г. Москва |
|
26 мая 2015 г. |
Дело N А40-137947/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 мая 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 мая 2015 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи П.А. Порывкина,
Судей А.С. Маслова, О.Г. Мишакова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.А. Пузраковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2015 г.
по делу N А40-137947/14, принятое судьёй Я.Е. Шудашовой
по заявлению ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" (ОГРН: 1057810153400, ИНН: 7841312070) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (ОГРН 1047707041909; ИНН: 7707321795)
о признании недействительными решений от 30.04.2014 г. N N 3, 36,
при участии в судебном заседании:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - Генрих А.О. по дов. от 03.12.2014 г. N 04-13/14646,
от ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" - Иванова Н.С. по дов. от 01.01.2015 г. N 33-2015,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с требованием к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 о признании недействительными решений от 30.04.2014 г. N 3 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и N 36 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 16 февраля 2015 г. признаны недействительными как несоответствующими законодательству о налогах и сборах решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 30.04.2014 г. N 3 "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению" и N 36 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", взысканы с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в пользу ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" расходы на оплату госпошлины в размере 4.000 руб.
Не согласившись с решением суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда г.Москвы от 16.02.2015 г.
В жалобе заявитель указывает, что инспекцией в ходе камеральной налоговой проверки представленных ОАО "ТГК-1" документов в подтверждение заявленных вычетов по НДС за период 4 квартал 2010 года в размере 27 080 099 руб. установлено нарушение ОАО "ТГК-1" положений Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1137 и п.10 ст.172 Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно: уменьшение ОАО "ТГК- 1" суммы реализации товаров путем внесения исправлений в выставленные ранее счета-фактуры и представление дополнительного листа книги продаж, в то время как ОАО "ТГК-1" должно было оформить корректировочные счета-фактуры и отразить указанное уменьшение в периоде составления таких документов, представить дополнительные листы книги покупок.
По смыслу решения суда первой инстанции, основанному на неверных выводах, обществом вносились изменения в счета-фактуры на основании вступивших в силу судебных актов, и в результате смены фактического покупателя в отсутствие фактической реализации тепловой энергии. Судом были не приняты во внимание фактические обстоятельства, послужившие основанием внесения изменений в счета-фактуры, относительно каждого конкретного контрагента (группы контрагентов), изложенные в письменных объяснениях инспекции, представленных в материалы дела.
Инспекцией нормы Налогового кодекса Российской Федерации применены в соответствии со смыслом, придаваемым законодателем.
Применяемые положения абзаца 3 п.3 ст.168, п.3 ст.171 и п.10 ст.172 НК РФ введены Федеральным законом от 19.07.2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - закон N 245-ФЗ).
Согласно пояснительной записке к внесенному Правительством Российской Федерации проекту Федерального закона N 482215-5, законопроект подготовлен в целях устранения противоречий, возникающих на практике при применении отдельных положений главы 21 НК РФ. При этом п.3 законопроекта предусматривается "установить порядок применения НДС и счетов-фактур в случае изменения в сторону уменьшения цен (тарифов) товаров (работ, услуг), переданных имущественных прав. Предлагается в случае изменения в сторону уменьшения цен (тарифов) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав возложить на покупателей обязанность по выставлению счетов- фактур на сумму разницы между суммой налога, указанной в счете-фактуре, выставленном продавцом, и суммой налога, исчисленной исходя из цен (тарифов) в сторону уменьшения. Указанную сумму разницы предлагается у продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав принимать к вычету на основании вышеназванных счетов-фактур, а у покупателя - восстанавливать в налоговом периоде, в котором получены первичные документы на изменение цен (тарифов) в сторону уменьшения.
Предлагаемый порядок позволит предотвратить потери федерального бюджета в связи с уменьшением налоговой базы по НДС продавцами и оставлением без изменения суммы налоговых вычетов покупателями по приобретенным товарам (работам, услугам), имущественным правам в случае изменения в сторону уменьшения цен (тарифов) товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Кроме того, в случае принятия данного предложения продавцы и покупатели товаров (работ, услуг), имущественных прав не будут представлять в налоговые органы уточненные декларации по НДС в связи с изменением в сторону уменьшения цен (тарифов) товаров (работ, услуг), имущественных прав".
