г. Санкт-Петербург |
|
15 августа 2014 г. |
Дело N А56-73152/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 августа 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания: Бебишевой А.В.
при участии:
от истца (заявителя): Мельник А.С. по доверенности от 01.10.2013
от ответчика (должника): Еренкова А.В. по доверенности от 24.10.2011 N 16/27241
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14838/2014) Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2014 по делу N А56-73152/2013 (судья Глумов Д.А.), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "НиК"
к Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
о признании недействительными решений налогового органа от 09.09.2013 N 660 и от 20.09.2013 N 676 о привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения, возврата обществу 2 506 718,13 руб.
установил:
Закрытое акционерное общество "НиК", место нахождения: 193315, г. Санкт-Петербург, пр. Большевиков, д. 52, корп. 7, лит. А, ОГРН 1027800510550 (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 24 по Санкт-Петербургу, место нахождения193315, г. Санкт-Петербург, пр. Дальневосточный, д. 78, ОГРН 1047819000063 (далее - инспекция, налоговый орган) от 09.09.2013 N 660 и от 20.09.2013 N 676 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, и об обязании налогового органа восстановить нарушенные права Общества путем возврата взысканной суммы в размере 2 506 718,13 руб.
Решением суда от 29.04.2014 заявление Общества удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, поскольку на момент выполнения работ по контракту материалы, по факту реализации которых Обществом заявлена льгота в порядке статьи 149 НК РФ, не являлись собственностью заявителя, то соответственно они не могли быть отходами от производства. С учетом "Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287 налогоплательщик может претендовать на льготу, установленную подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ при отсутствии соответствующей лицензии только при реализации лома, образовавшегося в процессе собственного производства. Кроме того, инспекция считает неправильным вывод суда, касающийся направления налоговым органом требования о предоставлении документов для подтверждения льготы.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведены камеральные налоговые проверки представленных Обществом налоговых деклараций по НДС за 4 квартал 2012 года и за 1 квартал 2013 года, в разделе 7 которых "Операции, не подлежащие налогообложению" в графе 1 по строке 010 отражен код операции 1010274 не подлежащий налогообложению, в графе 2 по строке 010 по коду операции отражена стоимость реализованных (переданных) товаров (работ, услуг) без НДС в сумме 7 131 982 руб. и 3 889 150 руб. соответственно.
По результатам проверок инспекцией составлены Акты от 20.06.2013 N 1596, от 01.08.2013 N 4069.
Рассмотрев акты проверок и представленные Обществом возражения по ним, инспекция приняла следующие решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- N 660 от 09.09.2013, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 256 751,40 руб., доначислена сумма НДС в размере 1 283 757 руб. и начислены пени в сумме 72 376,92 руб.;
- N 676 от 20.09.2013, в соответствии с которым Общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 140 009 руб., доначислена сумма НДС в размере 700 047 руб. и начислены пени в сумме 23 257,81 руб.;
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу от 12.11.2013 N 16-13/43897, N 16-13/43898 решения инспекции оставлены без изменения, апелляционные жалобы Общества - без удовлетворения.
На основании вступивших в законную силу решений Инспекцией в адрес Общества были выставлены требования N 5771, N 5772 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 14.11.2013.
Согласно извещениями о принятых налоговым органом решениях о зачете от 15.11.2013 N 19153, от 18.11.2013 N 19242 доначисленные суммы НДС, пени и штрафа были зачтены налоговым органом в счет имеющейся у Общества переплаты по налогу на прибыль.
Считая решения инспекции от 09.09.2013 N 660 и от 20.09.2013 N 676 недействительными, Общество обжаловало их в судебном порядке, заявив одновременно требование об обязании инспекции произвести возврат взысканной суммы в размере 2 506 718,13 руб.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку лом черных металлов образовался у заявителя в процессе собственного производства, то есть производства работ по ремонту трамвайных путей, то деятельность Общества по реализации лома черных металлов не подлежит обязательному лицензированию. Следовательно, у Общества в соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ отсутствовала обязанность исчислять и уплачивать НДС в бюджет. Кроме того, суд пришел к выводу, что налоговый орган вышел за пределы предоставленных ему НК РФ полномочий, направив в адрес Общества требование о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой декларации операций, не облагаемых НДС.
Выслушав мнения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба инспекции не подлежит удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, основным видом деятельности Общества является производство общестроительных работ по строительству автомобильных дорог, железных дорог и взлетно-посадочных полос аэродромов.
