город Воронеж |
|
14 октября 2015 г. |
Дело N А48-1191/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2015 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Ольшанская Н. А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" на решение арбитражного суда Орловской области от 14.07.2015 по делу N А48-1191/2015 (судья Володин А.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (ИНН 5003028028, ОГРН 1025000653920) к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о признании решений незаконными,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва": Шаталов И.А., ведущий юрисконсульт по доверенности от 10.06.2015 N 378, выданной сроком на один год; Иванникова О.А., юрисконсульт по доверенности от 14.09.2015 N 593, выданной сроком на один год;
от государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социально страхования Российской Федерации: Егощенков Ю.Н., заместитель начальника правового отдела по доверенности от 22.07.2014 N 06-11/06/8739, выданной сроком на три года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" (далее - общество "Газпром трансгаз Москва", общество, страхователь) обратилось в арбитражный суд Орловской области с заявлением к государственному учреждению - Орловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - отделение Фонда социального страхования, фонд, страховщик) о признании незаконным и отмене решения от 24.12.2014 N 555, оформленного тремя отдельными нормативными актами (с учетом уточнения заявленных требований):
- "О не принятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством";
- "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ, Закон N 125-ФЗ);
- "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.20109 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ).
Решением арбитражного суда Орловской области от 14.07.2015 в удовлетворении требований обществу отказано в полном объеме.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, общество "Газпром трансгаз Москва" обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы страхователь указывает на то, что судом области не была дана правовая оценка неправомерным действиям представителей Фонда социального страхования в части, касающейся доначисления страховых взносов на непринятые фондом к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. По мнению общества, факт непринятия фондом расходов в виде выплат по обязательному социальному страхованию не придает этим выплатам характер вознаграждения, связанного с выполнением трудовой функции, и не влечет обязанности страхователя по включению указанных сумм в базу для начисления страховых взносов, в связи с чему у отделения Фонда социального страхования отсутствовали законные основания для доначисления страховых взносов на суммы, не принятые к зачету.
Кроме того, общество ссылается на факты грубого нарушения, допущенные фондом при рассмотрении материалов проверки, в том числе, на нарушение требований статей 39, 43 и 44 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Так, рассмотрение материалов проверки было проведено в два заседания, однако документально оформлено одним заседанием, при этом каких-либо решений об отложении рассмотрения материалов проверки не выносилось, в первый день рассмотрения 17.12.2014 протокол рассмотрения не велся.
В протоколе рассмотрения материалов проверки, а также в оспариваемых решениях не нашли своего отражения обстоятельства, указанные в пункте 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ, также названные документы не содержат информации о рассмотрении в составе материалов проверки имеющихся возражений страхователя как в письменной, так и в устной форме.
Указанные нарушения, по мнению общества, привели к принятию необоснованных и незаконных решений об отказе страхователю в принятии к зачету произведенных им расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию и о доначислении сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование, пеней и штрафов за неуплату страховых взносов.
Орловское региональное отделение Фонда социального страхования в представленном отзыве на апелляционную жалобу просило принятое по делу решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность принятых им по результатам документальной проверки страхователя решений, а также на недопущение при их принятии существенных процессуальных нарушений.
Фонд указывает, что основанием для принятия оспариваемых страхователем решений послужили установленные при проведении документальной проверки факты осуществления им расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, повлекшие непринятие к зачету денежных средств, выплаченных в качестве ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам в связи с неверным исчислением размеров пособия, а также занижение базы для начисления страховых взносов на сумму выплат, не являющихся государственными пособиями по социальному страхованию.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, заслушав представителей общества "Газпром трансгаз Москва" и отделения Фонда социального страхования, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.
Как следует из материалов дела, государственным учреждением - Орловским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации была проведена документальная выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" по месту нахождения филиала Орловское линейное производственное направление магистральных газопроводов по вопросу правильности осуществления расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.
По результатам проверки составлены акты проверки от 26.11.2014 - N 555 осс/расходы (т.1, л.д. 16-18), N 555 осс/взносы (т.1, л.д. 19-24), N 555 н/с (т.1, л.д. 24-30).
Рассмотрев акт проверки N 555 осс/расходы, заместитель управляющего фондом Ожигова Т.А. вынесла решение от 24.12.2014 N 555 "О непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", которыми у страхователя не приняты к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2011-2013 годы в сумме 133 670,71 руб. (т.1, л.д. 61-62).
