осуществлять при получении лицензии. Соответственно, сокращаются его издержки, связанные с необходимостью получения нескольких лицензий.
В пункте 7 ст. 18 Федерального закона N 128-ФЗ приведен довольно длинный список видов деятельности, лицензирование которых прекращается со дня вступления в силу технических регламентов, устанавливающих обязательные требования к ним. Теперь такое условие осталось только в отношении медицинской техники (п. 5 ст. 22 Закона о лицензировании), при том что практически все виды деятельности, упомянутые в п. 7 ст. 18 Федерального закона N 128-ФЗ, будут лицензироваться по-прежнему.
Правда, добавилось условие, согласно которому со вступлением в силу отдельных федеральных законов прекратится лицензирование:
- перевозок морским транспортом опасных грузов, погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам в морских портах, деятельности по осуществлению буксировок морским транспортом (п. 21, 28, 29 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании);
- проведения экспертизы промышленной безопасности (п. 49 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании).
Обратите внимание! Заявление о предоставлении лицензии в случае передачи по почте направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (ч. 5 ст. 13 Закона о лицензировании).
К заявлению о предоставлении лицензии по-прежнему нужно прилагать ряд документов. Следует учитывать, что теперь копии учредительных документов в любом случае не могут быть заменены оригиналами (их нотариальное засвидетельствование обязательно).
Подробнее расписаны причины и порядок переоформления лицензии (ст. 18 Закона о лицензировании). Указано, в частности, что в этом случае направляются заявление о переоформлении лицензии, оригинал действующей лицензии и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за переоформление лицензии.
Гораздо более основательным стал и порядок проведения проверок лицензиатов лицензирующим органом (ст. 19 Закона о лицензировании). Причем согласование с органом прокуратуры требуется только при проведении внеплановой выездной проверки. Внезапность такой проверки обеспечивается тем, что предварительное уведомление лицензиату не направляется.
Лицензиат обязательно будет проверен по истечении года со дня принятия решения о выдаче ему лицензии. В дальнейшем плановые проверки будут проводиться в обычном порядке - по истечении трех лет с даты окончания последней плановой проверки.
В отличие от п. 6 ст. 9 Федерального закона N 128-ФЗ Законом о лицензировании не предусмотрен упрощенный порядок выдачи лицензии при условии заключения соискателем лицензии, лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам.
Разные положения Закона о лицензировании вступают в силу неравномерно. Он начнет применяться по истечении 180 дней с момента опубликования. Однако, например, лицензионный контроль по новым правилам будет осуществляться уже с 01.07.2011 (ст. 19 Закона о лицензировании), а электронный документооборот между лицензирующим органом и лицензиатом - в основном с 01.07.2012.
Е.С. Казаков,
эксперт журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
"Акты и комментарии для бухгалтера", N 11, июнь 2011 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"