г. Пермь |
|
24 апреля 2014 г. |
Дело N А50-23019/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 апреля 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н. М.
при ведении протокола судебного заседания Никифоровой И.А.
при участии:
от заявителя Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" Мотовилихинского района г. Перми (ОГРН 1025901372320, ИНН 5906037993) -Деменева Т.А., доверенность от 07.11.2013,
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1025900889002, ИНН 5904100537) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Государственного учреждения - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 февраля 2014 года
по делу N А50-23019/2013
принятое судьей П.Н. Киреевым
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Детская школа искусств" Мотовилихинского района г. Перми
к Государственному учреждению - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительными ненормативных правовых актов,
установил:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств" Мотовилихинского района г. Перми (далее - заявитель, Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными: решения Государственного учреждения - Пермского регионального отделения Фонда социального страхования (далее - заинтересованное лицо, отделение Фонда) N 1001 от 22.08.2013, решения отделения Фонда N 1134 от 22.08.2013 в части доначисления страховых взносов, пени, а также в части привлечения к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносов в отношении молодых специалистов, работников, вышедших на трудовую пенсию по старости, имеющих стаж педагогической деятельности 25 и более лет, а также частичной оплаты стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что выплаты единовременных пособий педагогическим работникам не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ и ст. 20.2 ФЗ N 125-ФЗ, связаны непосредственно с трудовыми отношениями, не являются государственными пособиями; частичная компенсация стоимости санаторно-курортных путевок произведена в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, надлежащим образом уведомленное о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своего представителя не направило, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отделением Фонда в соответствии с решениями от 08.07.2013 N 1275 (л.д.70-72) проведена документальная выездная проверка страхователя за период с 01.01.2011 по 31.12.2012 начисления, уплаты страхователем взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходование этих средств, выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2012.
По результатам проверки составлены Акты от 23.07.2013 N 1456 н/с и N1456 (л.д.74-88).
22.08.2013 отделением Фонда по результатам рассмотрения материалов проверки приняты решения N 1001 об отказе в привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, N 1134 об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Основание для вынесения решений послужили выводы Фонда о том, что Учреждением в нарушение ч.1 ст.7, ч.1 ст.8, ст.9 Федерального закона N 212-ФЗ, ст.ст.20.1,20.2 Федерального закона N 125-ФЗ занижена облагаемая база для начисления страховых взносов, в частности установлено занижение облагаемой базы на сумму частичной оплаты путевок на санаторно-курортное лечение работников, на сумму единовременных пособий молодым специалистам и единовременных пособий пенсионерам, выплаченным при увольнении.
В соответствии с решениями отделением Фонда установлена недоимка и начислены пени.
Не согласившись с указанными решениями в соответствующей части, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассматривая заявление, признал оспариваемое решение незаконным, поскольку не установил, что спорные выплаты являются объектами обложения страховыми взносами.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает выводы суда первой инстанции, ссылаясь на то, что выплаты единовременных пособий педагогическим работникам не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ и ст. 20.2 ФЗ N 125-ФЗ, связаны непосредственно с трудовыми отношениями, не являются государственными пособиями; частичная компенсация стоимости санаторно- курортных путевок произведена в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, т.е. для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
В статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ приведены суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Государственное пособие - безвозмездная денежная выплата, выплачиваемая за счет государства.
Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК предусмотрены социальные гарантии педагогическим работникам.
В части 1 статьи 17 названного Закона определено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственного (краевого) образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения, финансируемого за счет субвенций из бюджета Пермского края, дополнительно к федеральным устанавливаются социальные гарантии и льготы.
Лицам, окончившим учреждения высшего и среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу по полученной специальности в государственные (краевые) образовательные учреждения и муниципальные образовательные учреждения, финансируемые за счет субвенций из бюджета Пермского края, выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере и устанавливается ежемесячная надбавка в течение 3 лет. Единовременное пособие выплачивается один раз по первому месту работы после окончания указанного в настоящем пункте образовательного учреждения (пункт 1 части 1 статьи 17 Закон Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 17 Закона Пермского края N 587-ПК в редакции, действовавшей в проверяемый период, педагогическим работникам (в том числе руководителям) образовательных учреждений при увольнении в связи с достижением пенсионного возраста и выходом на пенсию по старости (при стаже педагогической деятельности 25 лет и более) и по инвалидности (независимо от стажа работы) выплачивается единовременное пособие в фиксированном размере.
Таким образом, Законом Пермского края, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, педагогическим работникам при выходе на пенсию и молодым специалистам - выпускникам педагогического университета, прибывшим на работу в общеобразовательное учреждение, установлены выплаты, которые не подлежат обложению страховыми взносами в силу действия пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
По материалам дела судом первой инстанции установлено, что Учреждением в соответствии с приказами (2010-2012 г.г.) выплачено единовременное пособие по 18 400 рублей 9 молодым специалистам. Ответчиком сделан вывод о занижении базы для начисления страховых взносов на суммы единовременных пособий молодым специалистам по первому месту работы в сумме 165 600 руб.
Также Учреждение выплатило педагогам дополнительного образования при увольнении в связи с выходом на пенсию пособия в общей сумме 88 200 руб. Указанные выплаты произведены в период с ноября 2010 по октябрь 2012 в размере 12 600 руб. 7 сотрудникам на основании Приказов Учреждения.
Материалами дела подтверждено, что спорные суммы выплачены безвозмездно в соответствии с Законом Пермского края от 12.03.2010 N 587-ПК и за счет субвенций бюджета Пермского края, что Пенсионным фондом не оспаривается.
