Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2016 г. N 09АП-60755/15

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2016 г. N 09АП-60755/15

 

город Москва

 

22 марта 2016 г.

Дело N А40-154791/15

 

Резолютивная часть постановления оглашена 21.03.2016.

Постановление изготовлено в полном объеме 22.03.2016.

 

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Марковой Т.Т.,

судей

Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е.,

при ведении протокола

секретарем судебного заседания Анафиевой Д.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Гранд Сервис Билдинг" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2015

по делу N А40-154791/15, принятое судьей Лариным М.В.

по заявлению ООО "Гранд Сервис Билдинг" (ОГРН 1067760256300; 115280, Москва, улица Ленинская Слобода, дом 19)

к ИНФС России N 31 по г. Москве (ОГРН 1047731038882; 121351, Москва, улица Молодогвардейская, дом 23, корпус 1)

о признании недействительным решения;

при участии:

от заявителя - Хоменко В.А. протокол 19.10.2012 N 19/12, Гицба Е. Б. по доверенности от 28.10.2015;

от заинтересованного лица - Пешкин И.Н. по доверенности от 16.10.2015 N 143;

установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2015 в удовлетворении заявления ООО "Гранд Сервис Билдинг" о признании недействительным решения ИФНС России N 31 по г. Москвы от 10.04.2015 N 18-10/4171 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, отказано.

Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

Общество не согласилось с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.

Представители общества и инспекции в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.

Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, выслушав представителей общества и инспекции, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда отмене не подлежит по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что инспекцией проведена камеральная налоговая проверка представленного обществом 27.10.2014 расчета по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014, о чем составлен акт камеральной налоговой проверки от 10.02.2015 N 18-18/27411, по результатам рассмотрения возражений (протокол) налоговым органом вынесено решение от 10.04.2015 N 18-10/4171, которым налогоплательщику начислена недоимка по налогу на имущество организаций в размере 819.317 руб., предложено ее уплатить и внести необходимые исправления в документы налогового и бухгалтерского учета.

Основанием для начисления недоимки по налогу на имущество организаций за 9 месяцев 2014 явилось то, что общество владеет на праве собственности объектами недвижимого имущества: помещениями общей площадью 5372, 60 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012006:4899, помещениями общей площадью 3997, 70 кв.м. с кадастровым номером 77:07:0012006:4901. Помещения расположены в здании по адресу: Москва, улица Верейская, дом 17 и имеют кадастровый номер 77:07:0012006:1217, общую площадь 41480, 20 кв.м. Поскольку здание по указанному адресу входит в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП, то общество на основании п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, Закона г. Москвы от 20.11.2013 N 63 "О внесении изменений в Закон г. Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" является плательщиком налога на имущество организаций в отношении принадлежащих ему помещений, входящих в это здание.

При расчете суммы налога подлежащей уплате за 9 месяцев 2014 налогоплательщиком определена налоговая база на основании кадастровой стоимости, указанной на официальном Интернет-портале Росреестра "Публичная кадастровая карта", согласно которой кадастровая стоимость помещений с кадастровым номером 77:07:0012006:4899 составила 140.111.667 руб., сумма налога по ставке 0, 9 % составила 315.258 руб.; кадастровая стоимость помещений с кадастровым номером 77:07:0012006:4901 составила 104.257.977 руб., сумма налога по ставке 0, 9 % составила 234.580 руб.

Налоговым органом при проведении проверки установлено, что кадастровая стоимость здания по указанному адресу, с кадастровым номером 77:07:0012006:1217, утвержденная в порядке установленном ст. ст. 3, 24.11 - 24.17 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, составила 2.693.749.918 руб. (п. 34036), при этом, для помещений, расположенных в этом здании с кадастровыми номерами 77:07:0012006:4899 и 77:07:0012006:4901, кадастровая стоимость не определена.

В соответствии с п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации определена кадастровая стоимость здания, в котором расположено помещение, являющееся объектом налогообложения, но при этом кадастровая стоимость такого помещения не определена, налоговая база в отношении этого помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Инспекцией на основании положений п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен размер кадастровой стоимости, приходящейся на каждое из принадлежащих налогоплательщику помещений в здании по адресу: Москва, улица Верейская, дом 17, следующим образом: площадь помещения с кадастровым номером 77:07:0012006:4899 составляет 5372, 60 кв.м, общая площадь здания - 41480,2 0 кв.м., кадастровая стоимость здания - 2.693.749.918 руб., следовательно, кадастровая стоимость помещения составляет 348.899.976 руб. (2.693.749.918 руб. * 5 372, 60 кв.м / 41480, 20 кв.м.); площадь помещения с кадастровым номером 77:07:0012006:4901 составляет 3997, 70 кв.м., общая площадь здания - 41480, 20 кв.м., кадастровая стоимость здания - 2.693.749.918 руб., следовательно, кадастровая стоимость помещения составляет 259.613.177 руб. (2.693.749.918 руб. * 3997, 70 кв.м. / 41480, 20 кв.м.).

После установления инспекцией кадастровой стоимости помещений, превышающей кадастровую стоимость определенную налогоплательщиком в расчете для целей исчисления налога на имущество организаций, налоговым органом сделан вывод о неверном определении кадастровой стоимости и занижении налоговой базы, с последующим перерасчетом налоговой базы и суммы налога, который составил: 785.024 руб. по помещению с кадастровым номером 77:07:0012006:4899 и 584.129 руб. по помещению с кадастровым номером 77:07:0012006:4901.

