г. Самара |
|
30 ноября 2015 г. |
Дело N А49-7641/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 23 ноября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 ноября 2015 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
судьи Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовым С.С.,
с участием:
от ТУ Росфиннадзора в Пензенской области - представителя Волынкиной М.В., доверенность от 20.09.2013 года N 3,
от ЗАО НПП "МедИнж" - представителя Тонкушина С.В., доверенность от 14.11.2014 года N 1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе ТУ Росфиннадзора в Пензенской области
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.09.2015 года по делу N А49-7641/2015 (судья Колдомасова Л.А.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению ЗАО НПП "МедИнж" (ИНН 5837005613, ОГРН 1025801437188),
к ТУ Росфиннадзора в Пензенской области (ИНН 5836013210, ОГРН 1045803006138),
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 55-04-04/15-24 от 16.06.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО НПП "МедИнж" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к ТУ Росфиннадзора в Пензенской области (далее - ответчик), о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 55-04-04/15-24 от 16.06.2015 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 28.09.2015 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, ТУ Росфиннадзора в Пензенской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неполное исследование судом обстоятельств дела, неправильное применение норм материального права, указывает на наличие состава правонарушения в совершенном заявителем деянии.
ЗАО НПП "МедИнж" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее. Указывает, что неправильное заполнение графы 5 и графы 11 справки о валютных операциях не является нарушением установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, а указывает только на неправильность составления такой справки (ошибку) и может быть расценено лишь как нарушение порядка составления такой справки, и потому не может быть квалифицировано как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.б ст. 15.25 КоАП РФ, не образует.
Представитель ТУ Росфиннадзора в Пензенской области в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы.
Представитель ЗАО НПП "МедИнж" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Пензенской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
Должностным лицом Управления установлено нарушение заявителем главы 2 Инструкции ЦБ РФ от 04.06.12 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", утвержденной Банком России, и Приложение N 1 к Инструкции N 138-И "Порядок заполнения справки о валютных операциях", выразившееся в представлении 20.11.14 по договору на оказание юридических патентных и консультационных услуг от 22.06.09 N 27, заключенному с нерезидентом - Товарищество патентных поверенных, Gbr Patentanwalte VON FUNER EBBINGHAUS FINCK HANO (Германия), справки о валютных операциях с указанием в ней в графе 5 "Код валютной операции" неверного кода валютной операции (вместо кода "21100" указан код "21200") и неуказанием в графе 11 "Ожидаемый срок" максимального срока исполнения нерезидентом, в пользу которого произведен авансовый платеж, обязательств по контракту.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 26.05.15 N 55-04-04/15-24, в котором его деяния квалифицированы по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ (т.1 л.д.118-123). Законный представитель заявителя при составлении протокола присутствовал (т.1 л.д.122).
Постановлением руководителя Управления от 16.06.15 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 55-04-04/15-24 заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40000 руб. (т.1 л.д.8-14; т.2 л.д.9-15).
Считая указанное постановление незаконным и нарушающим интересы в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых заявление удовлетворено.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Несоблюдение установленных порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами, нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, нарушение установленных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок является административным правонарушением, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и влечет за собой наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции, действующей в период спорных правоотношений, Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ Центральным Банком Российской Федерации устанавливается порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации уполномоченным банкам при осуществлении валютных операций. В силу пункта 1 части 2 статьи 24 Закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций, порядок оформления паспортов сделок, а также порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением установлен Инструкцией N 138-И.
Исходя из пункта 1.5 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях относится к формам учета по валютным операциям резидентов.
Согласно пункту 2.1 Инструкции N 138-И резидент при осуществлении операций, связанных с зачислением иностранной валюты на транзитный валютный счет или со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте, представляет в уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) (далее - уполномоченный банк, за исключением прямого указания на филиал уполномоченного банка) одновременно следующие документы: справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.
В силу пункта 2.2 Инструкции N 138-И справка о валютных операциях заполняется резидентом в одном экземпляре в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.
Пункт 2.3 Инструкции N 138-И определяет, что при списании иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте справка о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, представляются резидентом в уполномоченный банк одновременно с распоряжением о переводе иностранной валюты.
Согласно пункту 6 Приложения N 1 к Инструкции N 138-И в графе 5 справки о валютных операциях указывается код вида валютной операции, содержащийся в приложении 2 к Инструкции N 138-И, который соответствует назначению перевода, а также сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций.