Основанием для принятия указанного решения послужил вывод фонда о необоснованном включении страхователем в расчет ежемесячных пособий по уходу за ребенком и выплат к рождению ребенка сумм, не подлежащих учету при определении среднего заработка для расчета пособий, что привело к переплате ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованным лицам в сумме 133 670,71 руб., в том числе за 2011 год - 8 636,18 руб., за 2012 год - 60 593,06 руб., за 2013 год - 64 441,47 руб.
В частности, как усматривается из акта проверки N 555 осс/расходы и решения по нему, застрахованному лицу Гранкиной Е.В. в расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплаченного в период с 01.09.2010 по 14.07.2011, была включена материальная помощь при рождении ребенка в сумме 10 600 руб., выплаченная в период нахождения работника в отпуске по беременности и родам (приказ от 29.07.2010 N 249), что повлекло переплату пособия по социальному страхованию в 2011 году в сумме 8 636,18 руб.
Застрахованному лицу Бородиной О.В. в расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплаченного в период с 22.05.2012 по 26.07.2013, была включена материальная помощь при рождении ребенка 19 300 руб. (приказ от 31.01.2012 N 36), а также единовременная материальная помощь в сумме 20 790 руб. (приказ от 31.01.2012 N 35), выплаченные в период нахождения работника в отпуске по беременности и родам, что повлекло переплату пособия по социальному страхованию в 2012 году в сумме 38 178,92 руб., в 2013 году - в сумме 35 656,08 руб.
Застрахованному лицу Петровой Т.А. в расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплаченного в период с 01.08.2012 по 11.09.2013, включена материальная помощь при рождении ребенка в сумме 19 300 руб. (приказ от 27.03.2012 N 122), единовременная материальная помощь в сумме 20 790 руб. (приказ от 31.01.2012 N 35) и материальная помощь к отпуску в сумме 6 255,83 руб., выплаченные в период нахождения работника в отпуске по беременности и родам, что повлекло переплату пособия по социальному страхованию в 2012 году в сумме 12 331,95 руб., в 2013 году - в сумме 20 635,46 руб.
Застрахованному лицу Мальцевой М.Г в расчет ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплаченного в период с 16.04.2012 по 27.07.2013, была включена материальная помощь при рождении ребенка в сумме 19 300 руб. (приказ от 28.02.2012 N 76), единовременная материальная помощь в сумме 20 790 руб. (приказ от 31.01.2012 N 35), материальная помощь к отпуску в сумме 9 248,96 руб., выплаченные в период нахождения работника в отпуске по беременности и родам, что повлекло переплату пособия по социальному страхованию в 2012 году в сумме 10 082,19 руб., в 2013 году - в сумме 8 149, 93 руб.
Кроме того, на основании акта проверки от 26.11.2014 N 555 осс/взносы фондом было вынесено решение от 24.12.2014 N 555 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" (т.1, л.д. 48-50), которым общество "Газпром трансгаз Москва" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 775,28 руб., ему начислены пени по состоянию на 01.01.2014 за неуплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации в сумме 280,22 руб. и предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование в сумме 137 547,13 руб. с учетом переплаты за 2011 год.
На основании акта проверки от 26.11.20144 N 555 н/с фондом вынесено решение от 24.12.2014 N 555 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (т.1, л.д. 58-60), которым общество "Газпром трансгаз Москва" привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, в виде штрафа в сумме 42,73 руб., а также ему предложено перечислить в добровольном порядке недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 213,67 руб.
Полагая, что указанные решения нарушают его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, общество "Газпром трансгаз Москва" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований решением от 14.07.2015, арбитражный суд Орловской области исходил из доказанности материалами дела фактов осуществления страхователем расходов на социальное обеспечение с нарушением действующего законодательства вследствие необоснованного завышения размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет ряду застрахованных лиц в результате включения в средний заработок, учитываемый при расчете пособий, сумм, не подлежащих отнесению на расходы по обязательному социальному страхованию.