Разница между исчисленным налогоплательщиком в расчете и налоговым органом в решении налогом к уплате за 3 квартал 2014 составила 819.317 руб. (469.767 руб. + 349.549 руб.) указана в решении в качестве недоимки.

Общество, оспаривая вывод инспекции о занижении налоговой базы в виду неверного определения кадастровой стоимости, со ссылкой на положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", указывает на то, что при расчете налоговой базы общество руководствовалось официальными сведениями о кадастровой стоимости спорных помещений, полученными в виде данных на официальном Интернет-портале Росреестра "Публичная кадастровая карта", подтвержденных впоследствии кадастровыми справками уполномоченного по ведению государственного кадастра органа - ФГБУ "ФКП Росреестр" от 10.06.2015.

Вместе с тем, в соответствии с п. 1 ст. 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведение бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378, 378.1 Кодекса.

Исходя из положений п. 1 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено п. 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со ст. 378.2 Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые и торговые центры и помещения в них; нежилые помещения, предназначенные в соответствии с кадастровым паспортом или фактически использующиеся для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства; жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств.

Пунктом 2 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1, 2, 4 п. 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Согласно п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации п. 3 ст. 12 и п. 2 ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации на территории г. Москвы принят Закон N 63, устанавливающий с 1 января 2014 особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса.

Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2014 год в соответствии с п. 1 ст. 1.1 Закона N 64 определен в постановлении Правительства г. Москвы от 29.11.2013 N 772-ПП.

Налогоплательщиком не оспаривается то, что общество является собственником помещений с кадастровыми номерами 77:07:0012006:4899 и 77:07:0012006:4901, расположенными в здании с кадастровым номером 77:07:0012006:1217, расположенном по адресу: Москва, улица Верейская, дом 17, которое включено в Перечень под номером 1768, в связи с чем, на основании п. 2 ст. 375, ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество для этого здания, а также для всех входящих в него помещений, вне зависимости от количества собственников здания и помещений в нем, должна определяться как его кадастровая стоимость.

Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации определена в ст. 3 Закона N 135-ФЗ как - стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных ст. 24.19 настоящего Федерального закона.

Под государственной кадастровой оценкой в силу ст. 24.11 Закона N 135-ФЗ понимается совокупность действий, включающих в себя: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке; отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости и заключение с ним договора на проведение оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании ст. ст. 24.12, 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).

В соответствии со ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ в течение 10 рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган кадастрового учета осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае исправления технической ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с даты внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном ст. 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 221-ФЗ.

Следовательно, кадастровая стоимость определяется только на основании проведенной в соответствии с решением исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации государственной кадастровой оценки и учетом ее результатов в нормативном акте этого исполнительного органа принятом в порядке ст. 24.17 Закона N 135-ФЗ, с возможными изменения утвержденного в таком нормативном акте размера кадастровой стоимости для каждого объекта недвижимого имущества только путем принятия судом или комиссией соответствующего решения на основании заявления собственника объекта.

Исполнительным органом власти в г. Москве на основании Устава является Правительство г. Москвы, которое в силу перечисленных положений Федерального закона N 135-ФЗ вправе утверждать и устанавливать размер кадастровой стоимости на 1 января соответствующего года на основании проведенной государственной кадастровой оценки в принимаемом по ее результатам постановлении, подлежащем официальному опубликованию в утвержденном печатном издании и размещении в сети Интернет на портале www.mos.ru.

Иные, кроме содержащихся в постановлении Правительства г. Москвы об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, данные о размере кадастровой стоимости в отношении конкретного объекта данные, включая сведения, справки и кадастровые паспорта, полученные от уполномоченных по ведению государственного кадастра органах и учреждениях подчиненных Росреестру, не являются достоверными и не должны приниматься во внимание при определении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций в порядке ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 6 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено специальное правило определения кадастровой стоимости помещений в здании, включенных в Перечень, в отношении которых соответствующим нормативным актом кадастровая стоимость не определена, при наличии определенной кадастровой стоимости самого здания.

Согласно п. 6 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость помещения определяется как доля кадастровой стоимости здания, в котором находится помещение, соответствующая доле, которую составляет площадь помещения в общей площади здания.

Иным образом, кадастровая стоимость помещения в здании, входящем в Перечень, в том числе на основании кадастровых справок и иным образом, определению не подлежит.

При таких обстоятельствах, с учетом того, что единственным источником определения размера кадастровой стоимости для внесенного в Перечень объекта недвижимого имущества для целей исчисления налога на имущество организаций на основании ст. ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации на 2014 год является постановлении Правительства г. Москвы от 26.11.2013 N 752-ПП, иные, полученные даже от официальных и уполномоченных органов или учреждений, отличные от сведений содержащихся в постановлении N 752-ПП, не могут быть учтены налогоплательщиками и приниматься во внимание при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций.

Ссылка заявителя жалобы на судебные акты по иным делам судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку приняты по иным фактическим обстоятельствам и не имеют преюдициального значения для настоящего спора.

Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку фактические обстоятельства спора, на которые ссылается заявитель, были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Оснований для отмены судебного акта не имеется. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 16.11.2015 по делу N А40-154791/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

 

Председательствующий судья

Т.Т. Маркова

 

Судьи

Ж.В. Поташова
Д.Е. Лепихин

 

Номер дела в первой инстанции: А40-154791/2015


Истец: ООО "Гранд Сервис Билдинг ", ООО "ГРАНД СЕРВИС БИЛДИНГ"

Ответчик: ИНФС России N 31 по г. . Москве, ИФНС России N 31 по г. Москве