В случае осуществления валютной операции, связанной с расчетами по контракту, по которому оформлен ПС, по оплате товаров, ввозимых (вывозимых) на территорию (с территории) Российской Федерации, услуг, работ, переданной информации и результатов интеллектуальной деятельности при отсутствии у резидента указанных в главе 9 настоящей Инструкции документов, подтверждающих ввоз (вывоз) товаров на территорию (с территории) Российской Федерации, оказание услуг, выполнения работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, графа 5 заполняется исходя из осуществления авансового платежа (коды видов валютных операций: 10100, 11100, 20100, 21100, 22100, 23100).
В силу пункта 11 Приложения N 1 к Инструкции N 138-И в графе 11 справки о валютных операциях указывается информация об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, путем передачи резиденту товаров, выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа (коды видов валютных операций: 11100, 21100, 23100, 23110). В иных случаях графа 11 не заполняется.
Из Приложения N 2 к Инструкции N 138-И следует, что код вида операции 21100 соответствует валютной операции - "расчеты резидента в виде предварительной оплаты выполняемых нерезидентом работ, оказываемых услуг, передаваемых информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая выполнение указанных обязательств по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (авансовый платеж)", код валютной операции 21200 - "расчеты резидента за выполненные нерезидентом работы, оказанные услуги, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, включая выполнение указанных обязательств по договору комиссии (агентскому договору, договору поручения) (отсрочка платежа)" и код валютной операции 23210 - "расчеты резидента при предоставлении нерезидентом отсрочки платежа за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, переданную информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по договорам (контрактам), указанным в подпункте 5.1.2 пункта 5.1 Инструкции N 138-И (отсрочка платежа).
Судом установлено, что между заявителем и нерезидентом Gbr Patentanwalte VON FUNER EBBINGHAUS FINCK HANO (Германия) заключен договор на оказание юридических патентных и консультационных услуг от 22.06.09 N 27 (т.1 л.д.131-134). Условиями данного договора (пункт 4.2 договора) предусмотрена как предварительная оплата услуг в размере, указанном в выставленном счете, так и последующая оплата. Перечисление средств производится на основании счета нерезидента в течение 30 банковских дней. По факту выполнения услуг оформляется акт выполненных работ.
Дата завершения исполнения обязательств по контракту не определена сторонами (пункт 6.1 договора).
Общество 07.07.09 оформило в уполномоченном банке Пензенском отделении N 8624 ОАО "Сбербанк России" паспорт сделки N09070001/1481/1100/4/0 с указанием даты завершения исполнения обязательств - 31.12.14 (т.1 л.д.129). Впоследствии данная дата изменена Обществом на 31.12.20 (т.1 л.д.130).
На основании счета нерезидента от 18.11.14 N 201410811 на сумму 2080 евро (т.1 л.д.135) Общество представило в уполномоченный банк 20.11.14 платежное поручение N 542 на сумму 2080 евро с указанием кода вида валютной операции 23210 и справку о валютных операциях от 20.11.14, в графе 5 которой указан код валютной операции 21200 и графа 11 не заполнена (т.1 л.д.136, 137).
Между тем, услуги по договору в счет произведенной оплаты оказаны 25.03.14, что подтверждается соответствующим актом от 25.03.15 (т.1 л.д.139).
Таким образом, поскольку перечисление валютных средств по контракту с нерезидентом осуществлено до оказания услуг, заявителем неверно указаны коды вида валютных операций как в платежном поручении, так и в справке о валютных операциях от 20.11.14. Вместо кода вида валютной операции 21100 Обществом указан код 21200.
При таких суд правомерно признал обоснованным вывод Управления о неверном указании Обществом в графе 5 справки о валютных операциях кода валютной операции, не соответствующего ее действительному содержанию. Также соответствует материалам дела и вывод Управления о неполном заполнении справки о валютных операциях от 20.11.14, а именно: не заполнена графа 11.
Исходя из изложенного, нарушение заявителем порядка составления справки о валютных операциях от 20.11.14 подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
Однако, как верно указал суд, указанные действия не могут быть квалифицированы как несоблюдение установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям, так как не образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (постановления ВС РФ от 14.03.12 N 41-АД12-1, от 16.03.12 N 41-АД12-3; определение ВАС РФ от 31.03.14 N ВАС-3979/14).