Соглашаясь с решением суда области в части, касающейся вывода о неправильном определении (завышении) страхователем размера пособий по уходу за ребенком до полутора лет, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ, Закон N 165-ФЗ в редакции, действующей в спорный период) страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
Виды страховых случаев, с наступлением которых законодатель связывает возникновение права застрахованных лиц на получение страхового обеспечения, перечислены в статье 7 Закона N 165-ФЗ; виды соответствующего страхового обеспечения, выплачиваемого застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая - в статье 8 Закона N 165-ФЗ, в том числе, к видам страхового обеспечения относятся: пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 6 пункта 6 статьи 12, статья 22 Закона N 165-ФЗ).
В частности, размер и порядок назначения, исчисления, выплаты страхового обеспечения гражданам, имеющим детей - пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Федеральными законами от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ, Закон N 255-ФЗ в редакции, действующей в спорный период) и от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ, Закон N 81-ФЗ в соответствующей редакции).
Частью 1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ, действующей с 01.01.2011) установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
На основании части 3 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в данной редакции средний дневной заработок для исчисления пособия по временной нетрудоспособности определяется в этом случае путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на 730.
Одновременно статьей 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ установлено, что пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года (включительно), по заявлению застрахованного лица могут быть назначены, исчислены и выплачены по нормам Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ), в том числе с применением при определении среднего заработка, исходя из которого исчисляются указанные пособия, предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, установленной Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Закон N 212-ФЗ) в 2010 году.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчислялись исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В этом случае, как следует из части 3 названной нормы, средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
При этом из части 2 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ следует, что независимо от того, какой порядок расчета пособия (действовавший до 01.01.2011 или после 01.01.2011) применяется страхователем в каждом конкретном случае, в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются лишь те виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, которые включаются в базу для начисления страховых взносов и на которые начислены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
В силу части 7 статьи 14 Закона N 255-ФЗ особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, могут быть определены Правительством Российской Федерации.
В частности, пунктом 8 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2011 N 375 (в редакции, соответствующей редакции статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, действовавшей до 01.01.2011) следует, что при определении среднего заработка застрахованного лица для исчисления пособия из расчетного периода исключаются ряд периодов, а также начисленные за эти периоды суммы, в том числе, период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
В этом случае средний дневной заработок, согласно пункту 15 Положения, определяется путем деления суммы заработка, начисленного за расчетный период, на число календарных дней, приходящихся на этот период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в пункте 8 Положения.
Аналогичный порядок установлен частью 3.1 статьи 14 Закона N 255-ФЗ в редакции Федерального закона от 25.02.2011 N 21-ФЗ (в редакции от 29.12.2012).
Из изложенных правовых норм следует, что единовременные выплаты, произведенные страхователем застрахованному лицу в период получения им пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование, не подлежали учету при расчете среднего заработка для исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
Так как материалами дела доказано и обществом "Газпром трансгаз Москва" не отрицается, что в расчет пособий, выплаченных застрахованным лицам Гранкиной Е.В., Бородиной О.В., Петровой Т.А., Мальцевой М.Г., выбравшим порядок расчета пособия по уходу за ребенком по нормам законодательства, действовавшего 01.01.2011, включались выплаченные в период нахождения их в отпуске по беременности и родам единовременная материальная помощь и материальная помощь к отпуску, то вывод отделения Фонда социального страхования и суда области о том, что данные пособия обществом необоснованно завышены, является верным.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 настоящей статьи.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения, страхователи обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона N 255-ФЗ).
Согласно статье 4.6 Закона N 255-ФЗ (ее часть 1) страхователи, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 названного Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей). В этой связи сумма страховых взносов, подлежащих перечислению указанными страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам.
Страховщик при этом имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователями в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам, требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок, на что указано в части 1 статьи 4.2 Закона N 255-ФЗ.
В частности, на основании статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя вправе проводить камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ).
Поскольку при проведении проверки страхователя фондом было установлено и материалами дела доказано, что расходы на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет ряду застрахованных лиц произведены страхователем с нарушением действующего законодательства вследствие необоснованного завышения из размера, то им правомерно принято решение от 24.12.2014 N 555 об отказе в возмещении расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 133 670,71 руб.
В указанной связи судом области обоснованно отказано обществу "Газпром трансгаз Москва" в удовлетворении его требований об оспаривании решения Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.12.2014 N 555 об отказе в возмещении расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 133 670,71 руб.
В то же время, с выводом суда области о наличии в данном случае у отделения Фонда социального страхования оснований для доначисления на сумму расходов на выплату ежемесячных пособий по уходу за ребенком в завышенных размерах страховых взносов на обязательное социальное страхование решениями от 24.12.2014 N 555 "О привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" апелляционная коллегия согласиться не может в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (в редакции 2011 года) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Закона.