Таким образом, законом N 245-ФЗ введен порядок, согласно которому в целях упрощения порядка корректировки обязательств по налогу на добавленную стоимость налогоплательщику предоставлена возможность заявить вычет, либо осуществить возврат излишне уплаченного налога в текущем периоде. При этом не имеется оснований считать вновь введенный порядок выставления продавцом покупателю корректировочного счета-фактуры в случае изменения стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, дискриминационным. Учитывая приведенные положения законодательства о налогах и сборах, продавец уменьшает свои налоговые обязательства не путем корректировки выручки и суммы ранее исчисленного налога, а путем получения вычетов на излишне уплаченную сумму налога.
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 в ходе камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации ОАО "ТГК-1" по НДС за период 4 квартал 2010 года установлено уменьшение суммы НДС, исчисленной с реализации, ввиду корректировки объема поставленной тепловой энергии в сторону уменьшения и, соответственно, снятия начислений. Изменения оформлены обществом путем внесения изменений в первоначальные счета-фактуры, что не соответствует установленному налоговым законодательством с 01.10.2011 г. порядку оформления, предусматривающему составление корректировочных счетов-фактур в случае изменения (уточнения) объема (цены) поставленного товара в периоде составления документов, служащих основанием для внесения таких изменений. Внесение изменений в первоначальные счета-фактуры допускается в случае исправления технических ошибок, допущенных при составлении первоначального счета-фактуры, не влекущих изменение объема или цены поставленного товара и, соответственно, не требующих согласования продавцом и покупателем новых объемов или цены. Указанные обстоятельства в рассматриваемом случае отсутствуют, следовательно, ОАО "ТГК-1" следовало составить корректировочные счета-фактуры.
Перерасчет объема поставленной тепловой энергии в сторону уменьшения ОАО "ТГК-1" не отрицается.
Произведенные ОАО "ТГК-1" корректировки не могут быть квалифицированы как исправление ошибок, допущенных при составлении счета-фактуры, поскольку это противоречит смыслу, придаваемому законодателем закону N 245-ФЗ (а также позиции Министерства Финансов РФ), который исходит из того, что исправление ошибки в счете-фактуре не влечет за собой корректировку (в сторону уменьшения или увеличения) количества (объема) поставленных товаров, выполненных работ (услуг), поскольку спор о количестве поставленных товаров (выполненных работ, услуг) отсутствует между сторонами договора как таковой. Анализ судебных актов по искам ОАО "ТГК-1" к абонентам о взыскании задолженности по заключенным договорам теплоснабжения показывает, что имеет место именно спор о количестве поставленной (потребленной) тепловой энергии в виду расхождения данных энергоснабжающей организации и абонента.
Позиция инспекции подтверждается судебной практикой по аналогичным спорам.
Кроме того, по смыслу положений, установленных Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. N1137, предусматривающих исправление ошибки, допущенной при составлении счета-фактуры, путем внесения изменений, у продавца не может возникнуть необходимость составления нового счета-фактуры на откорректированный в сторону уменьшения объем поставки в адрес нового покупателя (что имеет место в рассматриваемых ситуациях).
Составление корректировочных счетов-фактур осуществляется с 01.10.2011 на основании соответствующего первичного документа, согласно которому изменяется стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав. Следовательно, поскольку имеет место фактический перерасчет объемов поставленной энергии в сторону уменьшения объема, ОАО "ТГК-1" следовало составить корректировочные счета-фактуры и отразить их в периоде составления первичного документа, согласно которому изменяется объем или стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Судебные акты не являются основанием для составления корректировочных счетов-фактур, но являются основанием для уведомления контрагента об изменении стоимости (цены) поставленного товара. Несоставление продавцами указанных документов, предусмотренных п.10 ст.172 НК РФ, свидетельствует лишь о еще одном нарушении порядка оформления документов для применения вычетов по НДС, и не может служить основанием для внесения изменений в счета-фактуры. При удовлетворении требований налогоплательщика и признания правомерности внесения изменений в счета-фактуры, несмотря на имеющее место уменьшение объема поставленной энергии, суды фактически позволяют возмещать НДС без соблюдения порядка оформления первичных документов, установленного законодательством о налогах и сборах, предоставляя налогоплательщику по его выбору оформлять корректировочные счета-фактуры или вносить изменения в зависимость от его желания составить или не составить документ об уведомлении покупателя об изменении объема (цены) поставленных товаров.