С учетом приведенной выше нормы, данные пособия, выплаченные учреждением физическим лицам, являются государственными пособиями, т.е. относятся к необлагаемым выплатам согласно статье 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что вышеназванные выплаты не являются объектом для исчисления страховых взносов, в связи с чем, у Пенсионного фонда не имелось правовых оснований для обложения страховыми взносами вышеназванных выплат, а также для начисления пеней и штрафа.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что выплаты единовременных пособий педагогическим работникам не поименованы в ст. 9 ФЗ N 212-ФЗ и ст. 20.2 ФЗ N 125-ФЗ; связаны непосредственно с трудовыми отношениями; не являются государственными пособиями, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков взносов, указанных в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 указанного Закона).
Спорные выплаты не входят в заработную плату педагогического работника и молодого специалиста, т.е. не входят в базовую часть, компенсационную выплату и стимулирующую выплату.
Такие выплаты произведены также не по трудовому договору, а в силу требований Закона Пермского края, что не образует объекта обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ.
В данном случае выплаты учреждение производило вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, а в силу закона.
Соответственно, данные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
В отношении начисления страховых взносов на суммы частичного возмещения стоимости санаторно-курортных путевок судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В соответствии с подп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ, подп. 1 п. 1 ст. 2.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" заявитель является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в связи с чем ч. 1 ст. 18 Закона N 212-ФЗ на него возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
Статьей 129 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, согласно п. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Законом Пермского края от 08.12.2006 N 30-КЗ предусмотрено предоставление санаторно-курортной путевки за счет средств краевого бюджета. Финансовая помощь местным бюджетам за счет средств казны бюджета Пермского края на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждение, работающих, в том числе, в сфере образования, предоставляется в форме субсидий при условии долевого участия органов местного самоуправления в финансировании данных расходов за счет собственных средств в размере не менее 30% стоимости таких путевок (ст.ст.1,2).
Решением Пермской городской Думы от 25.09.2007 N 224 утверждены условия предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений г. Перми. Предоставление указанной категории граждан санаторно-курортных путевок осуществляется в порядке, установленном Постановлением Правительства Пермского края от 01.06.2007 N 113-п (в ред. от 30.09.2011) "О порядке обеспечения работников государственных учреждений Пермского края путевками на санаторно-курортное лечение и оказания финансовой помощи на санаторно-курортное лечение работников муниципальных учреждений" (далее - Порядок, утвержденный Постановлением N113-п), Постановлением Администрации г. Перми от 22.04.2008 N 292 (ред. от 19.03.2013) "Об утверждении Порядка обеспечения работников муниципальных учреждений города Перми путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление на 2008-2013 годы" (далее - Порядок).
Согласно п. 3.6 Порядка образовательное учреждение заключает муниципальный контракт (договор) с санаторно-курортной организацией либо организацией, осуществляющей реализацию путевок на санаторно-курортное лечение. Оплата стоимости путевки производится образовательным учреждением в размере 90% от стоимости путевки, работников в размере 10% от ее стоимости.
Финансирование расходов бюджетного учреждения осуществляется за счет средств бюджета города и краевого бюджета путем предоставления им ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на указанные цели, в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации и указанным Постановлением администрации г. Перми.
Финансовая помощь местным бюджетам оказывается в форме субсидий в пределах средств, предусмотренных Законом о бюджете, на основании Соглашения о предоставлении субсидий на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников муниципальных учреждений, заключенного между Министерством социального развития Пермского края и органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) Пермского края (п. 5.4 Порядка, утвержденного Постановлением N 113-п).
В силу ст. 135 Трудового кодекса РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что основанием для доначисления страховых взносов послужили выводы ответчика о занижении обществом базы для начисления страховых взносов на суммы частичной оплаты стоимости санаторно-курортных путевок сотрудникам учреждения. Частичная оплата стоимости путевок была произведена 2-м сотрудникам в июне 2011 и июне 2012 (л.д.41,42).
Сотрудники заявителя отнесены к числу педагогических работников муниципальных учреждений, что ответчиком не оспаривается, поэтому на них распространяется действие указанных законодательных актов, регулирующих вопросы предоставления путевок на санаторно-курортное лечение.
Установленные законодательством компенсации направлены на восполнение педагогическому работнику его физических и моральных затрат, связанных с исполнением служебных обязанностей, является мерой социальной поддержки работника.
Частичная оплата стоимости приобретаемых для сотрудников путевок производится не в связи с наличием трудового договора, что не позволяет классифицировать такие выплаты как выплаты, произведенные в рамках трудовых отношений.
Согласно статье 164 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) компенсация - денежная выплата, установленная в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
Поскольку понесенные работниками затраты не связаны с выполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей, рассматриваемые случаи не поименованы в ст. 165 ТК РФ, выплаченные компенсации не могут быть отнесены к составной части заработной платы.
Таким образом, спорные выплаты объектом обложения страховыми взносами не являются, оснований для доначисления страховых взносов у заинтересованного лица не имелось, что правомерно было учтено судом первой инстанции при вынесении решения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что указанные выплаты произведены в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, не принимаются судом апелляционной инстанции в связи со следующим.
Статья 15 Кодекса определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 Кодекса трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Данная позиция соответствует позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 февраля 2014 года по делу N А50-23019/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Судья |
Н.М.Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23019/2013
Истец: Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детская школа искусств" Мотовилихинского района г. Перми
Ответчик: ГУ - Пермское региональное отделение Фонда социального страхования РФ