Одновременно статьей 9 Закона N 212-ФЗ определены виды выплат, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В частности, к таким выплатам относятся указанные в пункте 1 части 1 статьи 9 названного Закона государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Закона виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), за исключением выплат, прямо указанных в данной норме.
Статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлено, что обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает возмещение вреда, причиненного жизни, здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту), и в иных установленных названным Федеральным законом случаях путем предоставления застрахованному лицу в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию.
Согласно статье 5 Закона N 125-ФЗ страхованию подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем, а также на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы (добровольное страхование).
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются, как это следует из пункта 1 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ, выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ предусмотрено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 20.1 Закона, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 названного Закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.2. Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, а также все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из приведенных положений Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ и от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что основанием возникновения у страхователя обязанности по начислению страховых взносов на обязательное социальное страхование является осуществление им застрахованному лицу в рамках трудовых отношений выплат, связанных с исполнением последним трудовой функции, обусловленной трудовым или гражданско-правовым соглашением.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
К мерам стимулирующего характера статья 191 Трудового кодекса относит предусмотренные в данной статье меры поощрения работодателем работников за добросовестное исполнение ими трудовых обязанностей - благодарность, премии, ценные подарки и т.п. К компенсациям статья 164 Трудового кодекса относит денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами.
Из статьи 132 Трудового кодекса следует, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Статьей 135 Трудового кодекса предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Таким образом, в облагаемую базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование подлежат включению все выплаты, обусловленные выполнением работником своей трудовой функции, то есть плата за труд в любой ее форме (непосредственная оплата труда, а также выплаты компенсационного либо стимулирующего характера).
В то же время, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и работниками не влечет квалификацию всех производимых ему работодателем выплат как оплату труда в рамках трудовых отношений.
Выплаты социального характера, основанные на законодательстве Российской Федерации, локальных нормативных актах, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Следовательно, такие выплаты не могут являться объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов в силу иной правовой природы, чем выплаты, связанные с оплатой труда.
Отделением Фонда социального страхования при проведении проверки страхователя установлено, что спорные выплаты застрахованным лицам Гранкиной Е.В., Бородиной О.В., Петровой Т.А. и Мальцевой М.Г. произведены именно в качестве ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
То обстоятельство, что данные выплаты превысили установленный законодательством размер и произведенные страхователем расходы на их осуществление не приняты страховщиком к зачету, не меняет социальный характер произведенных выплат.
Следовательно, поскольку социальный характер произведенных выплат не дает оснований для квалификации их как подлежащих включению в облагаемую базу для исчисления страховых взносов, у фонда не имелось оснований для вывода о занижении страхователем облагаемой базы, соответственно, на непринятые к зачету расходы не могли быть начислены страховые взносы.
С учетом изложенного, у фонда не имелось оснований для доначисления страхователю страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 137 547,13 руб. (с учетом переплаты за 2011 год) решением от 24.12.2014 N 555 "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах", а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 213,67 руб. решением от 24.12.2014 N 555 "О привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Статьей 47 Федерального закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ее пунктом 1) предусмотрено, что неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Абзацем 5 пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ установлена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов от несчастных случаев на производстве в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления сумм страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) в виде штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Так как материалами дела не доказаны факты неполной уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, равно как и страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с сумм выплат в виде ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, то при изложенных обстоятельствах у фонда отсутствовали основания для начисления обществу штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ - в сумме 775,28 руб. и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 19 Закона N 125-ФЗ - в сумме 42,73 руб.
Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными названным Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (пункт 2 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Так как в силу положений статьи 25 Закона N 212-ФЗ пени являются средством обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов, то с учетом вывода об отсутствии оснований для начисления обществу Газпром трансгаз Москва" страховых взносов на обязательное социальное страхование, также неправомерным является и начисление пеней на обязательное социальное страхование в сумме 280,22 руб.
Оценивая довод общества о существенном нарушении при принятии оспариваемых решений его процессуальных прав, что, по мнению страхователя, влечет их безусловную отмену, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, указанный Закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно статье 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществляют Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы.