Поскольку мировое соглашение общества с контрагентами отвечает предусмотренным для первичного документа требованиям (содержит все предусмотренные реквизиты), общество было обязано на основании заключенного мирового соглашения выставить корректировочные счета-фактуры и отразить изменения (заявить вычеты по НДС) в периоде составления такого документа.
На основании заключенных с контрагентами дополнительных соглашений общество было обязано выставить корректировочные счета-фактуры и отразить изменения (заявить вычеты по НДС) в периоде составления такого документа.
Таким образом, с учетом фактических обстоятельств, послуживших предпосылками для внесения изменений в счета-фактуры, а также фактического изменения объема поставленной тепловой энергии в сторону уменьшения, что не оспаривается самим обществом, действия ОАО "ТГК-1" не могут квалифицироваться как исправление ошибок, допущенных при составлении счета-фактуры. При оформлении первоначальных счетов-фактур ОАО "ТГК-1" подразумевало именно тот объем энергии, который был им указан в документах.
ОАО "ТГК-1" следовало составить корректировочные счета-фактуры и отразить их в периоде составления документов, служащих основанием для принятия налога на добавленную стоимость к вычету.
Следовательно, вычеты по НДС по отраженным в решении инспекции счетам- фактурам заявлены обществом неправомерно.
ОАО "ТГК-1" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, указывая, что общество 08.10.2013 г. представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (корректировка N 6) по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года. Причиной уменьшения реализации тепловой энергии в 4 квартале 2010 года на сумму 317 580 454 руб. (НДС 57 164 482 руб.) послужили следующие обстоятельства: 01.06.2008 г. установленный арбитражным судом факт неправомерного определения количества отпущенной тепловой энергии при отсутствии у контрагента-исполнителя коммунальных услуг приборов учета по фактическому отпуску в соответствии с отопительным сезоном; 01.06.2008 г. обществом, в том числе и в судебном заседании, определялся фактический покупатель тепловой энергии ввиду смены управляющей организации. Предыдущему абоненту размер платы соответственно обществом уменьшался, в первичные счета-фактуры вносились изменения. Начисления новому абоненту производились после заключения с ним договора теплоснабжения с распространением действия договора на период бездоговорного потребления, плата пересчитывалась по нормативам потребления, выставлялись счета-фактуры.
По всем контрагентам, указанным в приложении к уточненному расчету N 4 к налоговой декларации за 4 квартал 2010 г., Общество доначислило сумму НДС, подлежащую к уплате в бюджет по итогам 2-го и 3-го квартала 2010 года и, соответственно, оплатило ее в бюджет.
Налоговый орган по результатам камеральных проверок налоговых деклараций и корректировок к налоговым декларациям за 1, 2, 3 кварталы 2010 года нарушений в расчете налоговой базы и налога на добавленную стоимость не установил. При этом для уточнения налоговой базы по всем четырем кварталам 2010 года были предоставлены одни и те же документы (судебные акты и исправленные счета-фактуры).
Обществом выполнены требования, предъявляемые законодательством к формату документов налогового учета, для отражения уменьшения суммы реализации товара и, соответственно, уменьшения суммы НДС, полагающейся к уплате в бюджет за 4 квартал 2010 года.
Позиция общества подтверждена арбитражной практикой.
Выставлению корректировочного счета-фактуры всегда предшествует составление договора, соглашения или иного первичного документа, содержащего необходимые реквизиты, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя, тогда как судебные акты таковыми не являются, как не отвечающие требованиям ст.9 ФЗ "О бухгалтерском учете". Вместе с тем законодательство не предусматривает возможности применения корректировочного счета-фактуры к иным ситуациям, влекущим изменение стоимости товаров (работ, услуг).
Вступившими в силу судебными актами были выявлено неправильное применение обществом законодательства, что явилось основанием для корректировки обществом налогооблагаемой базы и суммы налога по строке 010 декларации, и как следствие причиной образования переплаты по НДС за 4 квартал 2010 года.
Следовательно, общество правомерно внесло соответствующие исправления в свои ранее оформленные первичные документы бухгалтерского и налогового учета, поскольку судами не было установлено каких-либо новых фактов хозяйственной жизни (хозяйственных операций), а напротив, были установлены нарушения законодательства со стороны общества, которые необходимо устранить.
