город Воронеж |
|
15 февраля 2016 г. |
Дело N А35-5609/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 февраля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Т.Л.,
судей: Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем
Бутыриной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение арбитражного суда Курской области от 26.11.2015 по делу N А35-5609/2015 (судья Морозова М.Н.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Ворониной Юлии Владимировне (ОГРН 307463226800016, ИНН 463201265844) к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов,
при участии в судебном заседании:
от инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - представители не явились, надлежаще извещена;
от индивидуального предпринимателя Ворониной Юлии Владимировны - представители не явились, надлежаще извещена,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Воронина Юлия Владимировна (далее - предприниматель Воронина, Воронина Ю.В., заявитель) обратилась в арбитражный суд Курской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Курску (далее - регистрирующий орган, инспекция) о признании незаконным решения от 28.05.2012 года об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, зарегистрированного 25.09.2007 за основным государственным регистрационным номером 307463226800016 с идентификационным номером налогоплательщика 463201265844.
Также предпринимателем Ворониной были заявлены требования об обязании регистрирующего органа восстановить ее нарушенные права путем внесения в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - единый государственный реестр, реестр) записи о прекращении ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя с 28.05.2012 и об исключении ее из единого государственного реестра.
Решением суда от 26.11.2015 требования предпринимателя Ворониной удовлетворены.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, инспекция обратилась с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции как принятое с неправильным применением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы регистрирующий орган ссылается на то, что согласно подпункту "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ, Закон N 129-ФЗ) и правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 23.06.2014 N ВАС-7139/14 и от 21.08.2013 N ВАС-11526/13, отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных названным законом необходимых для государственной регистрации документов, а именно - документов, подтверждающих представление соответствующих сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом инспекция обращает внимание на то, что предприниматель Воронина не отрицает факта непредставления ею сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а представленные ею квитанции об оплате задолженности доказательствами представления соответствующих сведений не являются.
Предприниматель Воронина в представленных возражениях указала на законность и обоснованность судебного акта, а также на несоответствие принятого налоговым органом решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя положениям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Как указывает заявитель, в случае, если предусмотренный подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ документ не представлен, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации, на что прямо указано в названном подпункте.
Таким образом, непредставление указанных сведений индивидуальным предпринимателем при подаче заявления о прекращении деятельности и исключении из единого государственного реестра не может являться самостоятельным отказом в регистрации соответствующих изменений.
Также предприниматель Воронина настаивает на отсутствии у нее на момент направления заявления в регистрирующий орган обязанности по представлению спорных документов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
В судебное заседание не явились представители Ворониной Ю.В. и регистрирующего органа, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы. При этом от инспекции поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы без участия ее представителей.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) дело рассматривалось в отсутствие не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Воронина Ю.В. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 25.09.2007 за основным государственным регистрационным номером 307463226800016 с присвоением идентификационного номера налогоплательщика 463201265844 (т.1 л.д.26-27).
В мае 2012 года предпринимателем Ворониной было принято решение о прекращении предпринимательской деятельности в г. Курске в связи с переездом на постоянное место жительства в другой регион, а именно - Карачаево-Черкесскую республику, г. Черкесск, по месту своей новой работы.
В связи с указанными обстоятельствами 21.05.2012 Ворониной Ю.В. в инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Курску было подано заявление по форме Р26001, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439, о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (т.1 л.д.73-78).
Рассмотрев поступившее заявление, регистрирующий орган решением от 28.05.2012 отказал в государственной регистрации и внесении в единый государственный реестр сведений о прекращении Ворониной Ю.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (т.1 л.д.71-72).
Как следует из содержания решения от 28.05.2012, а также уведомления о принятии указанного решения, отказ в государственной регистрации был произведен в связи с отсутствием сведений о выполнении требований, предусмотренных подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, а именно документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ, Закон N 27-ФЗ) и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон от 30.04.2008 N 56-ФЗ, Закон N 56-ФЗ).
Доказательств направления решения об отказе в государственной регистрации в адрес предпринимателя Ворониной налоговым органом в материалы дела представлено не было.