С 1992 года Общество ведет деятельность по строительству и ремонту трамвайных путей в Санкт-Петербурге.
Так, в соответствии с Государственными контрактами N КР-78 от 24.09.2012, N ТР-29 от 09.06.2012, заключенными с Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Дирекция транспортного строительства" (заказчик) Общество (подрядчик) выполняло работы по ремонту трамвайных путей Санкт-Петербурга.
В процессе производства работ по ремонту трамвайных путей в соответствии с условиями государственных контрактов, у Общества образуются строительные отходы, в том числе лом черных металлов (демонтированные рельсы, подкладки).
Согласно пункту 5.4.3 государственных контрактов подрядчик самостоятельно осуществляет деятельность по обращению с отходами при наличии соответствующих лицензий, либо с привлечением субподрядной организации, имеющей соответствующие лицензии, уменьшая негативное воздействие на окружающую среду, в том числе путем вовлечения отходов в хозяйственный оборот.
В соответствии с государственными контрактами размер оплаты за выполненные подрядчиком работы уменьшается на сумму стоимости материалов и конструкций, фактически полученных от разборки.
При этом заказчик по государственным контрактам не является собственником основных средств (в частности демонтированных трамвайных путей), переданных в ремонт, и не учитывает их на своем балансе (письмо N 01/2434/0-1 от 27.03.2013).
Поскольку Общество не занимается заготовкой, хранением и переработкой черных металлов, то металлолом, образовавшийся при демонтаже трамвайных путей, был реализован заявителем в специализированную организацию ООО "Уни-Блок" на основании договора от 21.11.2012 N Н-275/11/12 без НДС.
В силу пункта 1 статьи 143 НК РФ организации являются плательщиками НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 146 НК РФ реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, а также ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, являются объектом налогообложения по НДС.
При этом пунктом 1 статьи 39 НК РФ предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Из изложенного следует, что организация, реализующая лом черных металлов, является плательщиком НДС.
Вместе с тем согласно подпункту 25 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации лома и отходов черных и цветных металлов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 149 НК РФ перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, определяющее значение для освобождения реализации лома (отходов) черных металлов имеет наличие у налогоплательщика соответствующей лицензии.
В силу подпункта 34 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов.
Пунктом 1 Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.12.2012 N 1287, установлено, что настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства (далее - деятельность).
Таким образом, деятельность по реализации лома (отходов) черных металлов, образовавшихся в результате обычной хозяйственной деятельности организации, не подлежит лицензированию.
С учетом установленных по делу обстоятельств, а также положений Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных и цветных металлов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку лом черных металлов образовался у Общества в процессе собственного производства (выполнение работ по ремонту трамвайных путей), то деятельность Общества по реализации лома черных металлов не подлежит обязательному лицензированию. Данное обстоятельство подтверждается также письмом Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга от 25.03.2014 N 2589/14-0-0. Доказательств обратного, налоговым органом не представлено.
Доводы жалобы о получении реализуемого лома вне производственного цикла, то есть не в процессе собственного производства, отклоняются судом апелляционной инстанции, как не соответствующие установленным по делу обстоятельствам.
Поскольку реализация отходов и лома черного металла, образовавшихся в процессе собственного производства, освобождается от обложения НДС вне зависимости от наличия у организации лицензии на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации лома, то суд правильно признал оспариваемые Обществом решения о привлечении к налоговой ответственности недействительными.
Кроме того, суд с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.09.2012 N 4517/12, пришел к выводу о том, что направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых НДС, противоречит нормам статьи 88 НК РФ.
Ссылка подателя жалобы о неприменении к спорной ситуации Постановления N 4517/12 судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку сформулированная в данном постановлении правовая позиция распространяется не только на операции, предусмотренные пунктом 2 статьи 146 НК РФ, но в равной мере относится и к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемым от налогообложения) на основании статьи 149 Кодекса, что следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.11.2012 N ВАС-8834/12 и от 31.01.2014 N ВАС-497/14.
Поскольку решения инспекции правомерно признаны судом недействительными, то суд, с учетом, представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих как факт уплаты (взыскания) доначисленных оспариваемыми решениями сумм налогов, пени, штрафов, так и отсутствия у Общества задолженности перед бюджетом, обоснованно удовлетворил требование Общества об обязании инспекции произвести возврат излишне взысканной суммы в размере 2 506 718,13 руб.
Учитывая, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.04.2014 по делу N А56-73152/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-73152/2013
Истец: ЗАО "НиК"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N24 по Санкт-Петербургу