Порядок выявления нарушений законодательства об уплате страховых взносов и применения ответственности регулируется статьями 38, 39 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 38 Федерального закона от N 212-ФЗ в случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной проверки не позднее чем в течение 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки, установленного частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта камеральной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно части 4 статьи 38 Закона N 212-ФЗ акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем).
При этом в случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (часть 5 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 названного Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Часть 2 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ обязывает руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещать о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Из части 3 статьи 39 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует, что лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
Таким образом, Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрена процедура проведения проверок в отношении плательщиков страховых взносов, порядок оформления результатов проведенных проверок и рассмотрения материалов проверки, предоставляющая плательщику страховых взносов право участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять Фонду свои возражения и пояснения.
Гарантией реализации этого права является надлежащее извещение страхователя о рассмотрении материалов проверки.
Как усматривается из материалов дела, Фондом социального страхования была проведена выездная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении общества "Газпром трансгаз Москва" по месту нахождения филиала Орловское линейное производственное управление магистральных газопроводов.
По результатам проверки составлены справки от 24.10.2014 N 555 осс/расходы, N 555 осс/взносы и N 555н/с (т.1 л.д.31-33), а также акты от 26.11.2014 N 555 осс/расходы, N 555 осс/взносы и N 555 н/с. Указанные акты были получены представителем страхователя, что им не оспаривается. Также общество было извещено о назначении рассмотрения материалов проверки на 19.12.2014 на 15 часов 00 минут по адресу г. Орел, ул. Степана Разина, д.5, кабинет 2-08.
Впоследствии, а именно 22.12.2014 в адрес общества было направлено уведомление N 555 о переносе рассмотрения материалов выездной документальной поверки на 24.12.2014 на 15 часов 00 минут по адресу г. Орел, ул. Степана Разина, д.5 в связи с необходимостью получения дополнительных документов (т.1 л.д.44). О получении указанного уведомления обществом свидетельствует протокол рассмотрения материалов проверки от 24.12.2014, составленный в присутствии представителей общества.
В связи с несогласием с выводами, изложенными в соответствующих актах, обществом в фонд были представлены возражения на них, получение которых нашло отражение в протоколе рассмотрения материалов документальной выездной проверки от 24.12.2014, а также в решениях N 555.
Таким образом, ссылки общества на нарушение его процессуальных прав, в частности, на то, что рассмотрение материалов проверки было проведено в два заседания, однако документально оформлено одним заседанием, при этом каких-либо решений об отложении рассмотрения материалов проверки не выносилось, в первый день рассмотрения 17.12.2014 протокол рассмотрения не велся, а также и на то, что в протоколе рассмотрения материалов проверки, а также в оспариваемых решениях не нашли своего отражения обстоятельства, указанные в пункте 6 статьи 39 Закона N 212-ФЗ, а протокол заседания и решения не содержат информации о рассмотрении в составе материалов проверки имеющихся возражений страхователя как в письменной, так и в устной форме, отклоняется апелляционной коллегией как противоречащие материалам дела.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение арбитражного суда Орловской области от 14.07.2015 по делу N А48-1191/2015 следует отменить в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" о признании недействительными решений государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.12.2014 N 555 "О привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
В остальной части решение арбитражного суда Орловской области от 14.07.2015 надлежит оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результат рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины, понесенные обществом "Газпром трансгаз Москва" при обращении в суд апелляционной инстанции, подлежат взысканию с государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (пункт 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса) в сумме 1 500 руб.
В связи с тем, что обществом при обращении в апелляционный суд представлены платежные документы об уплате 3 000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 11.08.2015 N 21565), излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1 500 руб. подлежит возврату обществу Газпром трансгаз Москва" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" удовлетворить частично.
Решение арбитражного суда Орловской области от 14.07.2015 по делу N А48-1191/2015 отменить в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" о признании недействительными решений государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.12.2014 N 555 "О привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Признать решения государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.12.2014 N 555 "О привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и "О привлечении общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" недействительными.
В остальной части решение арбитражного суда Орловской области от 14.07.2015 по делу N А48-1191/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" - без удовлетворения.
Взыскать с государственного учреждения - Орловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" 1 500 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Москва" справку на возврат из федерального бюджета 1 500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-1191/2015
Истец: ООО "ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ МОСКВА", филиал "Орловское ЛПУМГ
Ответчик: ГУ - Орловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