Об отказе в государственной регистрации Ворониной Ю.В. стало известно по получении информационного письма управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Курску и Курскому району Курской области (далее - управление Пенсионного фонда, страховщик) от 01.06.2015 N 19884/14 о том, что Воронина Ю.В. как индивидуальный предприниматель использует труд наемных работников и состоит на учете в управлении Пенсионного фонда с 30.04.2010 (т.1 л.д.30-31)
Указанным письмом Ворониной Ю.В. было предложено написать заявление о снятии с учета по форме Приложения N 10 к Порядку регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденному постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации N 296п от 13.10.2008.
03.06.2015 предприниматель Воронина обратилась в регистрирующий орган с заявлением о предоставлении выписки из единого государственного реестра, в соответствии с которой до настоящего времени Воронина Ю.В. значится в реестре в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (т.1 л.д.46).
На обращение Ворониной Ю.В. от 09.06.2015 инспекция письмом от 15.06.2015 N 08-10/002465зт подтвердила факт отказа в государственной регистрации прекращения ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (т.1 л.д.28).
Считая отказ инспекции незаконным, Воронина Ю.В. обратилась в арбитражный суд Курской области с заявлением о признании решения об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 28.05.2012 недействительным и об обязании инспекции внести соответствующие сведения о прекращении ее деятельности в единый государственный реестр, заявив одновременно ходатайство о восстановлении срока на обращение в арбитражный суд, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса.
Суд области, установив, что решение об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 28.05.2012 регистрирующим органом в адрес предпринимателя Воронина не направлялось, восстановил срок на обращение в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования по существу, суд области исходил из того, что у предпринимателя Ворониной отсутствовала обязанность по представлению органу Пенсионного фонда сведений, указанных в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и части 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ.
Соглашаясь с принятым судом области судебным актом, апелляционная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса предусмотрено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 02.12.2013 N 1908-О, по своему буквальному смыслу положение части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса для исчисления закрепленного им процессуального срока исходит не из презумпции разумно предполагаемой осведомленности лица о нарушении его прав и законных интересов, а из того, что начало течения этого срока определяется в каждом конкретном случае судом на основе установления момента, когда заинтересованное лицо реально узнало о соответствующем нарушении.
Частями 1 и 2 статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными. При этом Арбитражным процессуальным кодексом не установлено каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, в связи с чем, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В рассматриваемом случае суд области, установив, что решение об отказе в государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя от 28.05.2012 не направлялось регистрирующим органом предпринимателю Ворониной, и об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя Воронина Ю.В. узнала лишь из информационного письма управления Пенсионного фонда от 01.06.2015 N 19884/14, обоснованно восстановил срок на обращение в арбитражный суд, руководствуясь при этом не формальным подходом к применению нормы процессуального права, а конституционными принципами доступности правосудия и равенства всех перед законом и судом (статьи 19 и 46 Конституции Российской Федерации).
Рассматривая возникший между предпринимателем Ворониной и регистрирующим органом спор по существу, суд области обоснованно исходил из следующего.
Порядок осуществления государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ.
Пунктом 7 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ установлено, что представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 названного Федерального закона.
Как следует из статьи 9 Закона N 129-ФЗ, регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом, а также не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
Государственная регистрация прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 названного Закона (пункт 8 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ), то есть в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
На основании статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе отказать в государственной регистрации в случаях, предусмотренных названной статьей.
В частности, отказ допускается в таких случаях, как непредставление заявителем определенных названным Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных названным Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; наличие сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В рассматриваемом случае, как это следует из оспариваемого решения от 28.05.2012, основанием отказа в государственной регистрации прекращения деятельности послужило непредставление предпринимателем Ворониной документа, подтверждающего представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда (подпункт "в" пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона N 129-ФЗ), что не оспаривается ею.
Однако, как обоснованно указал суд области, отказ в регистрации, обусловленный непредставлением предпринимателем, принявшим решение о прекращении предпринимательской деятельности и изменении в связи с этим своего статуса, документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда соответствующих сведений, может быть признан обоснованным только в случае наличия у заявителя соответствующей обязанности по представлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и в соответствии с частью 4 статьи 9 Закона N 56-ФЗ.
