город Ростов-на-Дону |
|
04 августа 2014 г. |
дело N А32-4308/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 августа 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014 по делу N А32-4308/2014, принятое судьей Бутченко Ю.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ПХЦ-Алдан" к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о признании незаконным и отмене решения о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ПХЦ-Алдан" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - административный орган, заинтересованное лицо) от 31.01.2014 N 13-82-312-ЭН-1-2/2, принятого по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении N 13-82-312-ЭН-1-2.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014, принятым в порядке упрощенного производства, оспариваемое решение признано незаконным и отменено. Судебный акт мотивирован тем, что материалы дела не содержат доказательств негативного воздействия общества на окружающую среду за 2012 год, образования либо накопления отходов производства и потребления в результате осуществления деятельности общества по указанному адресу, в связи с чем административным органом не доказана объективная сторона правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение, сославшись на то, что состав правонарушения подтверждается отчетом об образовании отходов.
В отзыве на апелляционную жалобу общество не согласилось с доводами апелляционной жалобы, указав на то, что обязанность по предоставлению информации может быть возложена только на лиц, в результате хозяйственной деятельности которых оказывается негативное воздействие на окружающую среду, виды которого установлены в статье 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды". Однако обществом негативное воздействие на окружающую среду не оказывается.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебное заседание участвующие в деле лица представителей не направили. О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Статьей 8.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Объективная сторона состава вмененного административного правонарушения состоит, в том числе и в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей природной среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы.
При этом указанные действия должны быть совершены лицами, на которые в силу закона или иного нормативного акта возложена обязанность сообщать соответствующую информацию.
Под сокрытием информации понимается недоведение ее до сведения лиц, имеющих право на ее получение; под искажением информации - сообщение неполных или неверных данных; несвоевременное сообщение полной и достоверной информации означает нарушение сроков ее доведения до заинтересованных лиц (органов).
В соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу требований части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Пунктами 3 - 5 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 "Об утверждении порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)" (далее - Приказ N 30) установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы. Отчетный период составляет один год. Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 7 Приказ N 30 отчетность составляется на основе данных первичного учета образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, а также размещенных отходов.
Таким образом, субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодом (предыдущим годом).
Несоблюдение указанной обязанности образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2014 по делу N А32-9898/2013 (Определением ВАС РФ от 09.06.2014 N ВАС-7518/14 по делу N А32-9898/2013 в передаче дела в Президиум ВАС РФ отказано).
Вместе с тем, исходя из вышеуказанных норм, суд апелляционной инстанции установил, что для доказывания состава правонарушения необходимо установить, что в результате хозяйственной и иной деятельности лица образуются отходы, в связи с чем у последнего в силу требований части 3 статьи 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 возникает обязанность по представлению отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в срок до 15 января года, следующего за отчетным периодом.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Однако, как следует из материалов дела, в том числе протокола об административном правонарушении, административным органом установлен только факт несвоевременного представления отчетности, что подтверждается копией самого отчета и записью в журнале регистрации. При этом иные обстоятельства, имеющие существенное значение для доказывания состава вмененного обществу правонарушения, в том числе подтверждающие, что у лица имеется обязанность по представлению данного отчета, административным органом не устанавливались.
Такой подход к доказыванию состава правонарушения не может быть признан судом надлежащим, поскольку не обеспечивает выяснение всех имеющих существенное значение для дела обстоятельств, перечисленных в статье 26.1 КоАП РФ.
Лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением является противоправное, виновное действие (или бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством установлена административная ответственность.
В части 2 статьи 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Между тем представленные административным органом материалы не позволяют суду однозначно установить факт наличия в действиях общества всех признаков вмененного ему правонарушения, в связи с чем суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.04.2014 по делу N А32-4308/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4308/2014
Истец: ООО "ПХЦ Алдан", ООО "ПХЦ-Алдан"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея
Третье лицо: Росприроднадзор по КК