Законодательством о бухгалтерском учете не предусмотрено оформление первичных документов на основании судебных актов. Налоговым законодательством не урегулирован порядок действий налогоплательщика при изменении объема реализованного товара (выполненных работ, оказанных услуг) по решению суда.
Довод налогового органа о необходимости оформить первичные документы (уведомления контрагента об изменении стоимости товара) на основании судебных актов не основан на положениях законодательства.
В ряде случаев счета-фактуры выставлялись обществом неверно в части поставок по конкретным объектам, т.е. покупателем было указано лицо, таковым не являющееся, в связи с этим общество правомерно внесло изменения в первоначальные счета-фактуры, в которых была ошибочно отражена часть объема тепловой энергии, поставленная лицу, не являющемуся абонентом.
Налоговый орган отказал обществу в уменьшении суммы начисленного НДС первоначальному покупателю тепловой энергии, при этом в том же размере признал правомерным начисление НДС новому покупателю-исполнителю коммунальных услуг, получившему в управление конкретные объекты теплоснабжения. Однако один и тот же объем тепловой энергии не может быть реализован дважды, требование начислить и заплатить в бюджет НДС при такой ситуации противоречит положениям НК РФ.
Контрагенты по договорам теплоснабжения на основании исправленных счетов- фактур, выставленных ОАО "ТГК-1", внесли соответствующие изменения в документы налогового учета, уменьшили налоговые вычеты по НДС в периоде покупки, т.е. в 4 квартале 2010 года и доплатили налог в бюджет. Никаких требований относительно необходимости выставления корректировочных счетов-фактур со стороны покупателей тепловой энергии в адрес общества не поступало. В апелляционной жалобе налоговый орган не дал оценку данному обстоятельству.
Утверждение налогового органа о том, что внесение изменений в первоначальные счета-фактуры допускается в случае исправления технических ошибок, допущенных при составлении первоначального счета-фактуры, не основано на законодательстве, поскольку нормативные акты не содержат понятия "техническая ошибка".
Следовательно, общество правомерно произвело корректировку налоговой базы в результате уменьшения реализации.
Постановление Правительства РФ N 1137 (опубликовано в "Собрание законодательства РФ", 16.01.2012 г., N 3, фактическая дата выхода из печати - 30.01.2012 г.) вступило в силу с 01 апреля 2012 года, когда начинается следующий налоговый период по НДС (ст.163 НК РФ).
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 1137 установлено, что исправления в счета-фактуры, составленные до даты вступления в силу настоящего постановления, вносятся продавцом в порядке, установленном на дату составления таких счетов-фактур.
До вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1137 п.29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ 02.12.2000 N 914, было предусмотрено только внесение изменений (исправлений) в ранее выставленный счет-фактуру. Кроме того, Минфин России в письме от 31.01.2012 г. N 03-07-15/11 разъяснил, что поскольку Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1137 было опубликовано в январе 2012 г., возможно применение до 01.04.2012 новых форм соответствующих документов наряду с формами, которые были утверждены Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
Поскольку общество выставило в связи с реализацией тепловой энергии счета-фактуры до 01 апреля 2012 года, то исправления в них правомерно внесены в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 02.32.2000 г. N 914, в котором отсутствовала форма корректировочного счета-фактуры. Следовательно, правовых оснований для выставления корректировочных счетов-фактур в связи с вступившими в силу судебными актами и заключенными с контрагентами соглашениями, не имелось.
Общество считает, что судом правомерно признано незаконным решение налогового органа о доначислении суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов в сумме 16 584 438 рублей (пункт 1 Решения N 36), в связи с тем, что по состоянию на дату представления (08.10.2013 г.) в налоговый орган уточненной налоговой декларации (корректировка N 6) по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года все обязательства ОАО "ТГК-1" перед бюджетом были выполнены в полном объеме, в том числе и по оплате НДС за 4 квартал 2010 года, со всех сумм реализации, указанных в исходных счетах-фактурах (до внесения изменений по решениям суда). Налоговым органом не оспаривается тот факт, что в период отгрузки тепловой энергии - 4 квартал 2010 года общество учло операции по реализации, исчислило и уплатило в бюджет налог в установленном порядке.
По состоянию на дату представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации (корректировка N 6) по НДС за 4 квартал 2010 года - 08.10.2013 г., все обязательства ОАО "ТГК-1" перед бюджетом были выполнены в полном объеме и в сроки, установленные действующим законодательством о налогах и сборах, в том числе и по оплате НДС за 4 квартал 2010 года, со всех сумм реализации, указанных в первоначальных счетах- фактурах (до внесения изменений по решениям суда).
