г. Томск |
|
30 сентября 2015 г. |
Дело N А27-2033/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2015 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Марченко Н.В., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Кабанец Д.А. по доверенности от 29.05.2015 года (сроком на 1 год)
от заинтересованного лица: Лузин И.Н. по доверенности от 04.04.2014 года (сроком на 3 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 13 июля 2015 года по делу N А27-2033/2015 (судья Гуль Т.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Батлер-Кемерово" (ОГРН 107405014069, ИНН 4205133810), г. Кемерово
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (ОГРН 1044205091380, ИНН 4205002373), г. Кемерово
о признании решения регистрирующего органа незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Батлер-Кемерово" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Батлер-Кемерово") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее по тексту - регистрирующий орган, Инспекция) от 29.01.2015 года N 305А/53 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления сведений, определенных Федеральным законом от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц", необходимых для государственной регистрации документов".
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 13.07.2015 года требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления, поскольку решение об избрании способа подтверждения принятия решения общим собранием, в соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ, подлежит нотариальному удостоверению.
Подробно доводы Инспекции изложены в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ судебное заседание отложено с 08.09.2015 года на 29.09.2015 года.
Представитель Инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
ООО "Батлер-Кемерово" в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Письменный отзыв заявителя приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что решением общего собрания участников Общества от 17.11.2014 года принят устав в новой редакции, принято решение о государственной регистрации новой редакции устава, о способе утверждения данного решения общего собрания учредителей Общества.
22.01.2015 года ООО "Батлер-Кемерово" представило регистрирующему органу заявление по форме Р13001 для государственной регистрации, необходимые для государственной регистрации документы (вх. N 305А): документ об уплате государственной пошлины, новая редакция устава, протокол общего собрания учредителей общества от 17.11.2014 года.
Решением N 305А/53 от 29.01.2015 года Обществу отказано в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, со ссылкой на подпункт "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее по тексту - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Общество подало жалобу на решение регистрирующего органа от 29.01.2015 года в Управление Федеральной налоговой службы России по Кемеровской области. Решением N 38 от 01.04.2015 года жалоба Общества оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением от 29.01.2015 года, Общество обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия у Инспекции оснований для отказа в государственной регистрации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными действий государственного органа, исходя из содержания части 2 статьи 201 АПК РФ, необходимо установление факта такого действия, то есть совершения соответствующим органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого действия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц регулирует Федеральный закон от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Федеральный закон N 129-ФЗ).
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом (статья 1 Федерального закона N 129-ФЗ). Сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иные сведения о юридических лицах и соответствующие документы содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (далее по тексту - ЕГРП).
Перечень сведений и документы о юридическом лице, содержащийся в ЕГРП, установлен статьей 5 Федерального закона N 129-ФЗ. В указанный перечень входят также адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом, подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов юридического лица (подпункты в), е) пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 129-ФЗ государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 129-ФЗ).
Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц определен статьей 18 Федерального закона N 129-ФЗ.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица либо иное решение и (или) документы, являющиеся в соответствии с федеральным законом основанием для внесения данных изменений;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, выдается заявителю либо его представителю или направляется по почте.
г) документ об уплате государственной пошлины.
Так, из оспариваемого решения регистрирующего органа следует, что инспекция посчитала непредставленным протокол от 17.11.2014 года ввиду несоблюдения ООО "Батлер-Кемерово" требования подпункта 3 пункта 3 статьи 67.1 Гражданского кодекса РФ (далее по тексту - ГК РФ) о его нотариальном удостоверении.
Из пункта 3 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пункта 6 статьи 37 Федерального закона от 08.02.1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N 14-ФЗ) следует, что решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью оформляется протоколом в письменной форме.
Решение собрания хозяйственного общества является самостоятельным юридически значимым действием и в соответствии с пунктом 2 статьи 181.1 ГК РФ порождает правовые последствия для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. Существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме, является одним из оснований для признания решения общего собрания участников обществ с ограниченной ответственностью недействительным (подпункт 4 пункта 1 статьи 181.4 ГК РФ).
Федеральным законом от 05.05.2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N99-ФЗ) в ГК РФ введена статья 67.1, положения которой регламентируют особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 67.1 ГК РФ в редакции Федерального закона N 99-ФЗ, принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения и состав участников общества, присутствовавших при его принятии, подтверждаются в отношении общества с ограниченной ответственностью путем нотариального удостоверения, если иной способ (подписание протокола всеми участниками или частью участников; с использованием технических средств, позволяющих достоверно установить факт принятия решения; иным способом, не противоречащим закону) не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно.
Проанализировав содержание названных норм, суд первой инстанции правомерно указал, что по общему правилу с 01.09.2014 года протокол общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Вместе с тем, участникам обществ с ограниченной ответственностью предоставлена возможность установить иные способы подтверждения принятия решения общим собранием. Такой способ должен быть предусмотрен уставом общества либо закреплен в решении общего собрания его участников, принятом единогласно.
Указанные выводы основаны на правильном толковании положений статьи 67.1 ГК РФ, тога как Инспекция необоснованно расширительно толкует данную норму, указывая, что способ принятия общим собранием решения должен быть заблаговременно зарегистрирован в ЕГРЮЛ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в протоколе общего собрания учредителей Общества от 17.11.2014 года по четвертому вопросу повестки дня (о способе утверждения настоящего протокола общего собрания учредителей ООО "Батлер-Кемерово") принято следующее решение: "Утвердить настоящий протокол общего собрания учредителей ООО "Батлер-Кемерово". Данный протокол принят единогласно общим собранием участников общества присутствовавших при его принятии и подтверждается подписанием всеми участниками простым письменным способом не требующего нотариального удостоверения".
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Обществом выбран один из способов подтверждения принятия решения общим собранием, предусмотренных пунктом 3 статьи 67.1 ГК РФ. Соответственно представленный заявителем для государственной регистрации протокол общего собрания участников от 17.11.2014 года соответствовал требованиям действующего законодательства и не требовал нотариального удостоверения.
Вопреки доводам апеллянта действующее законодательство, в том числе Федеральный закон N 129-ФЗ, не предусматривает соблюдения обязательного условия при применении в качестве способа подтверждения протокола и состава участников решением общего собрания участников общества, принятым участниками общества единогласно, обязательного наличия в ЕГРЮЛ соответствующего решения, либо Устава, предусматривающего такую возможность подтверждения решения, принятого после 01.09.2014 года.
В соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Учитывая, что представленные для регистрации документы, а именно протокол общего собрания участников Общества от 17.11.2014 года соответствует требованиям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о незаконности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2015 года по делу N А27-2907/2015.
Иных правовых оснований для отказа в государственной регистрации применительно к данной ситуации Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрено.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение регистрирующего органа от 29.01.2015 года не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда первой инстанции, положенные в основу принятого судебного акта, и направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 13 июля 2015 года по делу N А27-2033/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Полосин А.Л. |
Судьи |
Марченко Н.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-2033/2015
Истец: ООО "Батлер-Кемерово"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Кемерово