В соответствии с положениями Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ лица, участвующие в системе обязательного пенсионного страхования, обязаны представлять в территориальные органы Пенсионного фонда по месту своего учета сведения, необходимые для организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, к которым относятся сведения, перечисленные в статье 6 названного Закона, а также сведения о начисленных и уплаченных суммах страховых взносов, указанные в статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В частности, физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, обязаны, как это установлено статьей 10 Закона N 27-ФЗ, представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 названного Федерального закона.
Статья 6 Закона N 27-ФЗ регламентирует вопросы, связанные с ведением индивидуального лицевого счета застрахованных лиц. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются: страховой номер; фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; дата и место рождения; пол; адрес постоянного места жительства; серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов; гражданство.
Статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ, Закон N 167-ФЗ) установлено, что регистрация страхователей - физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, так же как и снятие их с регистрационного учета, осуществляется в территориальных органах Пенсионного фонда в пятидневный срок со дня представления в соответствующий территориальный орган федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и представляемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом как постановка на регистрационный учет, так и снятие с регистрационного учета страхователей осуществляется путем обмена электронными документами.
Порядок обмена сведениями между регистрирующим органом и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации предусмотрен пунктом 23 Правил ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и представления содержащихся в нем сведений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 (в соответствующей редакции).
К указанным сведениям об индивидуальном предпринимателе относятся: фамилия, имя и (если имеется) отчество; пол; дата и место рождения; гражданство; место жительства в Российской Федерации (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры); данные документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, - для индивидуального предпринимателя - гражданина Российской Федерации.
Наличие у предпринимателя Ворониной страхового свидетельства государственного пенсионного страхования подтверждает первоначальную регистрацию в территориальном органе Пенсионного фонда и наличие у нее страхового номера и индивидуального лицевого счета, на основании чего сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ, в отношении предпринимателя Ворониной имелись в территориальном органе Пенсионного фонда.
Сведений о том, что предпринимателем утрачивалось страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования либо изменялись указанные индивидуальные сведения, материалы дела не содержат, доказательств этого ни регистрирующий орган, ни орган Пенсионного фонда в дело не представили.
Наличие иных оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 Федерального закона N 27-ФЗ, при которых физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязано представлять в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 названного Федерального закона, помимо начальной регистрации для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, из материалов дела не усматривается.
Таким образом, орган Пенсионного фонда располагал данными сведениями, указанными в подпунктах 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона N 27-ФЗ, и у предпринимателя Ворониной отсутствовала обязанность по дополнительному представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении себя.
Сведения, связанные со снятием Ворониной Ю.В. с учета, подлежат представлению в Пенсионный фонд, согласно статье 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, по факту регистрации прекращения ею предпринимательской деятельности.
Пункт 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ предусматривает обязанность страхователя представлять один раз в год, но не позднее 1 марта, определенные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона 30.04.2008 N 56-ФЗ работодатель (то есть страхователь) одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формирует реестр застрахованных лиц. В реестре должны содержаться сведения: об общей сумме перечисляемых средств, включающей в себя сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию (сумму всех уплачиваемых взносов работодателя); номере платежного поручения и дата его исполнения; страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица; фамилии, имени и отчестве каждого застрахованного лица; периоде уплаты.
Таким образом, обязанность по представлению сведений, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ и частью 4 статьи 9 Закона N 56-ФЗ, возложена на страхователя в том случае, если он выступает работодателем по отношению к работающим у него застрахованным лицам.
Материалы рассматриваемого дела, как обоснованно указал суд области, не содержат доказательств того, что у Ворониной Ю.В. на момент обращения ее с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя имелась обязанность по представлению сведений индивидуального (персонифицированного) учета в качестве страхователя.
Из содержания положений статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ следует, что индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к категории "страхователи" в соответствии с Законом N 27-ФЗ только в том случае, если они осуществляют прием на работу по трудовому договору, а также заключают договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Как следует из материалов дела, 16.04.2010 предпринимателем Ворониной был заключен трудовой договор с Бутусовой М.В., согласно которому последняя принималась на работу продавцом канцелярских товаров с местом работы в пос. Кшенский, Советского района, Курской области. Трудовой договор был заключен сроком на один год до 15.04.2011. Согласно приказу от 16.04.2010 N 01 Бутусова М.В. принята на работу в качестве продавца без испытательного срока по 15.04.2011 (т.1 л.д.110-111).