ОАО "ТГК-1" полагает, что решение налогового органа о начислении пени в размере 1 251 019,44 руб. (по состоянию на 30.04.2014 г.) за просрочку исполнения обязательств по оплате НДС в сумме 16 584 438 руб., начиная с 10.08.2011 г. (пункт 3 Решения N 36), правомерно признано судом незаконным.
Проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 и ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1", поддержавших свои правовые позиции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 по результатам камеральной налоговой проверки ОАО "Территориальная, генерирующая компания N 1", в результате рассмотрения Акта камеральной налоговой проверки от 22.01.2014 г. N 6, а также возражений ОАО "ТГК-1" от 26.02.2014 г. N 70-01/851, были вынесены: решение N 3 от 30.04.2014 г. "Об отказе в возмещении полностью суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению", которым отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 27 080 099 руб.; решение N 36 от 30.04.2014 г. "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым: доначислены суммы неуплаченных (излишне возмещенных) налогов в сумме 16 584 438 руб.; отказано в привлечении ОАО "ТГК-1" к налоговой ответственности в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности; начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога (сбора) на 30 апреля 2014 года в размере 1 251 019,44 руб.; уменьшена сумма налога, излишне заявленного к возмещению на сумму 27 080 099 руб.
Не согласившись с вынесенными решениями, ОАО "ТГК-1" направило в Федеральную налоговую службу России апелляционную жалобу (исх.159-01/851 от 02.06.2014 г.). Федеральная налоговая служба Решением от 09.07.2014 г. N СА-4-9/13321С оставила апелляционную жалобу без удовлетворения.
По существу спора судом первой инстанции установлено следующее:
ОАО "ТГК-1" 08.10.2013 г. представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию (корректировка N 6) по налогу на добавленную стоимость (далее НДС) за 4 квартал 2010 года. В результате уточненного расчета в декларации по строке 010 была уменьшена реализация (передача для собственных нужд) товаров (работ, услуг), передача имущественных прав на 317 580 454 руб., соответственно, уменьшен НДС подлежащий уплате в бюджет на 57 164 482 руб., в связи с чем общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате из бюджета суммы ранее уплаченного НДС в размере 57 164 482 руб.
На дату подачи уточненной налоговой декларации (корректировка N 6) все обязательства ОАО "ТГК-1" по уплате в бюджет налога на добавленную стоимость за все налоговые периоды 2010 года были выполнены в полном: объеме, со всей суммы реализации, в том числе за 4 квартал 2010 года. С учетом данных первичной декларации по НДС за 4 квартал 2010 года, уточненных расчетов, поданных до 08.10.2013 г. и с учетом доначисления налога к уплате в бюджет по решению от 17.12.2012 г. N 45 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", ОАО "ТГК-1" заплатило в бюджет за 4 квартал 2010 года НДС в размере 30 084 383 руб.
Причиной уменьшения реализации тепловой энергии в 4 квартале 2010 года на сумму 317 580 454 руб. (НДС 57 164 482 руб.) послужил установленный арбитражным судом факт неправомерного определения количества отпущенной тепловой энергии при отсутствии у контрагента-исполнителя коммунальных услуг приборов учета по фактическому отпуску в соответствии с отопительным сезоном.
Кроме того, обществом, в том числе и в судебном заседании, определялся фактический покупатель тепловой энергии, ввиду смены управляющей организации. Предыдущему абоненту размер платы соответственно обществом уменьшался, в первичные счета-фактуры вносились изменения. Начисления новому абоненту производились после заключения с ним договора теплоснабжения с распространением действия договора на период бездоговорного потребления, плата пересчитывалась по нормативам потребления, выставлялись счета-фактуры.
В результате вступивших в силу судебных актов общество произвело перерасчет реализации тепловой энергии за 2010 год равномерно по кварталам. Следовательно, за 1 и 4 кварталы 2010 года налоговая база была уменьшена, за 2 и 3 кварталы 2010 года - увеличена. По всем контрагентам, указанным в приложении к уточненному расчету N 4 к налоговой декларации за 4 квартал 2010 г., общество доначислило сумму НДС, подлежащую к уплате в бюджет по итогам 2-го и 3-го квартала 2010 года и, соответственно, оплатило ее в бюджет.
Вступившими в силу судебными актами были выявлено неправильное применение Обществом законодательства, что явилось основанием для корректировки обществом налогооблагаемой базы и суммы налога по строке 010 декларации, и как следствие причиной образования переплаты по НДС за 4 квартал 2010 года.
Налоговый орган по результатам камеральных проверок налоговых деклараций и корректировок к налоговым декларациям за 1, 2, 3 кварталы 2010 года нарушений в расчете налоговой базы и налога на добавленную стоимость не установил.
Для уточнения налоговой базы по всем четырем кварталам 2010 года были предоставлены одни и те же документы - судебные акты и исправленные счета-фактуры.
Признавая решение налогового органа незаконным, суд первой инстанции указал, что ОАО "ТГК-1" имеет право на возврат излишне перечисленной в бюджет суммы НДС, так как действующее законодательство не предусматривает взимание налога на добавленную стоимость с товара, который не был реализован и оплата за который не поступала, налоговый орган признал как факт отсутствия реализации, так и доходов от реализации по оспариваемым эпизодам и обществом выполнены требования, предъявляемые законодательством к формату документов налогового учета, для отражения уменьшения суммы реализации товара и, соответственно, уменьшения суммы НДС, полагающейся к уплате в бюджет за 4 квартал 2010 года.
Однако с последним выводом суда согласиться нельзя.
Согласно п.10 ст.172 НК РФ (в редакции Федерального закона от 19.07.2011 г. N 245-ФЗ), вычеты суммы разницы, указанной в п.13 ст.171 НК РФ, производятся на основании корректировочных счетов-фактур, выставленных продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в порядке, установленном пп.5.2 и 6 ст.169 НК РФ, при наличии договора, соглашения, иного первичного документа, подтверждающего согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе из-за изменения цены (тарифа) и (или) изменения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, но не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры.
Корректировочный счет-фактура в сторону уменьшения регистрируется продавцом в книге покупок в момент возникновения права на налоговый вычет (п.12 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость".
Согласно письма ФНС России от 28 сентября 2011 года N ЕД-4-3/15927@ "О применении корректировочного счета-фактуры", составление корректировочных счетов-фактур осуществляется на основании составленного, начиная с 01 октября 2011 года, соответствующего первичного документа, согласно которому изменяется стоимость отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
При изложенных выше данных общество, исходя из приведенных выше правовых норм, было обязано составить корректировочные счета-фактуры, исходя из обстоятельств, установленных состоявшимися судебными решениями. При этом первичными документами, по смыслу ст.9 ФЗ "О бухгалтерском учете", могли являться дополнительные соглашения к договорам общества с контрагентами, а также мировые соглашения, заключенные обществом и его контрагентами в ходе судебных разбирательств.
Решения арбитражных судов такими первичными документами признаны быть не могут, однако являются основанием для уведомления контрагента об изменении стоимости (цены) поставленного товара. Несоставление продавцом указанных документов, предусмотренных п.10 ст.172 НК РФ, свидетельствует лишь о еще одном нарушении порядка оформления документов для применения вычетов по НДС, и не может служить основанием для внесения изменений в счета-фактуры.
Поскольку предметом судебных разбирательств являлось фактическое изменение объема поставленной тепловой энергии в сторону уменьшения, что не оспаривается самим обществом, действия ОАО "ТГК-1" не могут квалифицироваться как исправление ошибок, допущенных при составлении счета-фактуры.
Ссылка ОАО "ТГК-1" на то, что счета-фактуры были выставлены ранее вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1137, не может быть принята судом, поскольку обстоятельства, являющиеся основанием для составления корректировочного счета-фактуры, были установлены позднее этой даты.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку выводы налогового органа, содержащиеся в оспариваемых решениях, являются правомерными, оснований для удовлетворения требований ОАО "ТГК-1" не имеется.
Руководствуясь ст.ст.266-271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16 февраля 2015 года по делу N А40-137947/14 отменить.
В удовлетворении заявления ОАО "Территориальная генерирующая компания N 1" - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.А. Порывкин |
Судьи |
А.С. Маслов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137947/2014
Истец: ОАО "Территореальная генерирующая компания N 1", ОАО "Территориальная генерирующая компания N1"
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N4