Исходя из пункта 18.1 Инструкции N 138-И уполномоченный банк при представлении справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, в том числе корректирующих справок (далее - справки, за исключением прямого указания на справку о валютных операциях, справку о подтверждающих документах, корректирующую справку о валютных операциях, корректирующую справку о подтверждающих документах), расчетного документа по валютной операции осуществляет проверку, за исключением случая, установленного пунктом 18.8 настоящей Инструкции:
- соответствия информации (включая код вида валютной операции и код вида подтверждающего документа), указанной резидентом в справках, в расчетном документе по валютной операции, сведениям, содержащимся в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций, и (или) в подтверждающих документах, за исключением информации, указанной в справках в соответствии с частью 1.1 статьи 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" при условии ее отсутствия в представленных резидентом документах, связанных с проведением валютных операций, и (или) в подтверждающих документах (пункт 18.1.1);
- соблюдения установленного настоящей Инструкцией порядка заполнения и представления справок резидентом, а также наличия кода вида валютной операции в расчетном документе по валютной операции резидента и нерезидента (пункт 18.1.2);
- соответствия информации, указанной резидентом в справке о валютной операции и (или) справке о подтверждающих документах, в том числе в целях представления в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, информации, передаваемой уполномоченному банку в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары (пункт 18.1.3).
В силу пункта 18.2.1 Инструкции N 138-И проверка осуществляется уполномоченным банком при списании резидентом денежных средств в отношении справки о валютных операциях, корректирующей справки о валютных операциях, расчетного документа по валютной операции резидента и нерезидента в срок не позднее рабочего дня после даты их представления в уполномоченный банк.
Согласно пункту 18.5 Инструкции N 138-И при отрицательном результате проверки справок, расчетного документа по валютной операции уполномоченный банк не позднее срока, указанного в пункте 18.2 настоящей Инструкции, возвращает резиденту непринятые справки, а также документы, на основании которых заполнены справки, расчетный документ по валютной операции с указанием даты возврата и причины отказа в их принятии.
При отрицательном результате проверки расчетного документа по валютной операции указанный расчетный документ не принимается к исполнению уполномоченным банком в соответствии с установленным порядком выполнения процедур приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.
Исходя из пункта 18.6 Инструкции N 138-И уполномоченный банк отказывает в принятии справок, расчетного документа по валютной операции в следующих случаях:
если представленные справки или расчетный документ по валютной операции составлены с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией (пункт 18.6.1);
если из представленных резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, или из подтверждающих документов следует несоответствие информации, указанной в справках или в расчетном документе по валютной операции, сведениям, содержащимся в представленных документах (пункт 18.6.2);
В соответствии с пунктом 18.7 Инструкции N 138-И в случае отказа уполномоченного банка в принятии справок, расчетного документа по валютной операции резидент устраняет замечания уполномоченного банка и составляет новую справку о валютных операциях, новую справку о подтверждающих документах и представляет их в уполномоченный банк в срок, установленный уполномоченным банком.
Замечания уполномоченного банка в отношении расчетного документа по валютной операции устраняются в соответствии с установленным порядком выполнения процедур приема к исполнению распоряжений о переводе денежных средств.
Пункт 18.9 Инструкции N 138-И определяет, что справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах, документы, связанные с проведением валютных операций, подтверждающие документы, необходимые для заполнения справок уполномоченным банком, считаются представленными резидентом в срок, если они представлены резидентом в сроки, установленные настоящей Инструкцией, и приняты уполномоченным банком в срок, установленный пунктом 18.2 настоящей Инструкции.
В рассматриваемом случае спорная справка о валютных операциях представлена в уполномоченный банк в установленный срок - одновременно с платежным поручением на перечисление валютных средств по заключенному контракту (т.1 л.д.136-137). Данная справка проверена на соответствие норм валютного законодательства и принята ответственным лицом уполномоченного банка в этот же день без замечаний к правильности и полноте ее оформления, что подтверждается печатью банка и подписью ответственного работника. Возврат справки о валютных операциях по причине неправильности указания кода валютной операции либо незаполнения ожидаемого срока уполномоченным банком не производился.
Впоследствии заявитель 25.03.15 самостоятельно представил в уполномоченный банк новую справку о валютных операциях, содержащую правильное указание кода вида валютной операции (21100) и ожидаемый срок - 31.03.15 (л.д.138).
Поскольку спорная справка о валютных операциях представлена Обществом по установленной форме в установленный срок уполномоченному банку и принята им без каких-либо замечаний, сроки для устранения нарушений уполномоченным банком не устанавливались, в действиях заявителя отсутствует состав вмененного административного правонарушения.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 28.09.2015 года по делу N А49-7641/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Судья |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-7641/2015
Истец: ЗАО "Научно-производственное предприятие "МедИнж", ЗАО научно-производственное предприятие "МедИнж"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Пензенской области