На момент принятия на работу Бутусовой М.В. Воронина Ю.В. состояла на налоговом учете в межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Курской области в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии со статьей 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), что подтверждается уведомлением о постановке на учет физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации от 06.04.2010 N 368680 (т.1, л.д.100).
Однако, уже 30.05.2010 предпринимателем Ворониной был издан приказ N 02 о прекращении трудового договора и увольнении Бутусовой М.В. с 01.06.2010. Сотрудник с приказом об увольнении была ознакомлена в день увольнения (т.1 л.д.112).
Более того, в материалах дела имеется уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе на территории Российской Федерации от 22.09.2010 N 396017, из которого следует, что Воронина Ю.В. на основании ее заявления прекратила осуществление предпринимательской деятельности, в связи с чем снята с налогового учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход с 13.09.2010. (т.1, л.д..106).
Из представленных управлением Пенсионного фонда по запросу суда области сведений усматривается, что расчеты по форме РСВ-1 предпринимателем Ворониной не представлялись, в связи с чем задолженность в качестве страхователя, производящего выплаты физическим лицам (работодателя), за ней не значится (т.1 л.д.126).
В указанной связи судом области обосновано был сделан вывод об отсутствии в материалах дела доказательств того, что предприниматель Воронина в период, предшествующий обращению в регистрирующий орган с рассматриваемым заявлением, являлась страхователем в смысле, придаваемом данному понятию Законом N 27-ФЗ (то есть лицом, производящим выплаты иным лицам).
Оценив перечисленные обстоятельства, суд сделал правильный вывод о том, что у Ворониной Ю.В. на момент направления регистрирующему органу заявления о регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не имелось обязанностей по представлению органам Пенсионного фонда сведений, предусмотренных подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ.
Следовательно, полученная регистрирующим органом от органов Пенсионного фонда информация о том, что данные сведения ею не представлялись, не могли в рассматриваемом случае являться основанием для отказа в регистрации прекращения предпринимателем деятельности, поскольку такой отказ, обусловленный исключительно отсутствием документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда указанных сведений, носит формальный характер и не может быть признан законным и обоснованным.
Также не являются основанием для отказа в регистрации факта прекращения предпринимательской деятельности сведения о наличии у предпринимателя Ворониной задолженности по уплате страховых взносов, поскольку действующее законодательство предусматривает порядок взыскания такой задолженности и в случае прекращения лицом предпринимательской деятельности.
В связи с изложенным суд области обоснованно удовлетворил требование Ворониной Ю.В. о признании незаконным решения регистрирующего органа от 28.05.2012 об отказе в государственной регистрации прекращению ею деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части (пункт 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса).
В этой связи признание незаконным решения регистрирующего органа от 28.05.2012 влечет за собой обязанность инспекции по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя путем внесения в единый государственный реестр сведений о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в установленный для совершения регистрационных действий 5-дневный срок.
Поскольку в соответствии с распиской инспекции (т.1 л.д.73) заявление Ворониной Ю.В. поступило в регистрирующий день 21.05.2012, запись о государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности должна была быть внесена в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей не позднее, чем 28.05.2012 (в течение 5 рабочих дней), на что обоснованно указано в резолютивной части обжалуемого решения.
Таким образом, судом области по рассматриваемому делу принято законное и обоснованное решение.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, регистрирующим органом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
В указанной связи решение арбитражного суда Курской области от 26.11.2015 по делу N А35-5609/2015 отмене не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы судом не решается, поскольку в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Руководствуясь статьями 16, 17, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Курской области от 26.11.2015 по делу N А35-5609/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.Л. Михайлова |
Судьи |
В.А. Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-5609/2015
Истец: ИП Воронина Юлия Владимировна
Ответчик: ИФНС России по г. Курску
Третье лицо: Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд, УПФ РФ по г. Курску и Курскому району Курской области