Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6193-01
Московское региональное отделение фонда социального страхования РФ (далее - МРО ФСС РФ) обратилось в суд с иском о взыскании штрафа в размере 5000 рублей за нарушение ООО ТД "Пензтяжпромарматура" срока поставки на учет в качестве страхователя.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 22 июня 2001 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 30 августа 2001 года решение отменено и в иске отказано.
В кассационной жалобе Московское региональное отделение фонда социального страхования РФ ставит вопрос об отмене постановления, указывая, что суд апелляционной инстанции ошибочно не применил ст.ст. 8 и 10 ФЗ "О бюджете фонда социального страхования РФ на 2000 год", поскольку Закон в этой части не признан утратившим силу.
В заседании кассационной инстанции представитель фонда социального страхования поддержал доводы жалобы.
Представитель ООО "Торговый дом "Пензтяжпромарматура" в суд не явился, о времени рассмотрения кассационной жалобы извещен.
Законность постановления Арбитражного суда г. Москвы по настоящему делу проверена в кассационном порядке Федеральным арбитражным судом Московского округа. Оснований для его отмены не найдено.
Как следует из обстоятельств дела, общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "Пензтяжпромарматура" решением Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации от 2 февраля 2001 года привлечено к ответственности в виде штрафа в сумме 5000 рублей за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Отказывая в иске о взыскании штрафа, апелляционная инстанция правильно исходила из того, что на момент совершения правонарушения Закон (ст. 10 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования РФ на 2000 год"), предусматривающий административное наказание за нарушение срока постановки на учет в качестве страхователя, не действовал.
Федеральный закон "О бюджете фонда социального страхования на 2001 год" такой ответственности не предусматривает.
В силу п. 4 ст. 5 ч. 1 Налогового кодекса РФ, законодательные акты, устраняющие ответственность налогоплательщика, либо иным образом улучшающие их положение, имеют обратную силу. Эта норма Закона согласуется с положениями ч. 1 ст. 54 Конституции Российской Федерации.
Выводы суда обоснованы.
Как усматривается из материалов дела, ответчик прошел регистрацию в Московской регистрационной Палате 09.01.2001. Однако с заявлением о регистрации в качестве страхователя он обратился 01.02.2001, т.е. событие (правонарушение) имело место в 2001 году. Закона, предусматривающего ответственность за несвоевременную регистрацию в качестве страхователя от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2001 год принято не было.
Доводы жалобы, что ответчик подлежит ответственности по ст.ст. 8 и 10 Федерального закона "О бюджете фонда социального страхования Российской Федерации", нельзя признать правильными, поскольку ежегодно принимаемые Законы "О бюджете фонда социального страхования" носят срочный характер и действуют в тот период, на который они приняты.
Федеральный Закон "О бюджете фонда социального страхования РФ на 2001 г." действие указанной нормы не продлевает.
Кроме того, в соответствии со ст. 11 ФЗ "О введении в действие ч. II Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ "О налогах", взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Согласно ст. 19 названного Закона в случае уклонения от регистрации у страховщика в качестве страхователя лица, занимающего (привлекающего к труду) лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховые взносы взыскиваются с указанного лица за весь период уклонения от указанной регистрации с начислением пени в размере 0,5% суммы страхового взноса за каждый день просрочки.
При таких обстоятельствах выводы суда апелляционной инстанции об отсутствии оснований для привлечения ответчика к административной ответственности за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя, являются правильными.
Руководствуясь ст.ст. 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление Арбитражного суда г. Москвы от 30 августа 2001 года по делу N 111-171 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 31 октября 2001 г. N КА-А40/6193-01
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании